Фото: Қазақи Кокандского Ханства, снимок второй половины XIX-го века. Во время путешествия по Центральной Азии, венгерский путешественник Арминий Вамбери отмечал, что Қазақи в Кокандском Ханстве составляли основное население этого государства: “Казахи – самый многочисленный народ в Ханстве. Они ведут кочевую жизнь в гористой местности между озером Чаганак и Ташкентом. Среди кокандских казахов есть зажиточные, имеющие дом в Хазрет Туркестане или в других местах, но в них они никогда не живут”. История Қазақского народа, да и государства в целом, очень сильно переплетена с историей Кокандского Ханства, о чем будем продолжать говорить. Этот пост для тех, кто утверждает, что у Кочевников никогда не было и они не жили в каменных домах. Дома были и не один дом, как у оседлых, а несколько домов, стоящих в разных городах на пути кочевок и не только в городах, а так же в странах. Для Кочевника не существует границ, только пастбища для многотысячных отар. Очень мне нравится сцена в турецком фильме “Воскрешение Эртугрул”, где Византийский Правитель приказывает не пускать Кочевников на территорию Византии, “иначе они понаставят свои юрты, пустят пастись свой скот, а потом обьявят эти земли своими”. Где сейчас могущественная Византия? А скот и юрты Кочевников до сих пор стоят там…
    7 комментариев
    47 классов
    Как 92 тысяч казахов разогнали непобедимую армию Наполеона
    7 комментариев
    55 классов
    Керей (Гирей, Кирай) Из книги Султанова Турсуна «Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей». Гирей (Кирай). Красивое имя. В восточных источниках оно встречается как среди Чингизидов, так и кочевой знати. В частности, одного из потомков Тука(й)-Тимура звали Хаджжи-Гирей; он был современником «казахского» Гирея/Керея и основателем Крымского ханства (XV век). После него имя Гирей превратилось в Крыму в почётный титул и стало добавляться к собственному имени каждого хана из династии Хаджи-Гирея, потомка Тука-Тимура, сына Джучи. О происхождении имени Гирей нет точных сведений. Как указывал В.В. Бартольд, ещё в 1908 году турецкий автор Ахмад-Вефик-паша в своём словаре «Лахджа-йи Усманийа» утверждает, не называя своих источников, будто «гирей» – монгольское слово, произносится по-монгольски «гарай» и употребляется в значении «заслуженный, достойный, обладающий правами». Напомню читателю, что Казахское ханство было образовано совместной деятельностью двух Джучидов – султанами Гиреем (Керей) и Джанибеком. Но «падишахом был назван Гирей». Эти слова Махмуда ибн Вали полностью подтверждаются как сведениями «Тарих-и Рашиди», так и данными исторических сочинений периода Мухаммада Шейбани-хана (ум. в 1510 году): «Нусрат-наме», «Фатх-наме», «Шейбани-наме», «Михман-наме-йи Бухара» и др. Именно Гирей выступает со страниц этих нарративных источников в качестве старшего хана казахов. Подробности ханствования Гирея нам неизвестны. Последний раз его имя встречается в источниках («Нусрат-наме», «Шейбани-наме» Бинаи) под 878/1473-1474 годы. По всей вероятности, он и умер в те же годы. *** Об отце Гирея, Анике-Булад-султане (по «Нусрат-наме» – просто Булад) в известных нам источниках нет сведений. Зато имя его деда Токтакыйа – упоминается у многих восточных авторов. Токтакыйа был старшим сыном Урус-хана и после его смерти в 1377 году наследовал отцу. Согласно характеристике автора «Шаджарат ал-атрак», по своей природе и естественным склонностям Токтакыйа был мягким и учтивым царевичем. Но этим миролюбивым добродетелям деда Гирея не было суждено проявиться в полной мере: он ханствовал всего лишь три месяца и погиб в войне с эмиром Тимуром (правил в Средней Азии в 1370-1405 годах) и его протеже – мангышлакским царевичем Токтамыш-огланом (впоследствии ханом Золотой Орды). По «Нусрат-наме», Гирей был единственным сыном Пулад (Булад)-султана. У Гирей-хана было много сыновей, пишет Мирза Хайдар, однако он не приводит их имена. Согласно генеалогии Джучидов, помещённой в «Нусрат-наме», у Гирей-хана было три сына. Первый сын Гирея – Бурундук. После смерти отца он вступил на престол. Второй сын Гирея – Ходжа-Мухаммад. О нём в известных нам источниках нет сведений. Третий сын Гирея – Султан-Али. Были ли у него дети или нет, также не известно.
