Почтовая служба на Руси была введена после того, как монгольские ханы установили свое владычество в ней. На существовавших тогда дорогах через равные отрезки пути были устроены станции-ямы, где гонец мог поменять лошадей, чтобы двигаться без остановок. На содержание дорог и станций-ямов ханские баскаки собирали специальный налог. Кроме того, население обязывали поставлять на станции свежих лошадей и подводы. Доставшаяся в наследство от монголо-татар почтовая служба просуществовала на Руси до появления железных дорог, лишь изредка совершенствуясь. Во времена Ивана III (XV век) уже были известны общие правила пользования почтовыми дорогами, что обеспечи
В улицу Апатова, неподалеку от того места, где от нее ответвляется улица Советская, вливается малоприметный переулок с несколько странным, на первый взгляд, названием — Цирковый. Но странным (место это и в самом деле никак не связано с искусством) название кажется только молодым мариупольцам да людям, живущим в городе недавно. А вот старожилы помнят, что высился здесь когда-то огромный — по масштабам Мариуполя — цирк, и переулок, ведший к нему, в дни представлений был самым оживленным и многолюдным местом в городе. Впрочем, не только в дни представлений — самый крупный зрительный зал в городе (вмещавший свыше тысячи человек, а если находились желающие на входные билеты,
В 1956 году на экраны страны вышла кинокартина студии «Ленфильм» «Приключения Артемки». В основу ее сценария, написанного Леонидом Соловьевым, была положена повесть писателя Ивана Василенко «Артемка в цирке». В фильме, как и в повести, рассказывается о событиях нескольких дней из жизни мальчишки-подмастерья сапожника Артемки. Его роль исполнил ленинградский школьник Боря Александров. По сюжету Артемка помогает революционерам распространять листовки, знакомится и дружит с заезжим борцом Чемберсом Пепсом – в этой роли зрители увидели политэмигранта из Бразилии Тито Ромалио. Друзьями Артемки становятся клоун передвижного цирка и его дочка, юная цирковая наездница
Участок нынешней Итальянской улицы от швейной фабрики и вниз до железнодорожного переезда в дореволюционные годы назывался улицей Бондарной. Дорога, являвшаяся как бы продолжением Бондарной, вела к местности, известной в различные периоды истории нашего города то, как Пристань, то, как Биржа, то, как Гавань, а уж в советское время за ней закрепилось название – гавань Шмидта. Именно здесь, в устье реки Кальмиус появился первый в Мариуполе порт, пожалуй, даже еще раньше, чем был основан сам Мариуполь. Попытаемся рассказать историю этого порта, воспользовавшись сведениями из книги Владимира Андреевича Павлия «Азовское море» и других источников. Достоверно известно, чт
В экспозиции одного из залов мариупольского краеведческого музея представлены Правила внутреннего распорядка завода «Русский Провиданс». Теперь на территории этого, канувшего в Лету, предприятия располагается, так называемая, площадка «Б» открытого акционерного общества «Азовмаш». В этом пожелтевшем от времени документе, — подумать только, он отпечатан более ста лет назад, — перечислены, кроме прочего, нерабочие дни в 1903 году. Завод должен был не работать по воскресеньям, на Новый год 1 января, на Крещение 6 января (здесь и далее даты даны по старому стилю, — прим. авт.) на Сретение 2 февраля, на Благовещение 25 марта, на Николин день 9 мая, на Петров день 2
Всмотритесь в старые снимки — у нашего города было своеобразное архитектурное лицо. Стерты с лица земли милые сердцу сооружения, но старые открытки хранят память о прошлом старого Мариуполя. Летят незаметно годы, растет и хорошеет Мариуполь. Появляются новые улицы, растут высотные сооружения. История отмеряет для нашего города третий век его существования. И чтобы более выразительно представить, как вырос, изменился Мариуполь, вероятно, нужно оглянуться назад. Но как же современному поколению мариупольцев заглянуть в прошлое своего города? О многом могут рассказать экспонаты краеведческого музея, исследования местных краеведов, воспоминания старожилов
Мариуполь и Савона стали породненными городами в 1979 году. 12 октября при торжественном подписании документа обе стороны отмечали, что сотрудничество морского агентства «Галлеано ди Мария Ваньола и Компания» с советским торговым флотом началось еще в мае 1924 года. Если быть точным, то надо сказать, что сотрудничество Мариуполя с деловыми кругами Апеннинского полуострова гораздо старше, по меньшей мере на целое столетие. Компанию Галлеано мариупольцы действительно узнали в 20-е годы, но только не XX, а XIX века. Именно тогда эта компания была основана в… Мариуполе. Да, к тому времени многие жители города на берегу Азовского моря носили звонкие итальянские фамилии:
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
На земле есть города, чей возраст измеряется тысячелетиями, чья история писалась на бересте и пергаменте, города, славные своим историческим прошлым или архитектурным обликом, крупными художественными галереями, прекрасными садами и парками или священной красотой храмов. Мариуполю чудес особых от природы не досталось, в нем нет и примет седой старины и древней архитектуры. Казалось бы – какая может быть история у города, которому только – только перевалило за 200? Но, несмотря на молодость, история Мариуполя — тема очень популярная. А уж сколько тайн, оказывается, хранит наш город!..
Не верите? Пройдите не спеша по старым мариупольским улица. Прислушайтесь…И вы обязательно услышите отзвуки