1 комментарий
    38 классов
    Смешной случай из жизни Дениса Давыдова (героя войны 1812 г) В начале 1807 года Давыдов был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!».
    2 комментария
    136 классов
    «Россия жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких все возрастало в ней» Иван Бунин, о России времен Николая II.
    2 комментария
    98 классов
    Огонь «Меркурия» Рассказ о невероятном подвиге русского брига. Русско-турецкая война 1828-29 годов была не похожа на предыдущие столкновения Российской Империи с Оттоманской Портой. В ней мы не только выясняли отношения с давним противником, но и решали вместе с Европой судьбу братской Греции. Султан Махмуд Второй кровно ненавидел Императора Николая Первого за принципиальность русского самодержца по греческому вопросу. Поэтому, даже после сокрушительного поражения от объединённой русско-европейской эскадры в Наваринской бухте и других неудач османский владыка не оставил попыток отомстить России. И потому, весной 29-го года султан собрал все свои лучшие силы, чтобы двинуть их на русские войска на Балканах, в Закавказье и на Чёрном море. В водах последнего наш флот чувствовал себя весьма уверенно, поэтому командование в Севастополе без лишнего ажиотажа готовилось дать врагу жестокий и решительный бой. Для этого нужно было своевременно узнать о его приближении. Поэтому к проливу Босфор были направлены разведывательные корабли, от которых в штабе флота ожидали важных известий. Не ожидали там, правда, того, что сражение с турецкой эскадрой русские моряки примут гораздо раньше, чем противник подойдёт к берегам Тавриды. Дело было так. На рассвете 14 мая русский двухмачтовый бриг, носящий имя хитроумного римского бога Меркурия, курсировал неподалёку от Босфора, ведя скрупулёзное наблюдение за состоянием дел в тамошней акватории. Часовой внимательно вглядывался в сверкающую морскую даль, ровную как полотно и прекрасную, словно юношеская мечта. Благо всего в тринадцати милях от «Меркурия» колыхались воды легендарного пролива, на древних берегах которого шумел многолюдный Стамбул, столица Османской империи. И четырёх веков не прошло тогда с тех пор, как издревле манящий русичей Царьград – великий город Константинополь – был захвачен турками, перестав быть центром православного мира. Исполнение мечты русских святых и царей – освобождение павшей столицы, разумеется, была не под силу маленькому скромному бригу, но, право слово, если бы в голову русским морякам пришла такая безрассудная мысль – никто не удивился бы этому. Миссия «Меркурия», впрочем, носила вполне прагматичный характер. Однако, безрассудная смелость, как выяснилось, уже ждала своего часа. На горизонте, над гладью морской воды появились маленькие чёрные точки. Они стремительно приближались, постепенно обретая очертания судов османского флота. Завидев это, часовой прокричал «Неприятель на ветре. Идёт тремя колоннами!» Командир корабля, молодой офицер Александр Казарский, находящийся в чине капитан-лейтенанта, поднялся на палубу. Турки ещё были далеко, поэтому он приказал… подойти поближе. Чтобы разглядеть точное количество вражеских сил. Их было более чем достаточно для того, чтобы не просто уничтожить маленький бриг, а раздавить его, даже не заметив, и пойти дальше на Крым и Одессу. 6 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 корвета, а также 1 бриг и 3 одномачтовых судна. Всего 14 судов – по одному на каждый прошедший день мая, который, похоже, обещал стать последним для экипажа «Меркурия». Чем ближе приближались османские корабли, тем более зловещим становились их мрачные контуры, и тем больший страх вызывал откуда-то из глубин подсознания их дышащий уверенностью, неспешный, размеренный ход. Бриг не имел выдающихся ходовых качеств, поэтому шансов уйти, избежав боя, у него не было. Казарский, старясь держаться как можно более спокойно, повернулся к команде и приказал немедля готовиться к бою. Офицеры были собраны на военный совет. Турки, тем временем, завидев лёгкую добычу, радостно потирали руки. До русских матросов доносился их ликующий рёв. Расстояние стремительно сокращалось. Времени рассуждать на совете уже не было. Уходить было поздно. Сдача корабля под Андреевским флагом даже не рассматривалась. Поручик из корпуса штурманов Иван Прокофьев был младшим по чину на «Меркурии» и по воинской традиции высказался первым: «Русский бриг не должен достаться врагу. Пусть последний из нас взорвёт его на воздух». Остальные офицеры понимающе закивали головами. «Будем сражаться» – с решимостью в голосе сказал Казарский и вышел к матросам. «Мы выбираем смерть вместо позорной сдачи. Так давайте же не посрамим честь русского флота, честь Государя и Отечества и наш Андреевский флаг!» – сказал он. Вся команда была согласна. В подтверждение этого перед люком крюйт-камеры был положен пистолет, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров смог выстрелом из него зажечь «Меркурий», подойдя перед этим вплотную к одному из кораблей противника и унеся его за собой. Кроме того, Казарский подозвал одного из матросов и велел ему стоять у флаг-фала. Приказ командира был краток: «Если кто попытается спустить флаг, застрелить подлеца на месте». Моряки «Меркурия» отнюдь не были напыщенно-героическими юнцами, потому каждый понимал – врагу можно и нужно нанести серьёзные потери. Для этого необходим был манёвр ювелирной точности и филигранная стрельба. Нужна была полная концентрация – от этого зависело то, насколько доблестно погибнет гордый бриг… Между тем, вражеские гиганты-корабли приближались, медленно и плавно, словно щурясь на солнце и размышляя, как уничтожить сумасшедшего, что рискнул бросить им вызов. Преимущество было очевидным, так что турецким фрегатам, корветам и бригу был дан приказ в бой не вступать. К «Меркурию» направились линейные корабли. Поняв, что шесть 100-пушечных кораблей многовато против брига с 18 небольшими карронадами и ещё двумя переносными пушками, турецкий адмирал остановил еще 4 корабля. После чего два других, наиболее быстроходных, под флагами самого командующего капудан-паши и контр-адмирала, поставили дополнительные паруса и пошли на русских, намереваясь в кратчайшие сроки завершить сражение в свою пользу. У «Меркурия» появился шанс. Ничтожный, учитывая почти 10-кратное превосходство двух вражеских кораблей в пушках и 20-кратное в живой силе, но всё же, это был именно он. Шансом надо было пользоваться. Тем временем, противник уже открыл огонь. Матросы «Меркурия» заволновались. «Успокойтесь, ребята, они нам Георгия везут!» – с улыбкой сказал Казарский. Ещё немного, и можно было начинать. «С Богом!» – воскликнул капитан, и в половине третьего бриг вошёл в бой, дав залп из своих орудий. Не ожидавшие такой наглости турки засуетились на палубах. «Меркурий», маневрируя настолько стремительно, насколько это вообще было возможно, не давал противнику стрелять по нему изо всех орудий и сбивал турецких канониров с толку. Те открыли по нему массированный огонь, однако ловкий бриг, раз за разом, уходил от снарядов, умело используя паруса и вёсла. Долго так продолжаться не могло, и одно из ядер попало в левый борт «Меркурия», а другое раскрошило несколько вёсел. В бок угодил зажигательный снаряд. Матросы быстро затушили пожар. Но огонь с линейных кораблей не прекращался. «Меркурий», крутясь в сумасшедшем танце под пулями, никак не тонул. Турки начинали скучать. Они решили зажать юркий русский корабль с двух сторон. Казарский понял замысел врага и попытался выскользнуть из клещей. Тщетно! Ветер стих, и паруса брига беспомощно повисли, а силы вёсел не хватило, чтобы уйти из ловушки. Вскоре в глаза русским с одного борта смотрели жерла 55 пушек «Селимие», с другого – 37 орудий «Реал-бея». Впрочем, в этом был и свой маленький плюс – «Меркурий» теперь мог стрелять по противнику с обоих бортов. Турки на этот раз подошли к делу основательно и утюжили бриг чем только можно. В ход пошли ядра, картечь, книппели и зажигательные снаряды. Бриг потонул в плотной огненно-дымовой завесе. Возможно, это его и спасло. Когда абордажные команды уже были готовы, и янычар закричал на ломаном русском «Эй, сдавайсь, снимай парус!», в ответ ему из облака дыма прозвучали выстрелы из ружей. Ярости турок не было предела. Угробив кучу времени, сил и снарядов, они вынуждены были продолжить артобстрел. Однако момент, чтобы уничтожить «Меркурий», был упущен. Вновь подул ветер, и Казарскому удалось наконец-то вывести бриг из-под шквального огня. Увлечённые стрельбой турки поначалу не обратили на это внимания, благо дым и не думал рассеиваться. «Селимие» и «Реал-бей» некоторое время палили друг по другу. И лишь спустя несколько минут поняли, откуда у русских вдруг появились новые пушки. Подданные султана пустились в погоню, но «Меркурий» уже не готов был упускать свою счастливую звезду. Однако бриг мог рассчитывать не более чем на треть своих и без того немногочисленных карронад – многие орудия нещадно перегрелись. Поэтому в ход снова пошли ружья. Непрерывный процесс тушения пожаров, заделывания пробоин и стрельбы из всего, что осталось – в критическом режиме боя русские моряки не знали себе равных. И тут удача повернулась к «Меркурию» лицом. Меткий выстрел канонира Ивана Лисенко повредил среднюю мачту «Селимие», в результате чего паруса того безвольно поникли, и линейный корабль счёл за благо лечь в дрейф. Оставался флагман – «Реал-бей». С турецкого флагмана продолжали беспрерывную пальбу. Изнурительный бой шёл уже три с лишним часа. Собрав в кулак всю дерзость, Казарский решился направить свой корабль прямо на неприятеля, чтобы дать по нему максимально точный залп из оставшихся пушек. Турки не ожидали такого хода: устрашающее зрелище в виде чудом держащегося на плаву, полупробитого и изодранного брига, зачем-то несущегося на них, повергло их в шок. Где-то в глубине души они уже пару часов как должны были наслаждаться видом обломков русского корабля, разбросанных по поверхности воды. Вместо этого их обезумевшему взору представилась картина приближающегося к ним «Меркурия», матросы которого готовились сделать свой решающий выстрел. Снарядов оставалось мало, и права на ошибку не было. Эта атака вполне могла стать последней в жизни команды, и потому в неё была вложена вся боевая злость. Ни один снаряд не прошёл мимо цели. В ответ сквозь пелену огня послышались вопли ужаса турецких матросов и беспрестанный скрежет. После чего глазу открылась почти апокалиптическая картина низвержения турецкого флагмана. Она стоила того, чтобы вынести огненный ад! Два рея на фок-мачте линейного корабля были перебиты, и паруса, основные и дополнительные, рухнули, закрыв порты носовых пушек. Это падение лишило турецкий корабль возможности стрелять и маневрировать. «Реал-бей», разумеется, был далёк от того, чтобы отправиться ко дну, однако, судьба русского брига его уже интересовать не могла, и капуданскому флагману пришлось спешно выходить из боя. Ну а израненный «Меркурий» спокойно развернулся и направился к родным берегам. Как он дошёл до них, имея 22 пробоины в корпусе, 133 в парусах и 148 в такелаже – загадка. Как и то, что потери русских в этом бою составили всего 4 человека убитыми и 6 ранеными. В активе значились подвиг, которому многие отказывались верить до тех пор, пока его не подтвердило само турецкое правительство, а также два выведенных из строя линейных корабля врага, которому предстояло отныне забыть о борьбе за превосходство на Чёрном море. Эксперты и военные историки, включая гордых хозяев морей англичан, наперебой восхищались этой победой и лично капитан-лейтенантом Казарским, считая данный успех, ни много ни мало, одним из самых удивительных и невероятных за всю историю военно-морского дела. Впрочем, как верно заметил один современник тех событий «Дивиться было нечего – на бриге были русские!» Все моряки брига, включая матросов, получили за эту победу боевые ордена. А в гербы офицеров «Меркурия» Сенат Империи внёс изображение того самого тульского пистолета, которым в случае неизбежного, как тогда казалось, поражения, последний из оставшихся в живых должен был взорвать так и не сдавшийся русский бриг. Михаил Алхименков #история #флот
    1 комментарий
    59 классов
    Ну и кто тут славянин? 😂 (без обид)
    10 комментариев
    67 классов
    6 мая 1908 года Российской империи принят закон об обязательном начальном обучении с поэтапным введением в действие в течение 10 лет. Начало ХХ века – один из наиболее драматических и неспокойных периодов в истории России. Активизация загнанного в подполье революционного движения вместе с тяжелой войной на Дальнем Востоке подрывала внутреннюю стабильность в стране. Революция 1905—1907 гг. наметила свой путь развития страны – путь к развалу веками создававшегося государственного строя, что могло ввергнуть страну в пучину всеобщего хаоса. Верховная власть, подавив революционные выступления, предложила альтернативу – путь спокойного развития империи с помощью реформ. Именно для этой цели Император Николай II поставил во главе правительства П. Столыпина, разглядев в нем талантливого, энергичного реформатора. Совместная работа императора и премьера на протяжении пяти лет позволила выработать правительственный курс реформ. Либеральная оппозиция, которая в годы революции буквально на каждом углу трезвонила о необходимости реформ, не смогла предложить ничего конкретного. Более того, даже в Думе, она была оттеснена на второй план, и ей ничего не оставалось делать, как только публиковать злобные выпады в прессе против верховной власти. Короткий период с 1907 по 1914 гг. был ознаменован бурной законотворческой деятельностью. Государственная Дума, наконец, стала работоспособным органом, а не рассадником оголтелых революционеров. К сожалению, многие начинания власти не были доведены до логического завершения – помешала Первая мировая война. Одним из наиболее важных преобразований стали реформы в сфере начального образования. В обществе до сих пор существует застарелый стереотип о том, что население в Российской империи было практически безграмотным, а власть тратила на образование ничтожные суммы. Всеобщее начальное образование вообще преподносится как достижение исключительно советской власти. Однако, если хотя бы в общих чертах изучить этот вопрос, то откроется совершенно иная картина. Для того, чтобы империя развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При непосредственном участии императора Николая II был разработан и введен ряд законопроектов по развитию народного образования. Одним из них был закон 3 (16) мая 1908 года о введении всеобщего начального образования в России. Приводим некоторые пункты этого документа: «1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». «5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом». «8. Министерство народного просвещения отпускает <…> на каждую, входящую в сеть школу, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста». Подписанный Государем Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным. С этого момента ежегодно открывалось около 10 000 школ, а к 1913 году их общее число превысило 130 000. Несмотря на то, что обсуждение законопроекта в Думе затянулось на три года, и он несколько раз отклонялся, всеобщее начальное образование в империи стало свершившимся фактом. Законопроект не появился из воздуха – на протяжении всего царствования Императора Николая II верховная власть способствовало планомерному развитию начального образования. Разумеется, результаты не заставили себя ждать. Приведем самый популярный показатель – уровень грамотности, которым так охотно оперируют критики императорской власти. Да, в 1897 году уровень грамотности был достаточно низким – 21,1 %. Однако, к 1917 году этот показатель оценивается в районе 40-43 %. Путем нехитрых вычислений приходим к выводу, что рост уровня грамотности в империи составлял чуть более 2% в год. Таким образом, можно сделать вполне справедливый вывод: всеобщее начальное образование, создание которого в России до сих пор подавляющее большинство граждан считают достижением именно советской власти, берет свое начало еще с 1890-х гг. В последние десять лет царствования императора Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект» — была создана обширная сеть школ, доступ в которые обеспечивался всем детям империи. Подобные меры были вполне соответствовали мировым тенденциям в развитии начального образования.
    39 комментариев
    161 класс
    4 комментария
    199 классов
    «Государь был умучен, как слуга Божий... За свидетельство Христовой Истины своей жизнью он стал чужд окружавшему его развращённому обществу.» протопресвитер М.Польский
    5 комментариев
    162 класса
    «Русский робинзон: потрясающая реальная история 1847 года» В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку. Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской… Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море – не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар. Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь…Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.». Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик. Зная, что корабль шёл по Охотскому морю, он надеялся, что его оставили на одном из клочков суши гряды Алеутских или Курильских островов. Но вскоре убедился, что его положение хуже некуда. Он был зажат судьбой в клещи двух морей. Перед ним плескалось холодное Охотское море, а за спиной шумело дремучее «зелёное море тайги». А в ней – медведи, волки, рыси, ядовитые змеи… За неделю «русский Робинзон» устроил себе дом с печью, смастерил мебель. Сделал пращу, лук и стрелы (благоразумно решив беречь патроны к ружью). И правильно – зимой в его дом рвалась голодная волчья стая – убил из ружья 8 хищников в упор. А перед этим подстрелил медведя, обеспечив себя тёплой шубой и запасом медвежатины. Ловил рыбу, собирал и сушил грибы. 12 апреля Сергей Лисицын прогуливался по берегу, оценивая последствия весенних штормов, и увидел лежащего ничком человека. Без сил и чувств. Выяснилось, что Василий, так звали несчастного, – с транспорта, шедшего в Русскую Америку. Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку. Помимо 16-летнего паренька на нём оказались две овчарки, коты, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов, 26 овец, запасы продуктов, инструменты, семена ячменя и ржи, а ещё оружие, телескоп, две подзорные трубы, самовар, строительный и огородный инструмент. Семь месяцев одиночества напрочь выветрили у «барина» всю дворянскую спесь. С таким хозяйством и ещё с двумя парами крепких и умелых рук они за лето не только обновили дом и баню, но и научились делать масло, сметану, сыр и творог. Вспахали поле и собрали урожай ячменя и ржи. Организовали обильный лов морской и речной рыбы. Начали сбор и переработку грибов, ягод и лесных трав. Словом, зажили трудовой коммуной. ….В 1857 г. писатель Александр Сибиряков встречался с гостеприимным хозяином медных и золотых приисков в Приамурье Сергеем Лисицыным. Залежи медной руды и золота тот когда-то нашёл, будучи в одиночестве. Он был назначен правительством ещё и управляющим этими землями. Василий «Пятница» был при нём. Его сын учился в Московском университете. А в Петербургском университете за счёт Лисицына учились оба сына командира корабля, который когда-то высадил смутьяна-гусара на пустынный берег. Став богатым человеком, Сергей Лисицын нашёл старика, проводил его в последний путь и взял на себя все заботы о его детях.
    12 комментариев
    235 классов
    ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ. Пасха была одним из любимейших праздников в семье императора Николая II. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. И в Царской семье ее отмечали особенно торжественно.
    17 комментариев
    417 классов
Русский мир — это мир, обжитый русскими, освоенный нами, приспособленный для себя, для своей жизни. Откуда же взялось слово «русский»?
По словам Даля, встарь писали «Руский», но затем Польша назвала нас на латинский манер «Россией», россиянами. И мы переняли эту манеру, перенесли ее в кириллицу и стали писать «русский». Русский мир немыслим без России.
Для русских мир, как село, — это целая вселенная. Мы в него вселяемся со всем своим скарбом, превращая места необитаемые в обитаемые. И с тех пор в нашей вселенной обитаемое, как правило, чередуется с необитаемым, обжитое — с необжитым. Поэтому для русских настоящее — это всегда то, что перестает быть, а будущее — это то, что только становит
Николай II обеспечил успешное проведение аграрной реформы, которая по своим масштабам сопоставима с крестьянской реформой 1861 года, когда в России было отменено крепостное право.
«Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири — вот два краеугольных вопроса, над которыми правительство должно неустанно работать», — так ставил задачу император перед председателем Совета министров Петром Столыпиным.
Результаты аграрной реформы в цифрах смотрите на картинке.
#государь
Огонь «Меркурия»
Рассказ о невероятном подвиге русского брига.
Русско-турецкая война 1828-29 годов была не похожа на предыдущие столкновения Российской Империи с Оттоманской Портой. В ней мы не только выясняли отношения с давним противником, но и решали вместе с Европой судьбу братской Греции. Султан Махмуд Второй кровно ненавидел Императора Николая Первого за принципиальность русского самодержца по греческому вопросу. Поэтому, даже после сокрушительного поражения от объединённой русско-европейской эскадры в Наваринской бухте и других неудач османский владыка не оставил попыток отомстить России. И потому, весной 29-го года султан собрал все свои лучшие силы, чтобы двинуть их на русские войс
«Россия жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких все возрастало в ней»
Иван Бунин, о России времен Николая II.
Смешной случай из жизни Дениса Давыдова (героя войны 1812 г)
В начале 1807 года Давыдов был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!».
Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Романовы, Великие Княжны России, в 1902 году
Московские пробки двадцатых годов ХХ века. Почти сто лет не рассасываются.
Показать ещё