– Читал тут книгу про Сэма Волтона, это мужик, создавший Волмарт, крупнейшего ретейлера в мире, Магнит такой по нашей аналогии, жесткий дискаунтер
– Вне сомнений величайшее достижение в бизнесе, за 30 лет уделал всех, и его главным лозунгом было: чтобы люди больше получили за своей доллар.
– Так вот когда Волмарт приходил в городки, а это их любимый формат, все жители были в дичайшем восторге, много товаров и все дешевые. Зачем пользоваться локальными, если тут целый Волмарт есть.
– В итоге те теряли в доходе, разорялись, увольняли людей, переставали закупаться товары местного производства, весь город начинал жить только за счет Волмарта. И в какой-то момент начинала падать покупательная способность.
– Что приводило к переоценке локации для Волмарта, ведь доход падал, он сворачивал бизнес и уходил, оставляя за собой просто ракушку – пустые улицы с самым бедным населением, город, который уже никак не поднять, потому что из него уехали все, кто не смог найти себя в подобной экосистеме с гигантом рядом.
Сэм Волтон создал монстра, убивающего города. Да, первое время люди получали то, о чем раньше не могли мечтать, но потом это всех губило.
И если вы думаете, что подобное проявленние лишь в ретейле, то вот вам примеры:
– Инстаграм полнностью убил хоть какой-нибудь осмысленный контент, все хотят показать голую жопу, чтобы собрать побольше просмотров, забить топ.
– Открытые комментарии почти везде дали сначала возможность собрать мнения, которые раньше бы люди не увидели, а сейчас это просто помойка, в которую даже никто не заглядывает.
– Ютюб с одной стороны каждому из нас подарил персональное телевидение, а с другой – оставил без работы тех, кто делает свое дело профессионально, и это я не про клипы на фронталку, а осмысленные произведения.
К чему веду? Чтобы получать массовый охват, почти все сервисы сегодня выходят на рынок с бесплатным доступом. Окупая все за счет рекламы, боаго технологии позволяют. Если 20 лет назад человек бы не поверил, что может бесплатно читать и смотреть все, что захочет, то сейчас каждый из нас считает это нормой. Мы поколение халявщиков, находящихся в социальном договоре с сервисами – мы потребляем без оплаты, вы нам всовываете рекламу во все места. Честно же? Да. И как мы знаем, клиент всегда прав. Мы все клиенты, и мы имеем права шатать трубу любого сервиса.
И вот проблема, которую я хочу озвучить, эффект Волмарта: люди получают сервисы бесплатно, сервисы отлично зарабатываюи, и вроде бы нет потерь. Но на самом деле они не видны, а я наблюдаю их уже много лет – страдают любые проекты, которые, прямо скажем, нацеленные на людей хоть с какими-то мозгами. Эти проекты не смогут прокормиться за счет рекламы, они должны брать деньги, как это было сотни лет, за товары и услуги. Но А) Даже умные люди уже начинают удивляться, если им предлагают платить. Ну, привычка уже у всех, что поделаешь, Б) Остальные вообще сходят с ума и ходят колесом, им кажется, что их откровенно хотят разорить, сволочи проклятые.
Если Сэм Волтон разорил малые и средние города Америки, то Гугл и Фейсбук наши мозги. Сегодня построить честный сервис, где люди платят за услуги, почти нереально. Надо настолько быть уникальным, что проще нефть на Марсе добывать. А если ты делаешь фримиум, то уровень хитрости должен просто зашкаливать. Сегодня любой пользователь считает себя Царем, Богом и Сталиным, и найти к такому психотипу формат конвертации хоть в каике-то деньги еще сложней чем в кейсе про Марс.
Профессиональный комментариат и требовательные бесплатные пользователи – это те, с чем жить всем создателям проектов, после того как Гугл и Фейсбук высосут все деньги из Веб 2.0.
P.S. Я для себя открыл два формата ценза: 1) Разработчики в массе своей адекватные люди, системное мышление, 2) Даже небольшой платеж сильно снижает уровень интергопников. Даже если доллар поставить на вход, сразу 90% мусора из комментариев/общения уходит.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Может ли Информация быть товаром в справедливом обществе?