Как айсберги-гиганты едва не отпугнули моряков от открытия Земли Николая II: Последнее географическое открытие ХХ века.
В этот день, 4 сентября 1913 года, было совершено последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II.
Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.
В России понимали, что нужны были новые суда, способные бороздить те неприступные и суровые территории. Поэтому было поручено построить два однотипных гидрографических судна «Таймыр» и «Вайгач». Создавали их на Невском судостроительном заводе в Петербурге.
Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.
Не экспедиция, а разведка?
Так, из Санкт-Петербурга и «Таймыр», и «Вейгач» отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.
Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.
Гидрографические работы на этом не останавливались. На следующий год корабли дошли до устья Колымы, а еще через год – до устья Лены и дальше к острову Петра у восточного побережья Таймырского полуострова.
Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение «Таймыра» и «Вейгача» на запад.
После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.
Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или «укрощение» суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир «Таймыра» капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.
И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом «Таймыр» нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.
Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, «Таймыр» и «Вейгач» подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.
Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно «укротить». В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.
На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.
Комментарии 1