⠀
Для того, чтобы ребёнок говорил чётко говорил, не заменял одни звуки другими, чтобы взрослый наверняка понимал, что речь идёт об УТОЧКЕ, а никак не об УДОЧКЕ необходимо развивать фонематический слух.
⠀
Сейчас я хочу поговорить об этапах формирования фонематического слуха.
⠀
1 этап: дофонематический - от рождения до 6 месяцев.
Здесь ребёнок прислушивается к речи взрослого, но реагирует по сути только на интонацию и ритм высказывания. Уже в столь раннем возрасте закладывается ритмизация речи ребёнка. Поэтому столь важно пропевание колыбельных, потешек, имеющих простой 2-3 -сложный ритм.
⠀
2 этап: фонематический. И здесь мы делим этап по ступени:
1. 6 месяцев -2 года.
Развивается понимание речи. Нет критики к тому, как произносит слова. Правильное и неправильное произношение не различается. На данном этапе необходима дифференциация контрастных звуков. Вначале бытовых от речевых. Затем фонем родного языка: Б- Т, А-У, Б -Ч.
2. 2-4 года.
совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Звукопроизношение ещё несовершенно.
⠀
3 этап. К 4 годам фонематический слух должен сформироваться. Ребёнок уже способен различать правильное и неправильное произношение. На слух способен различать все фонемы родного языка.
И часто мы здесь имеем проблемы. Ребёнок не всегда способен это сделать. Если вы замечаете, что к 4 годам ребёнок плохо отличает звуки, у него «каша» во рту- то необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Логопеду. Логопед может направить к неврологу, а тот, в свою очередь, отправит на исследования слуха:
- тимпанометрию
-отоаккустическую эмиссию
- аудиометрию
- АСВП (акустические субкортикальный вызванные потенциалы).
⠀
Но подчеркну - при необходимости!!
4 этап. К 5 годам ребёнок должен не только слышать, но и правильно произносить звуки.
5 заключительный этап. К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
⠀
Такой вот долгий и сложный путь.
И помним, фонематический слух лишь косвенно связан с физиологическим. Если вам говорят, что у ребёнка имеются нарушения фонематического слуха, это не значит, что ребёнок не слышит речь. Слышит, просто ему сложно различить. Ведь мы слышим с вами не ушами, а мозгом!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев