Знакомство с Мутазилитским мазхабом
Начало Мутазилитскому мазхабу положил ученик Хасана Басри - Васил ибн Ата. Басри был табиином и умер в 111 году по хиджре. Однажды, Хасана Басри спросил некий человек, пока Васил ибн Ата сидел рядом с минбаром своего учителя: согрешивший является мумином или же кяфиром? Этот вопрос был похож на убеждение хавариджей, считавших, что грешник является кяфиром. Опередив учителя, Васил ответил: "Не мумин и не кяфир, но остался между ними". Сказав это, он отдалился от людей и, опираясь на стену, начал защищать своё мнение.
После этого появилось Мутизилитское течение. Название исходило от арабского "اعتزل عن الحسن", т.е., буквально - "отделился от Хасана". Мутазилитский кялам взят из многих хутб Имама Али (мир ему). Поэтому Мутазилитский мазхаб имеет сходство с Шиитским мазхабом, но имеются и расхождения. Мазхаб мутазилитов существовал вплоть до VI-VII веков, но потом Салахаддин Аййуби положил конец мутазилизму. Несмотря на это, Мутазилитский мазхаб всё ещё существует в Йемене. К сожалению, большинство йеменских шиитов в фикхе - ханафиты, а в акыде - мутазилиты. В Йемене также содержится много мутазилитских книг, ибо во времена Абдун-Насира их часто печатали в Египте. Самая распространённая - "Аль-Мугни" Кази Абдуль-Джаббара.
Сходство мутазилитов с имамитами:
-мутазилиты согласны с шиитами в двух вещах: Таухиде (единобожие) и Адле (справедливость)
Таухид - отказ от наличия у Аллаха тела и органов.
Справедливость - признание справедливости Аллаха. Эти два мазхаба верят в то, что с помощью разума можно отличить добро от зла.
-лозунг мутазилизма - Таухид и Адль. Для мутазилитов Таухид - не только свидетельство единства Аллаха, но и аргумент в пользу того, что он не имеет физической оболочки (отсутствует джисм - тело), а также не похож на творения.
Различия мутазилитов от шиитов:
-грешники
Первым и большим различием является мнение о грешниках. Для имамитов грешный человек не является кяфиром, как говорят хавариджи, и не является тем, кто остался между иманом и куфром (аль-манзиляту бейналь манзилятейн), как утверждают мутазилиты. У имамитов человек, совершивший большой грех - фасык (грешник), то есть тот, кто ослушался Аллаха.
Имамиты не верят в то, что человек остаётся между иманом и куфром. Потому как человек бывает либо неверующим, либо верующим. Коран говорит: "Он - тот, кто сотворил вас. Есть среди вас неверные, но есть и верующие, и Аллах видит всё, что вы вершите". [1]
2. Рай и Ад
Согласно убеждению имамитов, рай и ад сейчас существуют, но мы не знаем, где они находятся. Коран говорит: "(...) воистину, геенна окружает неверных".[2]
Согласно убеждению мутазилитов, Аллах создаст рай и ад позже. Эта тема относится не к иману или к куфру, но к Корану и тафсиру.
3. Шафаат (заступничество)
Все мусульмане принимают шафаат, даже ваххабиты. Мутазилиты также принимают его, но в данном случае различие от них имамитов в том, что у мутазилитов шафаат только для муминов, грешникам он недоступен. Шафаат Пророка же будет для увеличения степени мумину в Раю. Имамиты же верят в то, что грешник с помощью шафаата, очищаясь от грехов, будет введён в Рай. Коран говорит: “Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!" [3]
4. Ихбат (Обнуление хороших дел)
Мутазилиты говорят, что если человек согрешит, например, совершит гъибат (злословие), то все его молитвы, посты и пр. в течении 60 лет сотрутся. Имамиты же верят, что хорошие действия стираются лишь если человек отвернётся от своей веры и станет отступником (муртадом). То есть, только иртидад (отступничество) стирает все грехи. Коран говорит: “(...) и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его".[4]
Довод тому, что иртидад стирает все грехи: "А если кто из вас отвернётся от своей веры и умрет неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей". [5]
Но другие действия, будто то плохие или благие, оценятся. Коран говорит: “Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах, будет благоденствовать, тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет [адская] пропасть. Откуда тебе знать, что это такое? [Это] пылающий огонь”.[6]
5. Худжат (довод) разума
Имамиты принимают разум как худжат (довод) и признают, что без него религия несовершенна, но в то же время устанавливают для разума ограничения. Например, при отсутствии довода в Коране или сунне разум будет играть важную роль. Однако, мутазилиты пошли дальше и перестали обращать особое внимание на хадисы. К примеру, Замахшари в своём тафсире "Кашшаф" использовал очень мало хадисов.
6. Принятие таубы (покаяния) Аллахом
Имамиты верят, что если некий человек сделает таубу, то Аллаху не ваджиб принять эту таубу. И если же он (Аллах) захочет, то примет таубу. Но у мутазилитов принятие таубы у кающегося Аллаху - ваджиб. В главе "Маад" книги "Кашшаф" об этом подробно написано.
7. Степень значимости пророков и ангелов
Имамиты полагают, что пророки выше ангелов. Но Мутазилитский мазхаб утверждает, что ангелы выше пророков. Имамиты верят, что у ангелов нет возможности согрешить. Поэтому тот, кто имеет возможность согрешить, но не делает этого имеет положение выше, чем тот, кто не имеет такой возможности.
8. Джабр и тафвиз
Другое различие состоит в принуждении и свободе. Имамиты говорят, что в этой жизни люди свободны и не принуждены ничем. Мутазилиты утверждают, что человек является "муфавваз", то есть просто созданным Аллахом. По ашаритскому убеждению человек - "мусаййар", то есть Аллах вынуждает человека двигаться, ходить, и пр., даже если человек того не хочет. По убеждению имамитов человек свободен, но в то же время непреложно связан с Аллахом. Мутазилиты, дабы держать Аллаха превыше всего (танзих) утверждают, что человек является "муфавваз". Но они не знают, что тем самым ограничивает силу Аллаха, т.е. человек выходит за рамки его сил. Однако, на свете нет ничего, что происходит без дозволения Аллаха.
9. Потребность в пророках
Имамитское убеждение гласит, что акль (разум) недостаточен для людей. Поэтому нужны пророки/посланники, которые и приведут нас к потустороннему миру. Человечество не сможет прийти к основной цели без вахйа (откровения). Но мутазилиты говорят, что пророки не столь важны, потому как люди сами могут найти истину.
10. Непорочность имама
Другие различие состоит в непорочности халифа и имама. Имамиты говорят, что Имам и преемник Пророка должен быть непорочным, как и сам Пророк. Но мутазилиты утверждают, что даже обычный человек может быть лидером. Потому имамиты верят в постулаты имамата, а мутазилиты - в возможность выбора власти.
11. Призыв к благому и запрет порицаемого (Амр бе маруф ва нахи аз мункар)
Большинство имамитских учёных согласны в том, что призыв к благому и запрет порицаемого является ваджибом, установленным шариатом. Но мутазилиты верят, что эти две вещи являются ваджибом по той причине, что их вынуждает совершать акль (разум). Поэтому даже если Ислам и не сделал бы их ваджибом, то ваджибом их делает разум. Но некоторые имамитские учёные согласились в этом вопросе с мутазилитами.
12. Большие грехи и ад
Последнее различие состоит в ответе на следующий вопрос: останется ли грешник, не покаявшийся перед смертью, навсегда в аду или нет? Мутазилиты верят, что такой человек останется в аду навечно. Имамиты же говорят, что грешник является верующим, а потому при покаянии будет прощён, но если же не покается, то некоторое время будет в аду, а позже, если Аллах того захочет, посредством шафаата или же иными путями его вытащат из ада.
__________________________________
[1] Тагабун, 2-й аят
[2] Анкабут, 54-аят
[3] Наджм, 26-й аят.
[4] Зальзаля, 7 и 8 аяты.
[5] Бакара, 217 аят.
[6] Кариа, 6-11 аяты.
Аятолла аль-узма Джафар Субхани (хафизахуЛлах)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев