В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе (ещё во время земной жизни) трём избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:12). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9:30–31). "И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мк. 9:7).
Место Преображения в Евангелии не указано. Известно только, что оно совершилось на горе. Церковная традиция соотносит неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин "фаворский свет"). Это мнение в настоящее время вызывает возражения учёных. Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу горы Ермон. Ермон, при большой высоте (ср. «высокая гора»: Мф. 17:1, Мк. 9:2), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк. 9:30) накануне пути в Иерусалим естественно понимать как прохождение с севера на юг - не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием.
О горе Фаворe как месте Преображения Господа свидетельствуют блж. Иероним Стридонский и свт. Кирилл Иерусалимский. Разные мнения о горах Преображения см. Евангелида и Энциклопедию Герцога, т. XV, 599.
У Дукакиса пишется, что Преображение было в феврале, то есть незадолго до страдания Христова (на основании Мф 16, 21), но ради Четыредесятницы празднуется в августе.
Местно в Палестине праздник Преображения Господня литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвящённого этому событию.
Слово св. Ефрема Сирина на сей день подвергается сомнению. О словах свт. Иоанна Златоустого на Преображение, коих у Фабриция показано три, равно и о слове свт. Кирилла Александрийского патрологи не говорят, но признаются подлинными слова на сей праздник свт. Прокла, Патриарха Константинопольского (+ 446) и епископа Василия Селевкийского (+ ок. 459). Таким образом, свидетельства о сем празднике на востоке приходятся на время не позднее V века.
Все богослужебные памятники восточные, дошедшие до нас от начала VIII века, - именно Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы и Иоанна Дамаскина и многие другие говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папой Каликстом III (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником. Впрочем, он встречается в некоторых древних западных мартирологах и издавна на Западe торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при св. Ильдефонсе в VII веке.
В относительно недавнее время явилось предположение, что праздник Преображения Господня 6 августа - армяно-каппадокийского происхождения и установлен в Армении в противовес языческому празднику роз в честь Астхик.
Освящение плодов
Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения после Литургии совершается освящение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за все проделанные труды и результаты этих трудов, в осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и окружающий нас мир.
https://itreba.org/ru/news/cerkov-anglii-prizvali-2712
https://itreba.org/ru/news/s-16-po-2710
https://itreba.org/ru/news/s-12-po-2708
https://itreba.org/ru/news/missionerskiy-centr-rpcz-2707
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег. Ему явились во славе пророки Моисей и Илия, и наконец, светлое облако покрыло апостолов, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Для чего же Господь преобразился перед Своими учениками?
Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Своим Преображением Господь наш Иисус Христос:
Во-первых - показал, что Он есть истинный Бог, а не просто один из праведников или пророков, как об этом считали многие люди, которые видели Христа и видели Его чудеса.
Во-вторых- укрепить учеников, чтобы они не соблазнились, не отпали, видя Его предстоящие страдания.
Праздник Преображения Господня, в отличие от других церковных праздников, обращает наш взор не в прошлое, не в прошедшие события, а возводит наш ум и взор в будущее - жизнь будущего века. Ведь, действительно, в ...ЕщёГосподь, взяв с Собой трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна, взошёл на гору Фавор и там преобразившись явил перед ними Свою славу.
Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег. Ему явились во славе пророки Моисей и Илия, и наконец, светлое облако покрыло апостолов, и из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Для чего же Господь преобразился перед Своими учениками?
Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Своим Преображением Господь наш Иисус Христос:
Во-первых - показал, что Он есть истинный Бог, а не просто один из праведников или пророков, как об этом считали многие люди, которые видели Христа и видели Его чудеса.
Во-вторых- укрепить учеников, чтобы они не соблазнились, не отпали, видя Его предстоящие страдания.
Праздник Преображения Господня, в отличие от других церковных праздников, обращает наш взор не в прошлое, не в прошедшие события, а возводит наш ум и взор в будущее - жизнь будущего века. Ведь, действительно, в Своём преображении Господь показал будущее состояние людей после всеобщего Воскресения, которое будет во время второго пришествия Христа. Показал то, какими люди воскреснут, если будут жить здесь на земле добродетельной и праведной жизнью.
И наконец, по словам Святейшего Патриарха Пимена: « Сегодняшний праздник свидетельствует о духовном преображении человека, о его духовном совершенстве».
Песнопения сегодняшнего праздника призывают нас измениться, измениться к лучшему, изменить свой образ жизни, изменить свой образ жизни как можно быстрее, чтобы быть достойными славы Божией, чтобы быть достойными благодати Божией.
Праздник Преображения зовёт нас к изменению нашего внутреннего мира.
И сейчас начать своё духовное преображение особенно удобно, так как идёт Успенский пост. А пост - это самое удобное время для покаяния, а следовательно удобное время для изменения своей греховной жизни, подлинной христианской жизнью - жизнью добродетельной, по Евангелию.
Этот пост посвящён Пресвятой Богородице и Сама Пречистая будет нам помощницей в нашем духовном изменении, в нашем духовном преображении, если только мы сами этого пожелаем.
Положим же в основу нашего духовного преображения - покаяние, через очищение себя от грехов, чтобы быть достойными славы Божией, чтобы воскреснуть преображенными в жизни будущего века и воскликнуть со всей полнотой Церкви: «Да возсияет и нам грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы Светодавче слава Тебе».