КНИГА, «А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника».
как проникнуть в подсознание любого человека, чтобы узнать его истинную сущность (может - Вашего будущего супруга, будущего партнера по бизнесу, будущего сотрудника).
А.Ю. ПАНАСЮК
Оглавление.
Вместо предисловия
1. ЧИТАТЬ МЫСЛИ... ВОЗМОЖНО ЛИ?
Из диалога двух приятелей:
— Зачем тебе к нему ехать? Позвони и узнаешь, как он к этому относится.
— Нет, понимаешь, мне нужно увидеть его истинное отношение!
— Ты что, будешь читать его мысли по лицу?
— Конечно! И даже не столько по лицу...
Лицо будет только одним из элементов в контент-анализе его мыслей.
— Ой, мудришь ты что-то, Иван!
Верно! Для многих понятие "контент-анализ" пока относится к числу "премудростей", а уж читать мысли человека, да еще те, которые стараются скрыть от собеседника!.. Впрочем, не будем спешить (вносить в день завтрашний вчерашние стереотипы. Кто знает, прочитав эту книгу и добросовестно выполнив все "уроки", сдав самому себе в конце "экзамен", может быть, и Вы научитесь этой "премудрости" — читать истинные мысли других людей. О том свидетельствует опыт наших учеников, тех прилежных, кто учиться этому хотел! И если Вы хотите настолько, что готовы выполнять и домашние задания, и учить правила, и повторять пройденное, если настолько — тогда по окончании этого курса Вас будут относить к тем людям, про которых нередко говорят: «От него ничего не скроешь! Видит насквозь!» Устраивает такая перспектива? Понимаю, нет уверенности, что именно так и будет.
Впрочем, приступая в свое время к освоению таблицы умножения, были ли Вы уверены, что когда-нибудь освоите ее всю, — она казалась такой огромной, такой сложной?! ...А когда Вы, допустим, поступали в вуз — была ли уверенность, что сумеете освоить все эти премудрости?! ...Это теперь все кажется таким простым... Так будет и с освоением техники чтения мыслей, точнее — с выявлением в человеке того, что он скрывает от других (от Вас) намеренно или непроизвольно. Опыт обучения наших слушателей говорит: обучиться этому можно, нужно только учиться.
Если же Вы хотите только "почитать" — тогда и проблем нет. Более проницательным Вы не станете, но точно кое-что узнаете и о себе, и о людях. А может быть, и пересмотрите некоторые свои позиции, свои стереотипы... А там и рукой подать до: "Он же всех видит насквозь".
— Но ведь говорят: чтобы узнать человека, надо пуд соли съесть с ним!.. — скажет иной читатель, мой оппонент.
— Да, верно. Так говорят те, кто не знает науку психологию. А она, эта наука, утверждает: человек может раскрыться и за несколько секунд! Ну не абсолютно весь — всего никто не знает, кроме единого Бога, но достаточно, чтобы знать, как с ним вести себя тогда-то и тогда-то. Судите сами.
Представьте солнечный летний день. Парк, тенистые аллеи. Люди гуляют по дорожкам этого парка (рис. 1). Понаблюдаем за ними. Вон там, видите, в середине аллеи ветка дерева свисает так низко, что для мужчины среднего роста пройти и не задеть ее невозможно. Смотрите: вот идет парочка влюбленных — она и он, идут, о чем-то воркуют, и никого для них на свете не существует. Внимание: сейчас они приблизятся к этой ветке. Она-то пройдет и не заденет, а он... А он – смотрите — не прерывая разговора, приподнимет рукой над собой эту ветку (А), и как ни в чем не бывало они идут дальше... Вот еще одна парочка, тоже увлечены друг другом и никого не видят. Вот они приближаются к этой ветке... и он тоже машинально, не прерывая разговора, пригнулся (Б), и как ни в чем не бывало они пошли дальше.
Итак, один автоматически поднял ветку над собой, а другой — так же, не задумываясь — пригнулся...
Здесь следует обратить внимание на такую важную деталь: оба они совершили эти действия, что называется, автоматически, не задумываясь, машинально, не прерывая разговора.
Ну то, что люди часто делают что-то машинально, — это не новость; машинально одевался на работу, машинально пропустил в дверях женщину, машинально опустил монету в метро... машинально приподнял ветку, машинально пригнулся... Все это вырабатывается со временем.
Интересно другое: почему у одного человека выработалось одно автоматическое движение (приподнял ветку), а у другого — иное (пригнулся под ней)?
— Да все очень просто: один всегда стремится все препятствия убирать со своего пути, а другой старается эти препятствия обходить «стороной». И ничего здесь особенного нет!
— Верно, ничего особенного нет. Вы, как и большинство наших учеников, правильно оценили характер этих поступков. Верно: раз они это делали не задумываясь (а так и было), значит, проявляли выработанные со временем собственные реакции на препятствия: кто устраняет, а кто обходит. Так у них выработано. А значит, и в других жизненных эпизодах первый будет чаще устранять препятствия (если, конечно, возможно), точнее, будет стремиться именно к этому, а второй, наоборот, чаще будет стремиться обойти препятствия. Не будем сейчас решать, какая из этих поведенческих стратегий лучше, про одного говорят: "Умный в гору не пойдет...", а про другого: «Смелость города берет».
Важен факт, что мы теперь знаем, как каждый из них чаще реагирует на препятствия. А это, согласитесь, говорит о многом. Но и это не самое главное. Главное: сколько времени мы их видели, чтобы узнать о них, о такой важной характеристике человека, как его поведение при возникновении трудностей? Несколько секунд! Всего за несколько секунд мы узнали, как, вероятнее всего, каждый из них поведет себя при возникновении барьера, препятствия, трудностей; как говорится, "один — в гору, а другой – в обход". "Вероятнее всего", ибо они не задумывались, как поступить с веткой. Сработала автоматика, привычка (будем пока это называть так, а позже узнаем, что скрывается за словами "машинально", "по привычке", "автоматически", "не раздумывая", "невольно"). И не надо пуд соли съесть, чтобы узнать, что один из них скорее решительный, чем нерешительный, скорее уверенный, чем неуверенный, скорее у него нет комплекса неполноценности; а другой — скорее гибкий (не только в плане позвоночника), скорее осторожный, скорее не сторонник силовых решений (хотя физически развит).
— Но ведь этого же мало, — скажет читатель, — чтобы понять, с кем имеешь дело. Да, действительно, несколько секунд наблюдений дали такую информацию. Но для того чтобы иметь дело с человеком, этого явно недостаточно...
Вот так всегда! Сначала "пуд соли съесть" — и это казалось нормальным, а теперь та же информация получена за несколько секунд — и мало. Верно, мало, если не уметь видеть, не уметь анализировать, не уметь выбирать более вероятностную оценку.
Но всему этому можно научиться, если знать, что скрывается за тем или иным действием, за тем или иным сказанным словом (и за несказанным), за... Кстати, Вы обратили внимание на спину второго человека? Нет? А напрасно, ибо в ней кроется ответ на вопрос: почему у него такая реакция и как она возникла? Нет, патологии, у него нет (в смысле заболевания спины), лишь плечи опущены вперед и внутрь. И это тоже о многом сообщает, как и тонкая кайма его верхней губы, как... Впрочем, остановимся. У неподготовленного читателя может легко сложиться мнение, что мы занимаемся гаданием. Нет, всему этому есть и будет дано здесь объяснение. Ничто не случайно в поведении человека, даже "нечаянно" разбитое блюдце не случайно. Но аргументация — впереди, а пока — первые выводы.
1. Чтобы узнать человека, не надо есть с ним пуд соли. Многие важные стороны характера человека могут раскрываться за секунды, и не в экстремальной, а в обычной, житейской ситуации.
2. Чтобы узнать человека, нужно научиться понимать его действия, его поведение, понимать не на бытовом уровне, а на научно объективном уровне, позволяющем получить о человеке, истинную информацию: каков он? кто он? что он за человек?
2. ЧИТАТЬ МЫСЛИ... КОМУ И ЗАЧЕМ?
– Знаете, я бизнесмен, или по-русски — предприниматель. А в нашем деле очень многое зависит от того, каков человек! Вот он пришел ко мне со своим предложением. Заманчивое предложение. Конечно, он не скрывает и своей выгоды в этом деле. Ну а нет ли здесь «второго дна»? Кто сидит напротив меня: честный и порядочный или пройдоха, умный или не очень? И главное, что он замыслил на самом деле? Меня, конечно, не интересует его родословная или его глубинная психология, мне важно на этом этапе, что он думает на самом деле, обещая мне такие "дивиденды"...
— Извините, а вот мне, руководителю, как раз необходимо знать, так сказать, стабильные, глубинные характеристики моих подчиненных, ибо я с ними контактирую каждый день. Мне не безразлично, какого человека я принимаю на работу, поскольку от каждого из них будет зависеть благополучие моего отдела. Буду это знать — буду хозяином положения, не буду знать — как с завязанными глазами... В отличие от только что выступавшего мне важно знать не только что он думает, придя ко мне в кабинет, но и каков он как человек.
– Странные вы все-таки люди! Им предлагают дать информацию о человеке, так один говорит: "Мне бы только знать, что он там задумал!"; другой: "А какие у него комплексы?" Я, знаете ли, не бизнесмен (не та школа) и не руководитель, но мне и то, и другое нужно знать о людях, ибо я — судья, и мне важно: почему человек поступил; так, а не иначе, почему украл, почему сообщил, почему полез в драку, почему... почему?.. А ведь все эти действия могут быть либо результатами ситуативности (под влиянием минуты), либо результатом воспитания. И вот он сейчас передо мной и перед присяжными. И говорит. И хочет, чтобы ему верили. А я хочу знать, что у него на уме сейчас и что было тогда, когда произошли эти страшные события, и способен ли он на такие действия...
– Знаете, я поддерживаю судью, и, вероятно, потому, что наши профессии всегда ставят рядом: юрист и врач. И мне важно знать и постоянные характеристики личности, и то, о чем он думает в данный момент, но почему-то не решается сказать вслух. Думаю, ко мне присоединятся и педагоги, и священники, и, вероятно, многие другие специалисты, которых психологи относят к профессиям типа "человек — человек".
Действительно, владеющему информацией о человеке (и о его сиюминутных желаниях, и о его фундаментальных установках) специалисту (да и вообще любому человеку) будет значительно легче с ним общаться, и тем более работать, строить профессиональные отношения. И будет меньше риск нанести делу урон, меньше вероят-ность потратить время.
Итак, у многих специалистов есть потребность знать своего партнера по общению: знать его отношение к какому-либо конкретному делу, к взаимодействию, знать его общий настрой на данную проблему, знать его фундаментальные характеристики: его взгляды, его установки, его характер... Но как?
— Ну, например, понаблюдать за ним или расспросить других, кто его знает, кто с ним тот самый "пуд соли съел".
— В отношении того, чтобы "расспросить", т.е. навести справки, собрать досье, это, конечно, верно. Не следует вступать в деловые контакты с человеком, о котором нет никакой информации. Вопрос в другом: насколько информация, полученная от других людей, будет адекватна действительному статусу данного человека? Сделаны ли представленные Вам выводы на профессиональном уровне или на бытовом? Сравните: "Мне кажется, что это человек..." и "По результатам психологического тестирования выявлено, что этот человек..." Сравните, не забывая при этом о вероятности надежности: "мне кажется" и "по результатам исследования".
— Но ведь не собираетесь же Вы обучать читателя тестированию, работать с психологическими тестами?
— Конечно, это было бы прекрасно, если бы Вашего будущего партнера специалист предварительно "пропустил" через свои инструменты. Прекрасно потому, что тесты, используемые профессиональными психологами, принципиально отличны от тех, которые публикуются в газетах или журналах под рубрикой "Ваш досуг". Психологические тесты, используемые профессиональными психологами, — это весьма сложный инструментарий; достаточно сказать, что на разработку каждого из них уходит до десяти лет напряженной работы большого психологического отдела. Более того, в психологической практике есть такие тесты, которыми владеют далеко не все и профессионалы в этой области. Например, чтобы овладеть тестом Роршаха (тест "чернильные пятна"), необходимо специально учиться не менее трех лет. А теперь представьте, что произойдет, если за такой инструмент возьмется необученный человек?! Вот почему автор всегда выступает категорически против публикации таких тестов. И именно поэтому в этой книге читатель не найдет ставшие привычными в подобной литературе тестовые вопросы с инструкцией: "если Вы набрали столько-то баллов, то Вы определенно... Автор против профанирования и дискредитации серьезных инструментов. Но это вовсе не значит, что автор не поможет своему читателю разобраться в психике его собеседника. Нет, автор вовсе не собирается представить читателю "что-нибудь попроще". Существует два вида тестов. Один из них, получивший название "инструментальные" тесты предназначен для измерения какого-либо качества психики. К числу таких тестов относятся, например, тесты на интеллект для измерения интеллектуального коэффициента (слава Богу, сегодня это уже никого не шокирует) или тесты на исследование характера, когда на полярной шкале откладывается степень выраженности, например, смелости (это тоже можно измерить). К другому виду, относятся тесты с помощью которых измеряется не степень выраженности той или иной психической характеристики или поведенческого акта или параметра конституции, а наличие или отсутствие той или иной характеристики, того или иного поведенческого акта. Вот этим видом тестов мы и будем учиться владеть, но не только и не столько этому, сколько умению правильно, а главное, научно обоснованно интерпретировать то, что можно зафиксировать без измерительных инструментов, т.е. то, что видно невооруженным глазом. Главное, чтобы пользователь — читатель — был сам уверен в том, что этот поведенческий акт, это действие интерпретируется с большей вероятностью так, а не иначе, скорее означает это, а не другое. Вот почему основное содержание данной книги — не перечень интерпретационных характеристик: "Если Вы видите то-то и то-то, то это означает...", а доказательства, аргументация, почему это говорит о такой характеристике, а не иной. Ибо приведенный выше пример с веткой над аллеей – это лишь интерпретация, а не доказательства. Читатель не должен верить автору на слово! Даже если автор — профессиональный психолог, то для некоторых это все равно может ничего не значить. Даже если автор — доктор психологических наук и защитил докторскую по проблемам коммуникации. Это тоже для кого-то мало что значит. Даже если он автор нескольких книг на эту тему? Ну книжки все пишут. Даже если... Нет, верить только тогда, когда интерпретация такого-то признака будет для читателя аргументированной, логичной, доказанной. Верьте только тому, что посчитали убедительным сами. К этому автор и стремится в этой книге.
Часть 1
ЧЕЛОВЕК - НЕ ХОЗЯИН В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ,
ИЛИ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПОДСОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ?
1. ВЕРИТЬ - НЕ ВЕРИТЬ, ИЛИ О СПЯЩЕМ МАЛО ЧТО СКАЖЕШЬ
Итак, Вы не уверены, что Ваш собеседник действительно говорит то, что думает... Значит, Вы нуждаетесь в истинной информации об этом человеке: и о том, что у него на уме, и о том, каков он по характеру. Каковы его истинные взгляды, жизненные установки?..
Если нуждаетесь, то психолог готов Вам помочь. Он даст Вам в руки «рентгеновский аппарат», с помощью которого Вы действительно сможете "просветить" Вашего партнера по общению. Более того, психолог готов научить Вас работать на этом "аппарате", ибо, скорее всего, Вы, в его понимании, не "рентгенолог", а не обучившись, можно неправильно интерпретировать результаты.
... Хирург получил из рентгенокабинета снимок бедра пациента (у последнего – ранение). Кость на снимке без нарушений, но рядом какое-то пятно. Брак пленки, наверное, сказал бы человек, не знающий рентгенологии. Но хирург ее изучал в институте и теперь знает, что обозначает это пятно на фоне мягких тканей бедра. Он знает, ибо знает возможности аппарата...
Вы сделали "снимок" поведения (или внешнего вида) Вашего партнера. Теперь необходима интерпретация: эта форма обозначает то-то, а эти действия свидетельствуют о том-то... И это несложно, если Вы знаете, чем обусловлены те или иные видимые Вами знаки, если Вы знаете, чем определяется поведение человека в целом.
А действительно, чем определяется поведение человека?
Очевидно, что человек проявляется через поступки. О спящем ничего не скажешь или скажешь мало. Следовательно, необходимо знать, чем определяются поступки людей, кто или что ими управляет.
Итак, вот логическая цепочка наших рассуждении:
Я сомневаюсь в искренности слов и поступков этого человека.
Следовательно, надо получить о нем достоверную информацию.
Для этого надо уметь ставить психологический диагноз человеку.
Для этого надо уметь правильно оценивать поведенческие акты человека.
Для этого надо знать, кем или чем управляются поведенческие акты человека.
Следовательно, возникает естественный вопрос: кто нами управляет, когда мы делаем то-то и то-то?
2. КТО ЖЕ УПРАВЛЯЕТ НАШИМ ПОВЕДЕНИЕМ?
Вы ведете деловую беседу. Вы предлагаете Вашему партнеру новый вариант... или Вы просите Вашего партнера выделить Вам... или Вы настаиваете, чтобы Ваш партнер выполнил взятые обязательства… или Ваш партнер предлагает... просит... настаивает...
Предположим, он высказывает Вам свое отрицательное отношение к предмету разговора — к Вашей, допустим, идее, предложению. Но ведь подобное негативное отношение к Вашему предложению, к Вашим словам может быть вызвано не самой идеей, а негативным отношением к Вам лично.
3. ОБЩЕНИЕ НА «АВТОПИЛОТЕ» ИЛИ В РЕЖИМЕ «РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»?
Постараемся свести к минимуму теоретические положения и будем отталкиваться от практики, обыденного осознания этого "я". Я сделал это автоматически (машинально, непроизвольно, бессознательно, неосознанно)". Что же это такое? И еще: если «автоматически»,"непроизвольно" — то уже не я? Попробуем ***
4. 0 ДВУХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ ЭТОЙ КНИГИ,
ИЛИ ЧТО ЗНАЧИТ "Я ЭТО СДЕЛАЛ НЕОСОЗНАННО"?
Проще всего было бы адресовать читателя к учебникам или словарям по психологии, где понятия "сознание" и "подсознание" должны
***
Дорогой мой читатель, продолжить чтение можно, написав об этом автору - профессору Панасюку Александру Юрьевичу - на 08-11-40@mail.ru Ключевые слова: #психология, #общение, #подсознание, #бессознательное, #психотехнологии, #сознание, #эзотерическая_психология, #дистанционное_обучение, #управление_поведением, #прогнозирование, #интуиция, #А_что_у_него_в_подсознании, #проф_А_Панасюк.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев