ТУПИК?!
С начала лета в Березниках работает группа социологов из крупнейших государственных университетов. С одним из них «Новой городской» удалось пообщаться.
– Почему вы согласились общаться в нашей газетой только анонимно?
– Чтобы не раскрыть тех, с кем работал в Березниках.
– Тема вашего исследования, для которого понадобилось приехать в Березники?
– Труд и повседневная жизнь в промышленном городе. Мы занимаемся не только Березниками, вместе с напарницей мы вскоре уезжаем в другие города, в Йошкар-Олу, например. Ваш город лишь один из многих, где мы проводим исследования.
– Вы говорили, что поначалу работа шла туго…
– Нас прежде всего интересовали рабочие, а с ними мы здесь никак не были связаны и приходилось искать контакты. Сначала мы вышли на инженеров, технологов. Постепенно, врастали в жизнь города. К примеру, поскольку моя коллега занимается спортом, то через секции появились информаторы. С ними записывали интервью, они выводили нас на новые контакты. Так накапливались знакомства и связи, и в какой-то момент набралось то количество респондентов, которое позволяет делать научные выводы. Плюс мы дали объявление в соцсетях о том какие темы нас интересуют, что мы не журналисты и ничего не будем публиковать в прессе. И люди откликнулись.
– Как строятся ваши интервью?
– Сначала мы просим человека рассказать про свою жизнь то, что он сам считает нужным. Потом задаём вопросы. В данном случае нас интересовало, как меняются предприятия в связи с общей политикой в стране. Как на фоне этих перемен меняется жизнь людей, и трудовая и повседневная. Как они планируют будущее, как планируют своё время. У нас есть список определённых вопросов и выходит интервью примерно часа на полтора.
– Наверное, ещё рано говорить о результатах. Но поделитесь впечатлением. Что такое рабочий класс в Березниках?
– Нет единой группы под названием «рабочие». Как правило, все они очень разные. Это люди из рабочих семей. Люди, которые выбирают между работой в бюджетной сфере, работой на частника и трудом на заводе. Работа на заводе может быть менее высокооплачиваемой, но воспринимается, как более стабильная. Тема стабильности всплывает постоянно.
– Верно понимаю, что люди готовы выбирать стабильность даже в ущерб доходу?
– Так и есть. Интересно, что в зависимости от степени интеграции человека в жизнь города меняется и его отношение к труду, планированию своего будущего. Люди, которые обладают большим количеством связей – родственники, друзья… – они и работу воспринимают, как часть социальной жизни. Те, кто выключен из городской жизни, люди-одиночки, по-иному воспринимают и свою трудовую деятельность. У них более непредсказуемый взгляд на будущее. А те, кто интегрирован плотнее, через семью, через родственников, они и работу стараются выбрать на подольше, а желательно и навсегда.
– Работу в Березниках?
– Да, в Березниках. Но! Это пока только предварительные выводы.
– Вы спрашивали про планы уехать их города?
– Да. Говорят, и довольно часто, что да – планируем мол уехать.
– С чем люди связывают такое решение? С последствиями техногенной аварии?
– Есть несколько причин, по которым люди хотят покинуть Березники. Кто-то связывает такое желание с провалами. Кто-то хочет уехать потому, что не видит здесь будущего для детей. Они хотят, чтобы их дети реализовали себя в более крупных городах. Некоторые хотят уехать, чтобы иметь другой стиль жизни, присущий этим большим городам. Есть, кстати, даже такие, кто планирует покинуть Березники просто из-за холодной погоды.
При этом понятно, что тема переезда связана не столько с желанием, сколько с возможностью осуществить это. Те, у кого она есть, по-другому и своё желание формирует. Например, выбирают из нескольких городов те, где есть родственники, знакомые или гарантированная перспектива получить работу. В таком случае человек и на Березники смотрит, сравнивая. Те же, кому сложно уехать из Березников, живут по формуле «где родился, там и пригодился».
Но меня, кстати, порадовало, что есть довольно много патриотов Березников. Люди любят свой город, даже если критически относятся к каким-то отдельным сторонам жизни в нём, и даже если сами хотят уехать отсюда.
– Довелось слышать, что Березники рано или поздно превратятся в посёлок для тех, кто работает на промышленных предприятиях. Что касается социальной инфраструктуры, то останется только та, которая обслуживает самих работников и их детей. Всё остальное постигнет оптимизация. Иными словами – культура нам не по карману. Что вы думаете по этому поводу?
– Пока сложно делать выводы. Но уже видно, что из Березников вымывается интеллигенция, люди творческих профессий. Пока ситуация такова, что они здесь не нужны. Оптимизация накрыла всю бюджетную сферу. Но город – это больше, чем место, где человек живёт. Где он ходит на работу, принося туда своё тело и свои мозги, которые он обязан держать в порядке, чтобы не ломать дорогостоящее оборудование. Пока получается, что полезные для местной промышленности люди будут сохраняться. И это логичное и яркое выражение неолиберальной политики, которая приводит к тому, что в Березниках нарастает диспропорция, между теми кто занят в промышленности и всеми остальными. Естественно – в пользу первых.
– Что такое неолиберализм?
– Это политика урезания социальных трат. Когда те сферы жизни, которые мы привыкли считать некоммерциализированными – образование, медицина – начинают работать по рыночной логике, в терминах рынка.
– У вас не сложилось ощущения, что местная власть относится к городу, как к предприятию? И если в чём-то нет прямой выгоды, то этого «чего-то» никому и не надо. Живой пример - реформа городского общественного транспорта.
– Всё это потому, что этот общественный транспорт работает на кого? На пенсионеров, на работников бюджетной сферы. А они-то не приносят прямую выгоду предприятиям. И эти люди чаще всего не могут купить себе автомобиль.
– Хотите сказать, что численность населения Березников будет сокращаться и дальше, до размеров того самого промышленного «ядра» и тех, кто его обслуживает?
– Скорей всего, что так…
– Когда говорят что Российская Федерация – это социальное государство…
– На самом деле социальным государством был Советский Союз. Что же касается неолиберализма с его оптимизацией всех непроизводственных трат, то такая политика проводится не только в России, но и во всех странах мира. И в Европе, и в США.
Мы привыкли что Россия – страна догоняющая Запад. Так вот, в направлении урезания социальных трат мы этот Запад опережаем. То как в России сегодня проводят политику оптимизации в Европе будут делать лет через двадцать. Вот ведь парадокс. У нас было одно из самых сильных социальных государств – СССР, которое разрушилось быстрее, эффективнее, по-волчьи, чем где-либо ещё. Вот это поражает. Как так получилось, что мы оказались более дикими чем самый дикий капитализм!?
– Закон сохранения диктует, что если в одном месте убыло, то в другом прибыло. Где прибывает?
–Дэвид Харви, автор «Краткой истории неолиберализма», считает, что неолиберальный проект – это не только способ управлять, но и ещё и классовый проект. Способ перераспределения ресурсов в пользу богатых. И я с этим согласен, и факты это подтверждают. Богатые богатеют, бедные беднеют. Подобная тенденция характерная для всего мира. А в России действующее законодательство таково, что делает обогащение богатых довольно удобным и комфортным для них.
– Например?!
– Налоговый кодекс РФ, где установлена единая планка подоходного налога в 13 процентов, независимо от уровня доходов. В то время, как на Западе размер подоходного налога может составлять до 50-60 процентов. Конечно там, на Западе, найдут толкового бухгалтера, который поможет снизить налоговую нагрузку. Но согласитесь, что если половина дохода уходит на уплату налога, то это более соответствует представлениям о справедливости. Никто не стоит миллиардов долларов в год. Будь ты хоть гений типа Билла Гейтса. Всё равно твой успех – это не только и не столько твоя личная заслуга, а в немалой степени и социальная поддержка, и среда, и страна с её законами.
– Честно говоря, после таких слов сам собой напрашивается вопрос о социальных потрясениях.
– Люди, как суперкомпьютеры, рождаются с огромными возможностями. Но с довольно пустотными программами. В нас ничего особенно не заложено. Вот чем человек и страшен, и прекрасен одновременно! Из него можно сделать всё, что угодно. И уже выросло целое поколение, которое не знает ничего кроме этой системы. Поколение, которое не считает обязательным культурное развитие. А зачем ему это!?
Вот примерная логика рассуждений такого человека: «Я люблю играть в компьютерные игрушки, и я в них играю. Государство даёт мне возможность делать это и дальше. Конечно за эту возможность мне придётся отпахать смену на заводе. А потом я возвращаюсь домой и снова играю, потому что мне сказали, что играть это хорошо и что есть новые игрушки. Время от времени надо выходить на спортивную площадку, чтобы своё тело поддерживать в рабочем состоянии. Всё! Дальше можно считать себя свободным человеком».
Но чтобы осознать свою несвободу – нужно образование, в том числе и гуманитарное. Которое, как мы уже отметили, из Березников изгоняется.
В своё время я занимался протестными движениями. Могу сказать что, во-первых, протест становится всё более экономически мотивированным, меняется социальный состав протестной публики. Она становится более бедной. Во-вторых, меняется риторика. Люди выступают не только за права и свободы, но и за хлеб, деньги и социальные гарантии.
– Если вернуться к Березникам, вы можете дать совет местной власти. На что-то ей обратить внимание?
– Если вы не хотите довести ситуацию до точки кипения, давайте возможность реализоваться самым активным гражданам. К примеру, набирает человек общественное влияние, так дайте ему должность в городской администрации, пусть он использует это накопленное влияние. Поэтому советую власти учиться вести себя не как барам, а чутко реагировать на запросы и колебания настроений в обществе.
Подготовила Алёна КОЗЫРЕВА, фото Сергея КУЗНЕЦОВА
новая Городская Газета
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1