Книга первая - ПЕРВОПРИЧИНЫ Глава Первая - БОГ Бог и бесконечность — Доказательства существования Бога — Свойства Божества — Пантеизм § 1. БОГ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ* 1. Что такое Бог? “Бог — это высший разум, первопричина всего и вся.” 2. Что должно понимать под бесконечностью? “То, что не имеет ни начала, ни конца; неведомое; все, что неведомо, бесконечно.” 3. Можно ли было б сказать, что Бог есть бесконечность? “Определение неполно. Бедность языка людей, коий недостаточен для определенья вещей, стоящих выше их понимания.” + Бог бесконечен в своих совершенствах, но бесконечность — это некая абстракция; сказать, будто Бог есть “бесконечность”, — значит принять свойства вещи за самую вещь и опреде
§ 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА 4. Где можно найти доказательства существования Бога? “В аксиоме, коию вы применяете в своих науках: „нет следствия без причины". Ищите причину всего того, что не есть дело человеческое, и ваш разум ответит вам.” + Чтобы верить в Бога, достаточно бросить взгляд на плоды творения. Вселенная существует, стало быть, она имеет некоторую причину. Сомневаться в существовании Бога — значило бы отрицать, что всякое следствие имеет свою причину, и утверждать, что ничто смогло сделать нечто. 5. Какое заключенье можно извлечь из наитивного чувства, коие все люди носят в себе и которое говорит им, что Бог существует? “Что Бог существует: ибо откуда человеку могло
§ 3. СВОЙСТВА БОЖЕСТВА 10. Может ли человек понять внутреннюю, сокровенную природу Бога? “Нет: на то слишком бедна его познавательная способность, ему недостает особого органа чувств.” 11. Будет ли однажды дано человеку понять тайну Божества? “Когда дух его не будет больше затемнен материей и когда, чрез свое совершенство, он приблизится к Нему, тогда он увидит Его и поймет.” +. Несовершенство способностей не позволяет человеку понять сокровенную природу Бога. В эпоху детства человечества он часто смешивает Его с его созданием, несовершенства коего он Ему приписывает: но по мере того, как нравственное чувство развивается в человеке, мысль его лучше проникает в суть вещей, и он составляет се
§ 4. ПАНТЕИЗМ 14. Есть ли Бог существо отдельное, ясное, или же Он, согласно мнению некоторых, есть составляющая всех сил и всех умов Вселенной? “Если бы это было так, то Бога бы не было, ибо тогда Он был бы следствием, а не причиною: Он не может одновременно быть тем и другим. Бог существует; вы не можете в этом сомневаться, и это главное; поверьте мне, вам не стоит идти дальше этого, не углубляйтесь в лабиринт, из коего вы не сможете выбраться, эти рассуждения не сделали бы вас лучше, но, быть может, немного горделивее, потому что вы считали бы себя знающими, тогда как в действительности вы бы ничего не знали. Оставьте же в стороне все эти системы; у вас достаточно вещей, вас более затраги
Глава Вторая - ОБЩИЕ ОСНОВЫ И СТИХИИ ВСЕЛЕННОЙ §6. ДУХ И МАТЕРИЯ 21. Материя, так же ли извечна она, как Бог, или же была она сотворена Им? “Одному Богу это ведомо. Но все же есть одна вещь, коию разум ваш должен вам указать, это то, что Бог, средоточие любви и милосердия, никогда не был бездеятелен. Сколь бы отдаленным вы ни представляли себе начало Его действия, можете ли вы, хоть на мгновенье, помыслить себе Его в праздности?” 22. Обыкновенно материю определяют как то, что обладает протяженностью: как то, что может воздействовать на наши органы чувств, вызывая ощущения, как то, что непостижимо; точны ли эти определения? “С вашей точки зрения, точны, потому что вы говорите лишь о том, что
25. Дух, независим ли он от материи, или же он свойство ее, как цвета суть свойства света и звук свойство воздуха? “Тот и другая различны; но нужен союз духа и материи, чтобы оразумить материю" Этот союз, так ли он необходим для проявления ума? “Он необходим для вас, потому что вы не способны воспринять ум без материи; ваши органы чувств не предназначены (не сделаны) для того.” 26. Можно ли представить дух без материи и материю без духа? “Несомненно, можно, мысленно.” 27.Таким образом, оказалось бы две основополагающих стихии мирозданья: материя и дух? “Да, и надо всем этим Бог, творец, отец всего сущего; эти три вещи суть принцип всего существующего, вселенская троица. Но к матерьяльному
§7. СВОЙСТВА МАТЕРИИ 29. Является ли весомость главным свойством материи? “Той материи, коия понимается вами как таковая, да; но нет, если речь идет о материи, рассматриваемой как вселенский флюид. Материя эфирная и утонченная, образующая этот флюид, для вас невесома, и тем не менее она есть начало вашей весомой материи.” + Тяжесть есть свойство относительное, за пределами сфер притяжения миров веса не существует, равно как не существует ни верха, ни низа. 30. Образована ли материя из одного или же многих элементов? “Из одного первоначального элемента. Тела, которые вы рассматриваете как тела простые, не являются настоящими элементами, но лишь преобразованьями первоначальной материи.” 31. От
33. Та же самая элементарная материя, способна ли она принимать все видоизмененья и наделяться всеми свойствами? “Да, я именно это и следует иметь в виду, когда мы говорим, что все во всем"*.” + Кислород, водород, азот, углерод и все тела, кои мы рассматриваем как простые, суть не что иное, как модификации единой первоначальной субстанции. Из-за невозможности, в какой мы по настоящее время находимся, подняться по-иному, нежели мыслью, к этой первоначальной материи тела эти представляют для нас настоящие элементы, и мы можем, без каких-либо противоречивых последствий, рассматривать их как таковые вплоть до новых указаний. Похоже, что эта теория обосновывает мнение тех, кто допускает в материи
§ 8. КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 35. Космическое пространство, бесконечно оно или ограниченно? “Бесконечно. Предположи у него пределы, что будет тогда за ними? Это смущает твой рассудок, я прекрасно знаю это, и все же твой разум говорит тебе, что иначе оно не может быть. То же самое и с бесконечным во всех вещах; и не на вашей малой планете сможете вы это понять.” + Если предположить у Космоса предел, сколь бы бесконечно далеко мысль его ни поместила, разум говорит, что по ту сторону этого предела что-то есть, и так шаг за шагом до бесконечности; ибо это что-то, будь оно даже абсолютной пустотой, еще было бы Космосом. 36. Абсолютная пустота, существует ли она где-либо в космическом пространст
Показать ещё