#ТрадицииПичеур
Самые восторженные воспоминания сельчан, с которыми удалось пообщаться, о праздниках на селе именно о ней…
Да-да!
О Светлой Пасхе!
Престольные праздники зачастую отмечались ярче и веселее.
Как?
Предлагаю вспомнить и поделиться своими воспоминаниями в комментариях.
Таким образом, общими усилиями подучится зафиксировать традиции, которые уже отживают свой век..
Что любили ребята?
Катать яйца у дворов.
«Вся улица собирались и катали яйца у дома Осиных или Екатерининых. У Вари были мячи, ими катали. Яйца выкладывали в линию, и этими мячами их и сбивали.
На Пасху по домам не ходили, как сейчас. Дядь Коля с Митей Катерининым играли: один на гитаре, другой на балалайке.
Праздник был, все наряжались». Рассказывает Мария Яковлевна.
🔍Про тонкости к подготовке к Пасхе мне неизвестно. Делюсь статьей.
Что из прочитанного было и у нас на селе?
Присоединяйтесь к обсуждению📝
«Главным праздником на Руси была Пасха, которая приходилась на весну. Яйцо для русских людей было символом жизни, рождения и возрождения. Именно яйцо, считали тогда, содержит в себе жизнь и воссоздает ее; из него появляется все живое. Издавна яйцо также считали символом плодородия и обновления, благополучия в семье. Яйцом обносили скот перед выпасом, несли в поле для лучшего урожая и клали на могилы. Обмениваясь красным яичком и произнося: «Христос воскресе!» — еще раз напоминали о том, что Христос своей кровью освятил и даровал людям новую жизнь. Поговорка гласила: «Дорого яичко к Христову дню».
Пасхальная открытка
В пост яйца не ели, поэтому их скапливалось достаточно, чтобы одарить на Пасху всех родственников и знакомых.
Хранили их в ящиках, пересыпая овсом, золой или солью, причем острым концом вниз. Яйца при хранении не должны были касаться друг друга. Проверяли так: в раствор соли (125 г на 1 л воды) опускали яйцо — свежее оседало на дно, а испорченное всплывало.
Обыкновенно на Пасху красили куриные яйца, реже гусиные. Как правило, окрашивали с помощью луковой шелухи: добавляли ее в воду и варили яйца в течение 10 минут. Существовал и иной способ: яйца заворачивали в разноцветные ткани и проваривали. Расписывали также яйца красной краской в горячем виде. Красить в темные цвета было не принято. Издавна на Пасху дарили и расписные деревянные яйца.
Крашеные яйца имели даже свои названия: крашенка — окрашенные в один цвет, крапанки — имеющие на цветовом поле полоски, пятна, крапинки; писанки — раскрашенные от руки сюжетными и орнаментальными композициями. Самый распространенный цвет — красный.
Повсеместной игрой-забавой на Пасху было битье и катание яиц.
Самое простое — два яйца били друг об друга, причем бились обоими концами яйца. Острый его конец называли носочком, а тупой — пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если разбивались оба конца, то яйцо считали проигранным и оно переходило к победителю, а если разбивался только один конец яйца, его делили пополам. Крашеные яйца катали с той же целью навстречу друг другу по столу или по полу. Любили катать их и с бугорка или делали специальные наклонные лоточки. Скатившееся с бугорка яйцо должно было удариться о чье-либо из лежащих на земле, тогда играющий забирал себе это яйцо. Но главное, чтобы твое яйцо не разбилось, то есть владельцы разбившихся яиц выбывали из игры. Катание яиц считалось символическим: оно означало пробуждение и встречу весны. Именно от катания яиц зародилась русская игра — бабки. Сначала крашеные яйца (затем кости животных овальной формы) выкладывались на кон, то есть выстраивали на земле в одну линию. Играющие с определенного расстояния (100 шагов) бросали в них мяч из льняных хлопьев или ваты, обшитый тряпочкой. Вышибленное яйцо считалось выигранным, и его забирал тот, кто вышиб. Понятно, что для таких забав нужно было выбирать самые крепкие яйца. Тогда проверяли прочность яиц, стуча ими по зубам. Если звук был глухой и скорлупа мягкой, то такое яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же яйцо при ударе звучало, то это значило, что скорлупа окостенела и не выдержит удара, лопнет. Часто делали фальшивые яйца: через крошечные отверстия выдували и выливали содержимое яиц, затем в них же аккуратно заливали древесную смолу и заделывали дырочки. Застывшая смола очень хорошо укрепляла скорлупу и не позволяла яйцу биться.
Вся еда в этот праздник имела ритуальное значение и освящалась в церкви: крашеные яйца, высокий круглый хлеб из пшеничной муки — пасочен хлеб, или кулич, и творожная пасха.