13 декабря - день памяти Николая Константиновича Рериха (1874-1947)
За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Полотна художника представляют собой кристаллы сгущённого Света, которыми насыщены творения его рук. Николай Константинович Рерих – великий русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель – родился в Петербурге 9 октября 1874 года. В 1897 году окончил Академию Художеств, в 1898 году – юридический факультет Петербургского Университета. Уже в студенческие год
10 декабря - день памяти Наталии Дмитриевны Спириной Спирина Наталия Дмитриевна (4.05.1911 - 10.12.2004) — рериховед, общественный деятель, поэт, прозаик. Руководитель Сибирского Рериховского Общества, основатель музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Вдохновленная высокими идеалами Учения Живой Этики, Н.Д. Спирина начала писать стихи, создав новый вид духовной поэзии. Её поэтические сборники «Капли» и «Перед Восходом» неоднократно переиздавались в Новосибирске и получили огромное приз
Отзывы посетителей, побывавших в алтайском Мемориальном Музее Н.К.Рериха: владимир к. / 10 сентября 2019 / Отличный экскурсовод, любящий своё дело. Ответ Благодарим за отзыв и оценку! Стараемся, учимся. Всего доброго! Сергей К. / 27 августа 2019 Больше таких музеев, больше таких экскурсоводов. Ответ Благодарим за добрые слова! Добрых путей и радостных открытий! Геннадий Ш. / 25 августа 2019 Самое яркое событие в 8-ми дневном нашем путешествии по Горному Алтаю! Было интересно не только взросл
Дорогие друзья! Если вы не смогли придти на концерт Артура Багинского, то сможете его посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=eoCZVpVIloA
12 сентября - концерт авторской песни. Сердце Алтая. Артур Багинский. 12 сентября (четверг), 17:30 Артур Багинский: «Сердце Алтая». Концерт авторской песни. Билет 200 руб. 12 сентября в Музее Н.К.Рериха состоится концерт авторской песни "Сердце Алтая". Автор всех песен и исполнитель - Артур Багинский (гитара, голос). Артур - неоднократный лауреат Международного конкурса авторской песни "Самарские барды", лауреат Международной литературной премии имени Игоря Царева. В концерте прозвучат песни,
Рашид Зиатдинов Сегодня в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка картин алтайского художника из Замульты Рашида Зиатдинова, посвящённая горе Белухе - на картинах запечатлены разные мгновения её жизни. Подробней о выставке будет сказано в журнале "Восход", а на сайте размещаем фоторепортаж по свежим следам.
5 сентября - день памяти Бориса Николаевича Абрамова. Абрамов Борис Николаевич (1897-1972) — ближайший духовный ученик великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. В 1934 году в Харбине произошла судьбоносная встреча Б.Н. Абрамова с Н.К. Рерихом. Борис Николаевич становится участником кружка последователей Рериха и духовным учеником Н.К. Рериха. Многие годы он переписывался с женой художника — Еленой Ивановной Рерих. С 1940-х годов Борис Николаевич стал воспринима
Лето 2019 г. Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха на Алтае
Жемчужиной Азии называл Алтай Николай Константинович Рерих. К этой древней, удивительно красивой земле, где с давних пор встречались, взаимно обогащая друг друга, культуры Востока и Запада, художник относился особенно трепетно. Уезжая из Верхнего Уймона, он говорил, что вскоре вернётся сюда. Этому не суждено было сбыться, но в краю синих гор и белоснежных вершин, звонкоголосых горных рек и альпийских лугов живёт творчество великого Мастера. Алтай одухотворяется его мыслями и предвидением необычн
«Источником яркого света каждая станет душа».  О творчестве Людмилы Татьяничевой
Людмила Татьяничева Право писать о высоком и вдохновенном — дано ли оно каждому в дар или его ещё нужно заслужить? Складывать правильные слова в строки могут многие, а вот добиться того, чтобы каждая из них звенела чистой искренностью, удаётся единицам. Может быть, эта мысль не нова, Но веку она под стать. Я признаю только те слова, Что делом готовы стать. Те, что друзьям и врагам не лгут. Метят не в бровь, а в глаз. Если такие слова и умрут, Умрут они позже нас. Эти строки принадлежат перу Л
Музей Н.К. Рериха Сибирское Рериховское Общество (СибРО) Сентябрь 2019 год вторник – выходной день остальные дни – с 11.00 до 19.00. (по летнему графику) Вторая суббота месяца — вход свободный. Расписание экскурсий по выставочным залам музея: Пн., ср., чт., пт., сб. (кроме 2-й сб.), вс. (кроме последнего вс месяца): 11:30, 13:30, 16:00 Экскурсии бесплатно (нужен только входной билет). Цены на билеты: Полный билет – 200 руб. Студенты дневной очной формы обучения, пенсионеры – 100 руб. Школ
XXIII Абрамовские чтения состоялись 3 августа 2019 г. в Доме культуры г. Венёва Тульской области. В Венёве прошли последние годы жизни и плодотворной работы Б.Н. Абрамова (1897—1972) — мыслителя, подвижника, духовного последователя Н.К. и Е.И. Рерихов. Мероприятие было организовано Тульским Рериховским исследовательским центром (ТулРИЦ) при поддержке администрации МО Венёвского района. В работе Абрамовских чтений приняли участие около 50 человек: гости из разных городов (Тулы, Новомосковска, Щё
📚 Не один год готовился большой проект - каталог негосударственных музеев России. Идея эта принаждежит Музею каллиграфии. Недавно каталог опубликован, наши музеи (новосибирский, алтайский и венёвский) в него тоже включены. Скачать его можно здесь:  http://частныемузеи.рф/assets/files/catalog2019.pdf А в Москве в начале сентября пройдёт выставка частных музеев. Там мы уже не представлены, но приглашаем всех, у кого будет возможность, обязательно познакомиться с этим интересным музейным содруже
Show more
«Источником яркого света каждая станет душа».  О творчестве Людмилы Татьяничевой
Людмила Татьяничева Право писать о высоком и вдохновенном — дано ли оно каждому в дар или его ещё нужно заслужить? Складывать правильные слова в строки могут многие, а вот добиться того, чтобы каждая из них звенела чистой искренностью, удаётся единицам. Может быть, эта мысль не нова, Но веку она под стать. Я признаю только те слова, Что делом готовы стать. Те, что друзьям и врагам не лгут. Метят не в бровь, а в глаз. Если такие слова и умрут, Умрут они позже нас. Эти строки принадлежат перу Людмилы Татьяничевой, большого советского поэта. Она жила так, как писала, — трудолюбиво, высоко и светло. Я не ждала от жизни привилегий. Считала счастьем быть такой, как все. Весною холить робкие побеги. Качать в ладонях веточку в росе. В жару со всеми я томилась жаждой. Сухарь последний другу берегла. И вот в пути запела я однажды Ту песню, Что не петь я не могла. Я рыла доты, Строила заводы И в зелень одевала пустыри. С народом вместе прожитые годы За мною встали, Как богатыри. Да, я не знала праздности и неги, Но оттого не стала я бедней. И то, что я живу без привилегий, Считаю привилегией своей. Людмила Константиновна Татьяничева родилась 19 декабря 1915 года в городе Ардатове Симбирской губернии (ныне Республика Мордовия). Суровые годы выпали на её детство: революция, гражданская война, голод. В возрасте трёх лет девочка потеряла отца, а ещё семь лет спустя после неудачной операции ушла из жизни мама, сельская учительница. Оставшись круглой сиротой, Людмила едет в Екатеринбург, к дальним родственникам Кожевниковым. Весь её нехитрый скарб уместился в маленьком фанерном чемоданчике... Глава семьи Константин Рафаилович преподавал физику, очень гордился своей профессией, а ещё он много путешествовал по Уралу. Брал названную дочку с собой, открывая ей богатство и красоту уральской природы, которую Людмила полюбила на всю жизнь. Его жена, Мария Александровна, учительница литературы и русского языка, помогала девочке полюбить художественное слово. «Книжные шкафы в моём новом доме ломились под тяжестью книг, и я всё своё время, остававшееся от школьных занятий, отдавала чтению», — вспоминала Татьяничева.
П.П. Бажов в кругу делегатов съезда писателей Урала. Справа Л.К. Татьяничева. Свердловск, 1948 Интересно, что судьба ещё в детстве свела Людмилу с Павлом Петровичем Бажовым — его сын учился с ней в одном классе. Познакомившись с ранними стихами девочки, ещё неумелыми, Бажов прямо сказал, что стихи пока похвалить не может, но на будущее подчеркнул: «Есть в тебе живой огонёк, не гаси в себе первые искорки». После окончания семилетки Людмила пошла работать на вагоностроительный завод ученицей токаря и одновременно училась на рабфаке, после окончания которого поступила в Институт цветных металлов. Про завод она вспоминала с любовью: «Здесь впервые ощутила чувство рабочего товарищества и личной причастности к коллективному труду. И ни с чем не сравнимую радость, когда из куска металла формируется точная деталь, сверкающая стальными гранями». МУЗЫКА Когда впервые В цех ты к нам войдёшь, Тебя он встретит Гулом однотонным, Как будто бы Тяжёлый хлещет дождь По крышам И по стенам стооконным. Но вслушайся, И ухо различит, Как в музыке, Тончайшие оттенки — И звук сверла, И гром чугунных плит, И дробный смех Короткой пересменки. И вот уже Гудок издалека Влетает в цех Озвученной ракетой, И сменщицы умелая рука Берёт рычаг, Моей рукой согретый. Источником вдохновения на всю жизнь стала для неё одна из больших строек века — новый город металлургов у горы Магнитной. «Не поехать туда не могла! Ведь Магнитка в те годы для молодого сердца значила не меньше, чем Сибирь для молодёжи шестидесятых годов. Встретил Магнитогорск порывистым степным ветром, величавыми силуэтами первых домен и коксовых батарей, весёлым стрекотом перфораторов, стремительным ритмом жизни. И, конечно, барачным неуютом, бездорожьем, огромными пустырями. И первым букетом из серебристого ковыля — травы одичалых земель. Зато — всюду молодость...» Барак, в котором она поселилась, был одним из центров творческой жизни зарождающегося города. Там чуть не каждый мой сосед Был журналист Или поэт. (...) В рассветный час, В полночный час В бараке том огонь Не гас. Свою новую жизнь она начала с работы в многотиражной газете «На рельсах гиганта», а затем была направлена в газету «Магнитогорский рабочий». 
Л. Татьяничева и Н. Смелянский. 1930-е гг. В Магнитогорске написана первая книга стихов, здесь Людмила встретила своего будущего мужа, журналиста и драматурга Николая Смелянского, началось обучение в Литинституте. Поэтическое слово Татьяничевой вдохновляло друзей на новые рабочие подвиги, придавало сил. МАГНИТОГОРСК Мы помним город с колыбели. Седел ковыль, ржавел бурьян, Да ветры по-киргизски пели, Привстав на золото стремян. Здесь всё для нас пережитое, Мы познавали наяву Друзей содружество литое, Январской стужи синеву. Полярным льдом казался воздух, Он ранил горло, как стекло, А мы дышали в полный роздых, Чтоб холод превратить в тепло. Заиндевелыми руками Мы доставали сердце скал: Кроваво-жёлтый рудный камень, В огне рождающий металл. В нём скрыто тайное величье Несокрушимых сил и гроз. Урала гордое обличье В твоих чертах, Магнитогорск! На пустырях, в мороз и темень, Одетый в камни и цемент, Возник ты величавой темой Ещё не сложенных легенд.
Встреча Л.К. Татьяничевой с ракетчиками-гвардейцами. 25 августа 1967 г. А потом грянула Великая Отечественная. «Последние государственные экзамены в Лит­институте наш выпуск сдавал уже во время войны, когда над Москвой выли сирены воздушной тревоги, а многие наши товарищи, наскоро попрощавшись, уходили на фронт и в ряды ополчения. Как я завидовала им! Но дома, в Магнитогорске, ждал пятилетний сын. О фронте нечего было и думать. (...) Магнитогорцы по праву считали себя непосредственными участниками великой битвы. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, изготовлялся из магнитогорской стали... Стихи, которые я писала во время войны, были утверждением главной мысли: линия фронта проходит через каждое сердце...» Мы из тех, Из неплачущих, Люто спорящих с болью, Горю подати платящих Не слезами, а кровью. Мы из тех, Нестареющих, Кто без устали трудится, И раскованно верящих, Что всё лучшее — Сбудется! Мы из тех, Непреклонных, Смертью меченных в юности, Кто подходит с поклоном Только к Правде И к Мудрости! В дальнейшем судьба Татьяничевой неразрывно связана с литературой. Работала она директором Челябинского областного книжного издательства, ответственным се­кретарём отделения Союза писателей, ездила по всей стране, помогала литераторам, подготовила немало и собственных книг. Одна из запоминающихся тем у Татьяничевой — это лирика любви, верности и ответственности. Эти стихи переписывались в девичьи альбомы, звучали в солдатских окопах, находили отклик у самых разных людей. Было в них что-то такое, что редко встретишь у других авторов. ДЕВУШКЕ Тебя, быть может, нет ещё на свете, Я о тебе не знаю ничего. Что из того? Я всё равно в ответе Перед тобой за сына моего. В любом краю, Хоть за Полярным кругом, Где никогда не тает снежный наст, Тебя найдёт он, назовёт подругой, И всё возьмёт, И всё тебе отдаст. С тобой он будет нежным и нелгущим, Простым и добрым, Преданным навек. Ты с ним узнаешь на земле цветущей И щедрость зноя, и прохладу рек. Но если счастья ты увидишь мало И если сын окажется иным, То это я тебя обворовала Холодным нерадением своим. Лирика Татьяничевой строга, прозрачна и требовательна. Чем станет любовь твоя: Песней, Хлебом, Кипящей сталью, Соколом в поднебесье, Морем за дальней далью? Или, сорвавшись с выси, Камнем в глубь сердца канет? От нас от самих зависит, Чем любовь наша станет. Впрочем, лирику век не жаловал, на долю Татьяничевой выпали и обвинения в «безыдейности», «ахматовщине», то есть слишком большом внимании к личным чувствам и переживаниям. Но что особенно примечательно, это не сломило её цельного характера. Ни тоска, ни протест, ни фальшь — ни в один из этих тупиков она не ушла. Если современный век не готов принять эту часть её творчества — что ж, она сможет писать о том, что веку нужней, — до поры. Широты её души хватит на всё. Всеобъемлющее чувство гармонии позволяло Людмиле Татьяничевой видеть её и в природе, и в отношениях людей, и в творчестве, и в производственных процессах. Она умела писать о многом — с одинаковой глубиной. Нужно воспеть социалистический труд? Хорошо. Будет песня труду — настоящая, из глубины сердца! В МАРТЕНОВСКОМ ЦЕХЕ А ты видел, как плавится сталь? Как её разливают в ковши? Если этого ты не видал, То в мартеновский цех поспеши. Влейся каплей в могучий поток, — Он раскованной Волге сродни. Через маленький хитрый глазок Ты в гудящую печь загляни. Это — новых чудес колыбель. Это — праздник братания руд. Ты поймёшь, Как прекрасен и смел Металлургов торжественный труд. Коротко и ёмко, в простых земных образах Татьяничева могла выразить глубокие духовные истины. В некоторых её стихах, казалось бы, нет и намёка на какую-то специальную «философскую» тему, но их смело можно воспринимать как образное выражение основополагающих законов бытия. Стоит только прислушаться: СТОЛБ «ЕВРОПА — АЗИЯ» Гора, Стройна и смуглолица, Задумалась, Наморщив лоб. Европы с Азией границу Гранитный обозначил столб. Над ним, Друг друга обгоняя, Плывут тугие облака. Парит орёл, Соединяя Крылами два материка. Убеждённость в том, что только трудом создаётся всё ценное, в том числе и характер человека, находит выражение во многих стихах Людмилы Татьяничевой. Она уверена: без труда не будет настоящего счастья. Одно из стихотворений заканчивается такими строками: Ведь если руки опустели, То опустеет и душа. Металл и тот, Коль он не в деле, Как хворь, Истачивает ржа. И конечно же, много, много других стихов о человеческих характерах, строя которые люди строят свою судьбу и судьбу поколения. ...Не каждый выходит в герои. Но каждый — Родился не зря. Судьбу надо строить, Как строим Ракеты, мосты и моря. К стандартам впадая в немилость, Свои учредив чертежи, Судьбу воздвигайте на вырост Характера. Воли. Души! Надёжно, Без ахов и охов, Без мелочной злой кутерьмы. Судьба — это слепок с эпохи. Точнее: Судьба — это мы! ЧУЖАЯ ДУША Чужая душа — Потёмки? Слова эти грубо лгут. Ближайшие наши потомки Их навсегда зачеркнут. Источником яркого света Каждая станет душа... Мы твёрдо веруем в это, Над прошлым Свой суд Верша. СОЛЬ УДАЧИ Залог успеха, Соль удачи — Трудолюбивое терпенье. А без терпенья мало значат И озаренье И уменье. Ведущие к вершинам тропы Круты и прячутся в тени. Не получился сотый опыт — Его в сто первый раз начни. В сто первый И в сто тысяч первый. Сегодня. Завтра. Через год. И не отчаивайся! Веруй, Победа всё-таки придёт. Она в твои ворвётся ночи, Непререкаема, как гром. Твой вывод будет прост, И точен, И неожидан, как экспромт. ОБЛАСТЬ ЛИЧНОГО СЧАСТЬЯ Без утайки, На совесть, Я ответить должна: Велика ль эта область, С чем граничит она? Кто — вопрос не беспечен — В ней живёт, кроме нас? Вечен или не вечен Чувств взаимных запас? Что ж, готова начать я С самых первых страниц: Область Личного Счастья Не имеет границ. От той рощи весенней, Где бродили без сна, До просторов вселенной — Всё включает она! ...Без людского участья Быть счастливым Нельзя. Область Личного Счастья Населяют друзья. Не в мирке бумазейном, Не в похмельной гульбе — Обретаем друзей мы В неустанной борьбе. В неуступной, Горячей, Очень сложной подчас... А борьба — Это значит: И враги есть у нас. Пусть нам встречный ветрище Обжигает ладонь, Лишь горел бы всё чище Чувств глубинный огонь. Не нарушит ненастье Нашей ладной судьбы! Область Личного Счастья — Это область борьбы. * * * Электроток толкает грузы, Играет силой молодой. ...Вода, Прошедшая сквозь шлюзы, Осталась прежнею водой. Стальным валам Себя вверяла, Бросалась с грозной Высоты И ничего не растеряла — Ни синевы, Ни чистоты. Всё та же удаль В ней таится. Вода по прежнему свежа... Да, есть чему Тебе учиться, Моя ранимая душа! Огни Магнитки горели в душе поэта всю жизнь, и сквозь все годы и города уральские леса, горы, озёра оставались для неё храмом. Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, Сосны босые Сбегают с заснеженных скал. В лугах, На ковровых просторах, Среди плодоносных полей, Лежат голубые озёра Осколками древних морей. Богаче, чем краски рассвета, Светлее, чем звёздный узор, Земные огни самоцветов В торжественном сумраке гор. Я сердцем всё это вбирала, Свой край полюбив навсегда. Но главная сила Урала — В чудесном искусстве труда. Люблю я огонь созиданья В суровой его красоте, Мартенов и домен дыханье И ветер больших скоростей. Мне дороги лица простые И руки, что плавят металл. ...Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. За выдающиеся достижения в области советской литературы Л.К. Татьяничева была удостоена Государственной премии РСФСР имени А.М. Горького. Она награждена орденом Октябрьской Революции (в СССР он был вторым по значимости после ордена Ленина), двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта» и медалями. В память о поэте её именем названы улицы и библиотеки в Мордовии и на Урале — и даже одна из малых планет под номером 3517 (открыта в 1976 году в Крымской обсерватории супругами Черных).
Л.К. Татьяничева Работала над рукописями Людмила Татьяничева до последних дней, невзирая на тяжёлую болезнь, и звучали в её доме не жалобы — звучали стихи. РОЖДЁННЫЕ ОГНЁМ Олегу Шестинскому Ни смерти не страшусь, Ни угасанья. Уйдём в огонь, Рождённые огнём. И даже в час Последнего прощанья В своей любви Мы жизни присягнём. Мы скажем ей, Что даже смерть Не в силах Стереть наш след Метелями зимы. Ведь после нас Останется Россия, А это значит, Что бессмертны мы! Журнал "ВОСХОД": № 8 (304), Август, 2019 Авторы: Екатерина и Алексей Грачёвы.
Log in or sign up to add a comment