Итак, начнем с самого простого. На iOS никогда не было никаких предустановленных программ, кроме тех, что ставит Apple, причем компания делает это по всему миру и из одного источника. Обратите внимание на то, как устроена iOS. Любое изменение системы, например, добавление функций для Северной Америки и операторов из этого региона, приводит к обновлению всех устройств на iOS (iPhone/iPad) по всему миру. То есть тут нет какого-то работающего деления по регионам, как это сделано у Android-производителей. В чем-то можно считать таким делением разные модели iPhone, что выпускаются для различных регионов. Но с точки зрения софта, в Apple такого различия не делают, одинаково рассылают изменения iOS как на устройства, что в них нуждаются, так и на те, где они не нужны. Это единый подход, который имеет как свои плюсы, так и минусы.
Компания Apple – не только поставщик платформы, но и единственный производитель устройств на ней. Во всем мире производители железа взимают плату за то, что ставят те или иные программы, это рынок предустановленных приложений. Для примера приведу такую цифру – 1 млрд долларов получила компания Apple в 2014 году от Google за то, что в Safari по умолчанию стоял поиск от Google. Эта цифра была раскрыта в судебных документах в иске Oracle против Google, так что можно считать ее не только достоверной, но описывающей порядок сумм на этом рынке. Осенью 2018 года аналитики Goldman Sachs поделились своими соображениями о сохранении поиска Google по умолчанию в браузере Safari на всех устройствах. Сумма, которую, по их мнению, заплатит Google за четыре года, колеблется от 9 до 12 млрд долларов. Это впечатляющие цифры, которые кардинально отличаются от сумм на российском рынке предустановленных приложений и сервисов.
Ни одна российская компания не может прийти в Apple и договориться о том, чтобы ее приложения или софт по умолчанию попали на iPhone или другое устройство. Механизм от Apple выглядит иначе, вам предлагают разместить приложение в App Store, затем дают инструменты для его продвижения, например, можно купить рекламу или сделать что-то иное. Но купить iPhone с приложением от Сбербанка или кого-то еще невозможно, так Apple не работает даже на родном американском рынке. Обратите внимание, что даже операторские iPhone в США не имеют большей части приложений операторов, что доступны в App Store, они идут “пустыми”. Это понятный, прозрачный ход, когда в Apple повышают платежи в своем собственном магазине, продают инструменты по продвижению софта.
Теперь предположим, что российское правительство принимает поправки в закон, тогда в Apple неожиданно теряют контроль над собственной платформой, более того, предлагаемые механизмы кардинально отличаются от подхода компании. Кто-то извне выбирает то, какие программы должны стоять по умолчанию на iOS для России. В Apple должны проверять эти программы на соответствие своим требованиям, а зачастую менять эти требования под реалии. Ситуация неслыханная – фактически чиновники в России будут определять, что и как Apple будет ставить на свои устройства. И обяжут это делать бесплатно.
Это приводит к нескольким серьезным последствиям. Например, договоренности Google и Apple включают все рынки мира, те деньги, что платит Google, рассчитываются исходя из доли Safari, исключений для отдельных стран не делается. Попытка ограничить тот же “Яндекс” в том, что он может поставить на iPhone по умолчанию, выльется в обращение в ФАС со стороны компании и штрафы для Apple, а также временный запрет на продажи до исправления ситуации. Но не это самое страшное. Чиновники во всем мире одинаковы, и если появится прецедент в России, то и другие страны станут требовать того же, например, по этому пути с удовольствием пойдут Германия, Франция, Китай и другие. Согласившись на такой подход в России, в Apple обрекают себя на то, что их бизнес-модель будет разрушена, текущие договоренности с Google пересмотрены в сторону уменьшения, а потенциал собственных продаж предустановок сервисов и приложений снижен.
Одна из мер, что во время мозгового штурма обсуждалась в Apple, заключалась в том, чтобы снизить долю компании в России меньше 10%, тогда в теории ФАС не может регулировать ничего относительно продуктов компании. Но тут есть закавыка, доля в деньгах все равно будет значительной и превысит 30%. Чтобы снизить долю в деньгах, нужно упасть до 2.5% рынка в штуках, что фактически означает выход с рынка, нет никакого смысла поддерживать операционную деятельность. Так что этот вариант, насколько мне известно, отметен. Но других рабочих вариантов просто не существует, единственное спасение для Apple – если такое регулирование не будет введено.
В текущей ситуации с продажами в Apple не могут потерять российский рынок (да и страны Таможенного союза, так как эти правила будут действовать везде). На фоне снижающихся продаж по всему миру потеря столь крупного рынка окажет негативное влияние на капитализацию компании, восприятие перспектив на бирже со стороны инвесторов. И боюсь, что этого уже не избежать, так как российская ФАС вошла во вкус и лоббирует рыночные интересы “Яндекса” и ряда других компаний, которые хотят бесплатно получить установки на чужих системах. Повторюсь, что я считаю это совершенно нерыночными действиями ФАС, что само по себе звучит смешно – создание монополии на предустановку со стороны органа, что, напротив, должен бороться с монополиями. Но, видимо, тут исходят из предположения, что это на пользу государству. Сомневаюсь в этом, так как не будет никаких причин создавать качественный софт, конкурировать с мировыми лидерами. Зачем? Ведь поставят и так.
Идем дальше. Может ли серый рынок, а именно чемоданные перевозки, спасти Apple? Однозначно, нет. Этот канал достаточно небольшой, и тогда доля Apple упадет менее 2 процентов плюс начнутся гонения и поборы со стороны контролирующих органов. Купить iPhone в официальной рознице станет невозможно. Стоит также вспомнить, что у партнеров Apple есть десятки фирменных магазинов, им просто станет нечем торговать, и их придется закрыть. Хорошо, что в Huawei уже рассматривают возможность их перехватить, но это пока мечты и думы о будущем. Для всех компаний, что делали ту или иную ставку на работу с Apple внутри России, эти поправки в закон о связи будут означать де-факто конец бизнеса. Но для рынка в целом потеря Apple пройдет безболезненно, долю компании займут другие производители – Huawei/Honor/Samsung. Потеря доли со стороны Apple уже происходит, но пока это процесс объективный и связанный с рыночным положением и продуктами компании. Действия ФАС могут столкнуть равновесие в сторону падения компании, быстрого и бесповоротного. Восстановить долю станет в обозримом будущем тяжело и очень дорого. Скажу больше – можно даже не доводить ситуацию до запрета ввоза навечно, хватит двух-трех кварталов. И это игра против Apple, которая случилась невольно, они попали под горячую руку.
Происходи нечто подобное лет десять назад, и, скорее всего, вмешательство политиков из США позволило бы урегулировать ситуацию, сейчас этого не произойдет. И причина в другой американской компании, а именно Google. Положение Google таково, что они не производят устройства (Pixel не в счет), а основные продажи приходятся на партнеров. И именно они будут под ударом. Российские чиновники с удовольствием будут апеллировать к тому, что Google согласится с новыми требованиями, а Apple будет злостным нарушителем. Хотя тут все упирается в модель каждой из компаний. Как ни странно, Google в условиях всего мира даже может извлечь из этой ситуации позитивные для собственного бизнеса моменты.
Ситуация наверняка очень быстро перейдет в политическую плоскость, но тут шансов на урегулирование вопроса просто нет. Победа ФАС над Google в деле “Яндекса” в 2016 году вселила в чиновников уверенность, что и сейчас будет так. Реального лобби, которое может что-то противопоставить этим действиям и заручиться чьей-то поддержкой, пока не наблюдается. И если в конце года поправки примут, то страны Таможенного союза потеряют iPhone/iPad, либо это будет только Россия. Но покупка того же iPhone станет сложна, цены вырастут, расцветет серый рынок. И проиграет от этого только Apple, так как они потеряют свои продажи в России.
Выхода из этой ситуации я не вижу, он может быть только одним – если в Apple найдут такого лоббиста, что выведет компанию из-под действия этих правил, или они вовсе не будут приняты. Интересно, найдется такая компания или человек, что сделают невозможное возможным?
А как вы считаете, что нужно делать Apple в этом противостоянии с ФАС и можно ли что-то сделать? Цена российского рынка для Apple составляет примерно 3.5-4 млрд долларов в год. Копейки? Возможно. Но из таких копеек и собираются продажи по всему миру.
Нет комментариев