Родился Александр Валентинович Вампилов - сибирский советский прозаик и драматург.
Август стал для Александра Вампилова месяцем поистине судьбоносным. 19 августа 1937 года выдающийся драматург и прозаик появился на свет в роддоме города Черемхово Иркутской области. А 17 августа 1972 года Александр Валентинович погиб на озере Байкал. Но этих неполных 35 лет иркутскому пареньку хватило, чтобы стать последним русским драматургом мирового уровня, стоящим в одном ряду с Николаем Гоголем, Антоном Чеховым, Максимом Горьким. Однако мировое признание созданные им произведения получили уже после его трагической смерти. В них он обращается к вечным, нестареющим темам: «жизни и смерти, любви и ненависти, счастью и горю, совести и долгу» (Валентин Распутин), – утверждает высокие нравственные критерии, по которым сверяется будничная жизнь его героев.
Александр Вампилов был четвертым ребенком в учительской семье. Его родители жили в райцентре Кутулик Аларского района Иркутской области. Отец был талантливым педагогом-словесником и незаурядной личностью. Он был назначен на должность директора школы, в которой работала учительницей математики его жена, Анастасия Прокопьевна Копылова. Кстати, именно ей Валентин Распутин посвятил впоследствии рассказ «Уроки французского».
Однако через несколько месяцев после рождения младшего сына на семью обрушилась беда: отца по доносу одного из учителей его же школы арестовали и расстреляли как «врага народа». Валентин Никитович Вампилов был посмертно реабилитирован спустя 19 лет, в феврале 1957-го. Вампиловым пришлось выживать на учительскую зарплату матери.
Александр Вампилов с детства увлекался музыкой, занимался спортом, играл в драмкружке. Окончив в 1954 году школу, решил поступать на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета им. Жданова. Но осуществить задуманное получилось только через год – будущий драматург учился на курс младше Валентина Распутина.
Будучи студентом третьего курса, опубликовал в газете «Иркутский университет» под псевдонимом «А. Санин» свой первый сатирический рассказ «Стечение обстоятельств». Три года спустя (1961) он был напечатан в его единственной прижизненной книге с таким же названием, включавшей юмористические рассказы и сцены. Учась на пятом курсе, Вампилов становится сотрудником газеты «Советская молодежь» и входит в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей.
Работа корреспондентом многое дала начинающему литератору: выполняя редакционные задания, он ездил по городам и стройкам области, общался с людьми, экспериментировал с публицистическими жанрами. Для своих материалов выбирал преимущественно жанры очерка и фельетона. Каждый отчет Вампилова был полноценным рассказом, только с настоящими, а не выдуманными героями.
После получения диплома в 1960 году Александр остался работать в газете. Через два года редакция направила талантливого сотрудника на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы в Москву, где он проучился несколько месяцев, параллельно пробуя себя в написании пьес.
Вернувшись, он занимает в газете пост ответственного секретаря и представляет на суд участников творческого семинара две одноактные комедии – «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами». Кстати, первая из этих одноактовок является одним из ранних вариантов «Истории с метранпажем», из второй вырастут будущие «Двадцать минут с ангелом». В 1964 году в журнале публикуется пьеса «Дом окнами в поле».
Рассматривая творческий путь Вампилова, литературоведы склонны проводить параллели с тем, как в свое время искал себя Чехов: великий драматург тоже начинал с юмористических рассказов. За время литературной работы Вампиловым было написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Но по-настоящему обратила на себя внимание его первая «полнометражная» пьеса «Прощание в июне» (1964), посвященная проблеме морального компромисса. В основу этой лирической комедии легли студенческие впечатления Вампилова. Будучи крайне требовательным к себе, он неоднократно к ней возвращался: известны четыре варианта пьесы, а, по свидетельству супруги драматурга О. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существовало 17 вариантов данного произведения. Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (Москва, 1975). Еще в рукописи она послужила поводом для приема драматурга в члены Союза писателей СССР, а через год, опубликованная в журнале «Театр» (1966. – № 8), стала прорывом нового автора на советскую и европейскую театральную сцену. По поводу премьеры спектакля «Прощание в июне» на сцене Клайпедского драмтеатра Александр Вампилов дал в декабре 1966 года интервью газете «Советская Клайпеда», которое оказалось единственным в жизни драматурга.
С 1965-го по 1967 год Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах Союза писателей СССР. Его талант развивается стремительно, пьесы становятся все острее. Пьеса «Старший сын», завершенная в 1967-м, обошла весь мир еще при жизни драматурга, хотя столичные зрители смогли оценить ее значительно позже. Премьера в постановке режиссера В. Симоновского состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н. П. Охлопкова в 1969 году. Эта история показывает, какими ресурсами человечности может обладать самый что ни есть «маленький» человек. От быта предместья комедия поднимается к бытийному, к общечеловеческим проблемам, превращаясь в своеобразную философскую притчу.
Новые произведения Вампилова отчетливо показали его тяготение к жанру трагикомедии. Вершиной творчества литератора стала «наиболее трудная и загадочная» (Чеботаревская Т. // Лит. газ. — 1974. — 22 мая. — С. 8) драма «Утиная охота» (1968), беспощадно выявляющая душевный кризис нового «героя нашего времени», скрытый за внешне благополучным существованием. Пьеса долгое время находилась под цензурным запретом, чудом была напечатана в иркутском альманахе «Ангара» (1970. – № 6). «Утиная охота» создавалась Вампиловым как пьеса о себе и своем поколении, драма определенной части которого возникла на почве несовместимости провозглашенных идеалов и реальной действительности. По свидетельству исследователя Надежды Тендитник, Вампилов сопоставлял свое произведение с литературой «потерянного поколения» на Западе. Судя по тому, что при жизни автора пьесу так и не поставили, а став достоянием театров, она претерпела немалые разночтения в сценической интерпретации, болевые точки были обозначены Александром Валентиновичем точно.
В 1971 году Александр Вампилов пишет одноактовку «История с метранпажем». Объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом», она становится частью знаменитых «Провинциальных анекдотов». Последний год жизни Вампилова был ознаменован премьерой этой пьесы на малой сцене Ленинградского БДТ им. М. Горького (режиссер Георгий Товстоногов).
Наиболее камертонная пьеса для Вампилова – «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Критики считают, что именно в ней наиболее полно и зрело представлены особенности вампиловского театра: тонкая лирическая драма, где нет ни одного лишнего, неточного слова, а за внешней простотой ситуации скрыта глубинная мысль об ответственности каждого за любовь, за свою судьбу, где главной позицией жизни – плодотворной и перспективной – провозглашены любовь, правда и уверенность в том, что люди перестанут ломать палисады – в прямом и переносном смысле.
Пьеса эта проходила цензурные рогатки (ее набор был изъят из уже готового к печати альманаха «Сибирь»), когда жизнь Вампилова трагически оборвалась. За два дня до своего тридцатипятилетия Вампилов вместе с друзьями – Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым – отправился на отдых на озеро Байкал. Моторная лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Драматург решил добраться до берега вплавь – и ему это удалось. Он коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.
На его рабочем столе остался незавершенный водевиль «Несравненный Наконечников». Драматург намеревался вернуться к прозе, писать роман. Но планам этим уже не суждено было сбыться. Сразу после смерти Вампилова начала набирать обороты его слава: выходили в свет книги, ставились пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.
Творчество Александра Вампилова оказало огромное влияние на советскую драматургию 70-х – 80-х годов прошлого века. Его пьесы поставлены во всех странах Европы, в театрах Японии, Монголии, США, произведения переведены на многие языки.
Посмертно – лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (ноябрь 1972 года).
Именем Александра Вампилова названы астероид №3230, теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.
С 1987 года имя драматурга носит улица в Иркутске (микрорайон Первомайский), Иркутский областной театр юного зрителя. На доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь, проводится театральный фестиваль. Первоначально он назывался «Вампиловские дни», затем «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование — Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
В 1997 в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского государственного университета, где учился Александр Вампилов, размещена мемориальная доска в его честь.
В 2003 в сквере Иркутского драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
На жилом доме появилось панно-портрет Вампилова работы художника Юрия Квасова. В 2007 году, к 70-летию со дня рождения драматурга, у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова.
В 2007 году на здании роддома города Черемхово была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова. 19 июля 2012 года площадь около Черемховского драматического театра украсила скульптурная композиция, посвященная трем драматургам – Александру Вампилову, Владимиру Гуркину и Михаилу Варфоломееву. Автор – Карим Мухамадеев.
В 2007 в Москве, во дворе театра «Табакерка», установлен памятник драматургам Виктору Розову, Александру Володину и Александру Вампилову.
На родине, в поселке Кутулик, создан музей в квартире, где жила семья Вампиловых, и библиотека его имени. Рядом – памятник А. Вампилову.
Похоронен Александр Валентинович в Иркутске, на Радищевском кладбище. На месте его гибели, на Байкале, в поселке Листвянка, установлен памятный знак.
В Ангарске, на фасаде бывшей гостиницы «Саяны» (в настоящее время в здании расположены отделы администрации Ангарского городского округа), в 2008 году была размещена мемориальная доска. Текст на доске: «В одном из номеров гостиницы «Саяны» в 1968 году драматург Александр Вампилов работал над «Историей с метранпажем», которая позднее была объединена с пьесой «Двадцать минут с ангелом» в «Провинциальные анекдоты».
Александр Вампилов оказался востребованным автором не только на сценических подмостках, но и в кино. Все пять его пьес экранизированы, и неоднократно. Новый всплеск интереса к ним стал наблюдаться в 2000-е годы. Но, как правило, новые экранизации сравниваются зрителями с фильмами 70-х годов прошлого столетия, и не в пользу первых.
Самыми известными телевизионными интерпретациями произведений Вампилова являются: «Старший сын» режиссера Виталия Мельникова (1975) с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским и его же «Отпуск в сентябре» (1979) с гениальным Олегом Далем в роли Зилова (пьеса «Утиная охота»).
В 1981 году Глеб Панфилов снимает фильм под названием «Валентина» по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске». В 1983 году композитор Геннадий Гладков написал оперу «Старший сын», которая шла в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 2003 году на экраны выходит «Прощание в июне» режиссера Сергея Ломкина. Еще одна попытка воссоздать «Утиную охоту» – одноименный телеспектакль Александра Марина и Олега Корвякова с Константином Хабенским в главной роли (2006). В «Райских кущах» (2015) режиссер Александр Прошкин переносит события этой пьесы в наши дни, а Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов показывают, что из этого получилось. В 2014 году Виктор Демент экранизировал «Прошлым летом в Чулимске», сняв в роли следователя Шаманова Сергея Безрукова.
«Да, всего шесть пьес, и это меньше, чем у Шекспира, Мольера, Лопе де Веги или Александра Островского, чуть меньше, чем у Чехова, но какое попадание! Он, в отличие от всех нас, продолжил в русской литературе линию Гоголя», – заметил писатель-драматург А. Н. Арбузов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2