Хотя статья была сдана на следующий день после моего путешествия, ей пришлось ждать публикации целую неделю. А за ту неделю ТАКОЕ произошло, что померкла не только трагедия в Софьино, но и многие другие события. А именно: грянул пресловутый «путч», и ближайшие номера газеты были забиты заявлениями официальных лиц, усердно отрекавшихся от своего коммунистического прошлого. Надо признать: чтиво было захватывающим, и посему моя статья, скромно притулившаяся на предпоследней полосе, прошла практически незамеченной. Хотя до сих пор считаю этот материал одним из самых удачных в моей журналистской практике.
Сейчас, почти три десятилетия спустя, когда уже выросло целое поколение, события 1991 года перешли в разряд исторических. Но мы, журналисты районной газеты, присутствовали при тех событиях, освещали их (в местном масштабе), и наши публикации остались как свидетельства той самой истории. Подшивки районных газет бережно хранятся сотрудниками Раменской центральной библиотеки, многие номера уже оцифрованы.
Во времена СССР о подвигах лётчиков-испытателей знали очень немногие (секретность делала своё дело). Тогда мне мало что удалось узнать о жуковчанине Геннадии Евгеньевиче Белоусе, капитане, лётчике-испытателе ЛИИ им. М.М. Громова, погибшем 12 августа 1991 года. Он похоронен, как и Гудков, на Быковском мемориальном кладбище. Что касается причин трагедии, мнения специалистов и лётчиков на сей счёт до сих пор расходятся.
Белоуса считали в отряде сильным пилотом, он летал на самолётах многих типов. Поэтому версию, что он не справился с управлением своего МИГ-21 при выполнении фигур высшего пилотажа, вначале отвергали как маловероятную. Предполагали, что катастрофа была связана с отклонениями в работе техники.
Сейчас в Интернете можно найти изумительную книгу лётчика-испытателя Александра Юрьевича Гарнаева «Аэроузел-2», где собраны свидетельства многих пилотов, и в том числе подробно рассказывается о трагедии в Софьино.
Самолеты МИГ-21 отрабатывали парный пилотаж. Геннадий Белоус шёл ведомым в паре. После роспуска пары при развороте друг на друга его самолет сорвался на малой высоте, вышел на закритические углы атаки и почти отвесно столкнулся с землёй. В книге Гарнаева приводится посекундная хроника этого полёта. Автор считает, что в воздухе жизнь и смерть - в руках самого лётчика, и вся ответственность за благополучный исход полёта лежит именно на нём.
Однако далеко не все согласны с автором «Аэроузла» в оценке причин падения самолёта Геннадия Белоуса. В том же интернете можно найти интереснейшую статью Юрия Фёдорова «Сложение мотивов поведения». По его мнению, лётчики оказались неподготовленными к полёту парой. Ко всему, руководитель полёта перепутал позывные, и в результате бестолковой информации Геннадий потерял ведущего, упустил контроль за скоростью и сорвался в штопор. Странным было и молчание ведущего: он откликнулся лишь тогда, когда Геннадий уже разбился. У каждого участника этой катастрофы был свой мотив поведения, - считает автор статьи. А все мотивы вместе, сложившись, привели к трагической развязке – погиб молодой испытатель.
Комментарии 7