    3 комментария
    100 классов
    Сегодня, 16 апреля, свой 78 - й День рождения отмечает Фаррух Каримович Закиров (1946🌹) - советский и узбекский эстрадный певец, композитор и актёр. Художественный руководитель ВИА "Ялла" (с 1976 года). Народный артист Узбекской ССР. ПОЗДРАВЛЯЕМ!💐 Фаррух Каримович Закиров также народный артист Казахстана, Кыргызстана, Ингушетии, Таджикистана, Каракалпакстана и Татарстана. Пожелаем ему здоровья и долголетия.
    7 комментариев
    83 класса
    Волшебство мелодий туркменских бахши Народная музыка для туркмен, без сомнения, это звучание любимого дутара. Ведь если хорошенько прислушаться, то в его мелодии можно услышать хруст раскалённого песка в жаркой пустыне, переливчатое многоголосье горных речушек, шёпот склонившихся над водой ив и плеск вод древнего Каспия – все звуки любимого, отчего края. *** Дутар – неотъемлемая часть культуры Туркмении, но знаменитый инструмент был бы мёртв, без человека, в чьих руках он умеет петь, смеяться и плакать, передавая все оттенки и нюансы человеческих чувств. Конечно же, речь идёт о людях, без которых не обходится ни одно торжество, будь то сельская свадьба или общенародный праздник – это народные певцы-бахши. Во все времена башхи пользовались огромным почётом и уважением народа, ведь их мастерство способно заворожить и успокоить, заставить задуматься над глубиной мысли туркменских поэтов, сопереживать героям «дестанов» (эпос). А имена знаменитых певцов всегда на слуху, их поступки становятся мерилом добра и зла, а жизнь обрастает легендами. О том, что состоится выступление бахши, люди обычно узнают заранее, и начинают тщательную подготовку. Выбирают наиболее удобное место для торжества, готовят угощение, продумывают вопросы для беседы. Послушать бахши, обычно собираются до двух тысяч человек, которых нужно где-то разместить, поэтому для выступления певцов, самым лучшим местом является площадь. На ней расстилают большой ковёр, рядом разводят огромный костёр, что бы освещал всех присутствующих, а в нескольких метрах от него, раскидывают богатый дастархан, на который выставляют традиционные угощения: сладости, фрукты и другие угощения. А как только спадет дневная жара, часов в 5-6 вечера, знаменитый певец появляется на публике. По мусульманскому обычаю бахши, являются кастой и носят особую одежду: толстый халат на вате – «дон», «тельпек» – шапка-папаха из шкуры белого или чёрного баранов, белую рубаху и широкие штаны. На ногах, обычно красуются, сапоги из мягкой кожи. По правилам они пьют воду из святого источника, привезённую с собой, и едят, непременно, из собственной посуды. В начале концерта музыкант выпивает пиалу чая, произносит подобающую суру из Корана, садится по-турецки (айбогдаш) и начинает петь. Сильный гортанный голос в паре с тихими, умиротворяющими переборами дутара, имеют ошеломляющий эффект. Ещё недавно возбужденно гудящая толпа пришедших слушателей, мгновенно замолкает с первыми аккордами. *** Через два часа непрерывного пения сказитель делает небольшой перерыв, во время которого обязательно пьёт чай, восстанавливая горло, и общается с пришедшими людьми. Так незаметно проходит короткая летняя ночь, вот уже догорает костёр, занимается новый день, а музыка всё летит и летит над степью. И только тёмные круги усталости залегли под глазами, утомлённого бахши, да слегка поредела толпа слушателей. Но всему приходит конец, концерт окончен и люди неохотно расходятся по домам. Помощник бахши забирает у певца дутар и прячет в специальный футляр из мягкой материи, только он и хозяин имеют право прикасаться к замечательному инструменту. Сегодня дутар отлично пел – спасибо мастеру его изготовившему! Название инструмента происходит при слиянии иранских слов: «ду» – два, «тар» – струна. Да, у дутара всего две струны, но тем удивительнее извлекаемое из него количество ошеломляющих звуков! Усто – мастер по изготовлению дутаров, по праву и в полной мере заслуживает того, чтобы разделить громкую славу народных бахши. Но он не ставит на своих дутарах личного клейма. Зачем? Ведь каждый усто из тысячи узнает свой инструмент, по звучанию, как отец по голосу узнает своего сына. Мастерство усто всегда было в почёте. За хорошо звучащий музыкальный инструмент давали коня, а секреты ремесла дутарных дел мастеров передавалось по наследству и только в семейной династии. Жаль только, что сегодня их становится всё меньше. *** Усталый бахши собирает свою торбу, завтра его снова ждут люди, о чём споёт он им? Конечно, что-нибудь из национального эпоса – «дестана». Эти музыкально-поэтические сказания, имеющие прозаические и поэтические фрагменты повествования очень популярны в Туркмении. Но со временем эти сказания претерпели значительную трансформацию и сегодня можно говорить о двух видах «дестанов»: тюрко-огузский народный эпос («Шахсенем и Гарып», «Саят и Хемра», «Тахир и Зохра», «Кер-оглы», «Аслы и Керем»), и дестаны, сюжетная линия которых взята из иранской литературы («Лейли и Меджнун», «Шабахрам», «Мелике-Диларам», «Хурлукге и Хемра», «Гуль и Санабур»). Однако и те, и другие очень популярны в народе по сей день. Самобытные особенности туркменской музыки выражаются в оригинальных приёмах пения бахши. Исполнители поют с огромным напряжением голосовых связок и обычно в верхнем регистре. По применяемым оборотам вокального искусства, нередко можно определить к какому племени принадлежит тот или иной певец. Так, если бахши при исполнении применяет «секдирмек» – необычно исполняемые форшлаги – своеобразные икания, то можно говорить о его принадлежности к племени йомудов, проживающих в Ташаузском велаяте. А их соседи – племя чаудыров, в свою очередь применяют ещё более непривычный для европейцев приём – горловое пение хриплым голосом – «алкым сес». В сегодняшнем Туркменистане созданы беспрецедентные условия для творчества бахши. В целях продолжения и развития народных традиций, существуют специализированные школы искусств, где изучают творчество знаменитых народных исполнителей, а в государственной консерватории открыты факультеты: «Бахши» и «Туркменская музыка». Ежегодно, во второе воскресенье сентября в стране широко отмечается всенародный праздник – «День туркменского бахши», официально внесённый в государственный реестр в 1992 году.
    1 комментарий
    30 классов
    В средневековых источниках название этого города, в котором издревле проживали азербайджанские тюрки, упоминалось как Реван, Иреван и Ириван. Хотя и некоторые стараются увязать нынешнее название Еревана с названием крепости Эребуни (Ирпуни), построенной во времена царя Урарту Аргишти I, но насколько урартийцы не имели отношения к хаям, настолько и крепость Эребуни, ни с территориальной, ни с исторической точки зрения, не имела связи с нынешним городом Иреван. Расстояние между Иреваном и крепостью Эребуни значительное. То, что абсолютно большинство гидронимов Иревана и ее окрестностей имеет тюркское происхождение, еще раз доказывает, что эта территория являлась древним местожительством азербайджанцев. Среди материально-культурных образцов, обнаруженных во время проведенных раскопок на территории города Иреван, не было найдено ни одного образца, присущего армянам. Этот город-крепость, в котором проживали только азербайджанские тюрки, также являлся одним из центров богатой культуры Азербайджана. Социально-эконо­ми­чес­кое развитие города Иреван как центра, относится к периодам беглярбекства Чухур-Саад и Иреванского ханства. В конце XIX – начале XX века в Иреване существовали десятки улиц с азербайджанскими названиями. До начала XX века Иреванская крепость и располагающиеся внутри нее Ханский дворец, мечеть Аббаса-Мирзы считались историко-архитектурными жемчужинами города.
    2 комментария
    68 классов
    Зарина Алтынбаева - оперная певица из Казахстана
    13 комментариев
    139 классов
    Мурад Аджи о взятии Казани: - Если Рюриковичи были тюрками, то почему Иван Грозный уничтожил Казанское ханство? - А он его уничтожал? В вашем вопросе звучит эхо российской истории, придуманного лишь для того, чтобы придать устрашающую силу Москве и её правителям. Я, прежде чем приступить к написанию главы о крушении Казани, размышлял над событиями и, естественно, обратил внимание на любопытный, как мне показалось, факт, – у Москвы в период её походов на Казань не было войска. Вообще. Её стрельцы появились в 1572 году, а в Казань московский князь отправился в 1545 году 15 лет от роду. Не мог не возникнуть вопрос, кто же воевал под именем Москвы? Уточнил биографию Ивана Грозного, оказалось, в казанский поход русский «злодей» пошёл, не имея военного опыта по причине малолетства. Его лицо окружала не борода, а юношеский пушок. Это обстоятельство заставило меня внимательно читать литературу о взятии Казани, перепроверять известные факты, сомневаться в них. Не поверил глазам, прочитав, что «русское» войско на Казань вёл казанский хан Шах-Али, жаждавший отомстить предававшим его мурзам и бекам, переметнувшимся к ставленнику крымского хана, мусульманину Сафа-Гирею. А если говорить короче и простым языком, та война была не из-за религии, не из-за власти, как написано в учебниках истории, а из-за женщины – её звали Сююмбике. Она досталась победителю – хану Шах-Али. Причём здесь мальчишка, московский князь по имени Иван? Штурмовали Казань крымские татары, они составляли «русское» войско, донские татары делали подкоп под городскую стену, они же взорвали её. Ворвавшись в стенные проломы, нападавшие очень быстро закончили дело. Русских солдат среди них не было, потому что их не было в природе. Как и положено, победителя кто-то приветствовал, другие ненавидели. Но победителем, разумеется, называли не Ивана Грозного. Имя «Грозный» ему придумали позже, когда придумывали ужасы казанского похода. *** Ну, и самое удивительное. Казанские татары не знали ислама, они тогда ещё верили в Тенгри. Исламские проповедники лишь собирались сюда, через Крым лежал их путь. Массовое обращение населения к исламу началось в 1570-х годах, после церковного раскола в России. Об этом я рассказал в своей новой книге, чего мне не могут простить казанские татары, у них пока взгляд на историю совершенно другой. То, что начертил Яков Брюс, главный идеолог России при Петре I, казанские учёные мужи не желают снимать повязок со своих глаз. Надеются прожить слепыми, так удобнее. Ещё раз подчеркну, как всякая тюркская орда, Казанское ханство всегда имело икону Умай. Когда Умай пришлась здесь не ко двору, её передали христианам, которые назвали икону Казанской иконой Божией матери. Здесь своя история, окружённая мифами, но достаточно хорошо известная историкам. Икона – это небесный символ тюрков Казанского ханства, она и свидетельствует о вере, которую пытаются отрицать люди, облачённые в профессорские мантии. *** - Что же Иван Грозный или Пётр I придуманные личности? Тогда почему именно Пётр прорубил окно в Европу, провёл гигантские по масштабам реформы русского общества? - Извините, но я никогда не утверждал, что Иван Грозный или Пётр I, или кто-то иной из московских правителей были придуманными личностями. Придуманы дела, якобы сделанные ими. А это совершенно другое. Взять, к примеру, Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Это же мыльный пузырь, он и меча в руках не держал. В 1380 году южная граница Московского княжества, как известно, проходила по Москве-реке, на том берегу лежала страна Татария, о ней сообщают географические карты той поры, свидетельства очевидцев, топонимы. До Кавказа и Крыма тянулась она. Страна эта появилась в IV веке как Дешт-и Кипчак. При Бату её звали Золотой Ордой, европейцы же именовали Татарией, а народ – татарами. Были донские, рязанские, белгородские, курские и другие татары. Их города – Кипензай, Тулу, Бурунинеж, Курсык, Биринчи, Симбир, Сарытау. Удивляться здесь нечему, старинные кладбища в Орле, Рязани или Туле до сих пор известны как татарские. Других тогда здесь просто не было. О том времени сохранилось столько легенд. Одна из них, о Куликовом поле, её сочинили в XVII веке, когда Пётр I призвал западных учёных писать российскую историю, и те написали, не удосужившись связать концы с концами. *** У русских не было армии, о каком сражении речь? О каком поле Куликовом? По условиям договора с Ордой, их молодёжь служила в войске хана. Вот почему нет материальных следов Куликовской битвы, на что обратили внимание серьёзные исследователи. О том, что Куликовская битва вымысел от начала до конца, сообщал Н.М. Карамзин, в примечании 81 к главе I тома V своей «Истории». Анализируя её «источники», этот осторожный в оценках историк, не выдержав, воскликнул: «Какая нелепость!» Идею «Куликовской битвы» русским подал немец Кранц, вернее написанная им в XV веке книга «Вандалия». Там упомянута битва 1380 года русских с ордынцами на реке Синяя Вода. Победили русские… Но немец, как принято в то время, русскими называл норманнов, то есть шведов, когда-то осевших в Литовском княжестве. Ориентировался он и в географии, указав, что река Синяя Вода – приток Южного Буга. Иначе говоря, в книге речь шла о битве на территории нынешней Украины, то была порубежная стычка из-за скота. Однако Пётр I желал героической истории России. И он получил её. Татарстан. Декабрь 2004.
    4 комментария
    62 класса
    Azerbaijan 🇦🇿☪️
    1 комментарий
    89 классов
    Бір жапырақ нанға қызымызды айырбастадық | Ирандағы қазақтардың тойы
    2 комментария
    25 классов
Шведская открытка. Источник Almas Ordabaev
Неповторимый Через четыре года,22 апреля 2028 года ему исполнится сто лет. Идея фильма о Султане Бейбарсе появилась еще в 1965 году. Главную роль должен был играть Шакен Айманов. Но в высоких кабинетах решили, что фильм слишком серьезный. И сценарий лег на полку, где пролежал почти 30 лет. В 1989 фильм начали снимать, режиссер Болат Мансуров предложил на главную роль Нурмухана Жантурина. Утвердили сразу. И мы все увидели шедевр. Жантурин был яркий, талантливый, не умею­щий прогибаться и оттого не- угодный вышестоящим начальникам и бесконечно любимый простым народом. А вы знали, что Нурмухан Жантурин вырос у нағашы? Его деда и отца забрал НКВД. А мама Газиза ушла в отчий дом.
Турецкие ногайцы В настоящее время, десятки тысячи турков имеют ногайское происхождение, но лишь немногие из них все еще сохранили свою ногайскую идентичность
Драконарий (лат. Draconarius) — кавалерийский офицер, задачей которого было нести знамя «дракона» во время битвы (аналогично пехотному сигниферу). В римской армии впервые они появились во II веке нашей эры, в связи с использованием вспомогательных отрядов из Сармат. Изначально основной его задачей было определение направления ветра для конных лучников. «Дракон» — представлял собой длинный шест, увенчанный бронзовой или золотой головой дракона с широко раскрытым ртом и привязанной к ней сзади материи, выполненной в форме носка, чтобы когда ветер дул через открытый рот дракона она развевалась в виде змеи. Когда несший его всадник отдыхал, этот рукав свисал вдоль древка, но и во время движения
Показать ещё