Информация Валерия доступна только авторизованным пользователям.
26 июля 2020г. наша страна празднует День Военно-морского флота России. Ветераны и старые работники ПАО «Завод «Красное Сормово», ЦКБ «Лазурит» напрямую причастны к этому празднику, так как до «лихих 90-х» они своим тудом крепили мощь Военно-морского флота нашей Родины. В «лихие 90-е», из-за развала нашей Армии и Флота, отсутствия финансирования от Министерства Обороны, заводу пришлось выживать своими силами, пришлось акционироваться, из-за чего была потеряна лицензия на изготовление и ремонт крупных образцов военной техники для ВМФ РФ.
После окончания политеха, при распределении, сам напросился на завод «Красное Сормово», так как слыхал от своего отца, что он участвовал в строительстве на этом заводе цеха по строительству подводных лодок, куда большая часть оснастки, а также документация по последнему проекту немецкой субмарины с передовым в то время устройством для работы дизеля на перескопной глубине, были доставлены из поверженной фашистской Германии. Мой покойный отец тогда работал в монтажно-строительной организации «Волгонефтехиммонтаж», а впоследствии у слесарей-монтажников вышеуказанного цеха я видел даже немецкие гаечные ключи, призводства 1936 года.
Итак, в марте 1980г. устроился мастером монтажных работ в цех СК-3 завода «Красное Сормово». Познакомился со своим участком устройщиков и побежал сразу на стапель, где вместо белых пароходов увидел стоящие черные подводные лодки. Черные потому, что их корпус был покрыт шумопоглощающей резиной. И тут я понял, что мне предстоит дальнейшая учеба, в которой мне помогли настоящие асы своего дела – слесаря-монтажники участка (стоит особо поблагодарить бригадира Анатолия Щелокова), так как с такими плавсредствами нас на корфаке не знакомили. В то время строился проект дизельных субмарин 641Б «Сом» ЦКБ «Рубин», которые строил только завод «Красное Сормово» (их экипажи кораблей НАТО по внешнему виду часто путали с атомными субмаринами) имеющих следующие технические данные:
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 16,5 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания
80 суток
Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 м, боезапас 24 торпеды, или 44 мины.
Две такие субмарины, мои первые, в строительстве которых и отправке я поучаствовал в 1980г., сейчас осушены и стоят как экспонаты, одна в Химках, в г. Москве, а вторая в Тольяти, но я все никак не могу на них попасть, хотя мои внуки уже побывали на той, что в Химках, передали ей от меня привет.
А в соседнем цехе СКМ готовили в то время к спуску на воду и отправке многоцелевую атомную подводную лодку 670М «Чайка» ЦКБ «Лазурит», имеющую следующие технические данные:
Скорость (надводная) 12-13 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания
60 суток
Экипаж 84 человека
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 носовых ТА: 4 x 533 мм (12 торпед) и 2 x 400 мм (4 торпеды)
Ракетное вооружение 8 крылатых ракет ПКР П-120 «Малахит»
Впоследствии я был переведен на торпедный участок, где опять пришлось учиться у слесарей-монтажников участка, было очень интересно, и я им благодарен за это по настоящее время (стоит особо поблагодарить бригадиров Евгения Федотова и Евгения Исаева). Начиная с головной дизельной субмарины проекта 877 «Варшавянка» (она же «Черная дыра») ЦКБ «Рубин», занимался монтажем и швартовными испытаниями оборудования первого отсека на этих проектах, имеющих следующие технические данные:
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 17-19 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 350 м
Автономность плавания
45 суток
Экипаж 57 человек
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Ракетное вооружение Калибр напр. B-187, Club-S модификация 08773
ПВО
На лодках ВМФ России: «Стрела-3М», «Игла-1», «Верба»
А в соседнем цехе СКМ начали монтаж, подготовку к швартовным испытаниям и отправке титановые субмарины проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» ЦКБ «Лазурит», имеющие следующие технические данные:
Обозначение проекта 945 «Барракуда»
Разработчик проекта «Лазурит»
Главный конструктор Н. И. Кваша
Кодификация НАТО
«Sierra-I»
Скорость (надводная) 12,1 узлов
Скорость (подводная) 35.15 узлов
Рабочая глубина погружения 480 м
Предельная глубина погружения 550 м
Автономность плавания
100 суток
Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер)
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед.
ПВО
ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO — SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами
Обозначение проекта 945А «Кондор»
Разработчик проекта «Лазурит»
Главный конструктор Н. И. Кваша
Кодификация НАТО
«Sierra-II»
Скорость (надводная) 19 узлов
Скорость (подводная) 35 узлов
Рабочая глубина погружения 520 м
Предельная глубина погружения 600 м
Экипаж 59 (31 офицер, 28 мичманов)
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение ТА 6x533 мм, 40 торпед и ракето-торпед
Ракетное вооружение крылатые ракеты С-10 «Гранат»
ПВО
8 ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
Учитывая мощности и возможности ПАО «Завод «Красное Сормово», надеюсь, что в дальнейшем завод вернется к производству субмарин, и заводчане вновь будут гордиться своими самыми надежными субмаринами.
Сормовичи, с Днем Военно-морского флота России!
(Информация не является закрытой, все тактико-технические данные проектов субмарин и фото взяты из Интернета).
Михаил Касторский.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев