Что Пророк (ﷺ) говорил о тех, кто оставил намаз без причины?
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках.
Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». Заступничество заступников не поможет им» (сура «Мудассир», аяты 40-48)
В этих Коранических аятах перечислены некоторые грехи, которые станут причиной для попадания человека в Преисподнюю. Раньше остальных назван грех оставления намаза без уважительной причины. Аллаh Та'аля благоволит:
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «Марьям», 19:59).
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) также говорил о большом значении намаза:
«Разница между иманом и неверием состоит в оставлении намаза» (Тирмизи, «Книга имана», 9).
В день къыямата намаз станет первым деянием, за которое будет спрошено у раба от имени Господа, а от имени Господних рабов у него спросят за пролитую им людскую кровь. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) поведал следующее:
«Первое, за что будет отчитываться раб в День воскресения, ‒ это намаз, и если он совершал его исправно, то дела у него пойдут хорошо, и он окажется в прибыле. Если же он не делал этого, то потеряет и окажется в убытке. Когда в его фарзах окажется какой-то недочёт, мугущественный и славный Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у Моего раба дополнительные намазы и восполните ими недостаток в его обязательных намазах». Потом так же поступят с закятом и со всеми остальными деяниями» (Тирмизи, «Глава о времени намазов», 188).
А в другом Хадисе сказано: «Кто выполняет обязательные пять намазов, совершая тщательно омовение, и будет читать их вовремя, и как следует выполнит руку‘, и прочитает намаз с Богобоязненностью, то для него есть обещание Аллаhа, что Он его простит. А кто этого не соблюдает, для него обещания нет. Захочет ‒ Он простит его, захочет ‒ накажет». (Абу Дауд, «Глава о намазе», 9).
Чтобы ангелы свидетельствовали в нашу пользу перед Господом, также необходимо совершать намаз: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитвы. После этого те ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллаh спрашивает их: «В каком положении оставили вы рабов Моих?» — хотя Он и знает о них лучше. Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились» (Бухари, «Книга о времени намазов», 16).
В одном Хадисе-Къудси Всевышний Аллаh возвестил: «Я сделал обязательным Моей умме пятикратный намаз. У себя Я записал завет (или обещание), что поселю в Раю того, кто совершает намаз вовремя и исправно. А тому, кто намеренно и без уважительной причины оставляет свой намаз, у Меня нет обещания» (Ибн Маджа, «О выстаивании намаза», № 1403).
Поскольку намаз является очень важным обрядом поклонения, то для тех, кто не совершает намаз, может идти речь об опасности умереть, лишенным имана. Ведь оставление намаза предшествует ослаблению имана. А признак крепкого имана – это исполнение повелений нашей религии с желанием и удовольствием, не считая обряды поклонения тяжелым грузом. Недаром Аллаh Та'аля нам повелевает:
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (сура «Аль-Бакъара», 2:45).
А в Хадис-Шарифе сказано: «Как вы проживете, так и умрете. Как умрете, так и будете воскрешены!» (Муслим, «Книга Рая, описания благодати в нем и обитателей его», 83-84).
Намаз в нашей религии настолько важный обряд, что его оставлению не дано разрешения ни в коем случае, кроме смерти или лишения разума. Поэтому для тех, кто не в состоянии читать намаз, полностью исполняя все его условия, разрешено совершать намаз соответственно своему положению. Так наша религия обеспечила все удобства для исполнения человеком этой религиозной обязанности. Например те, кто не находят воду для омовения, могут совершить таяммум (сура «Маида», 5:6), кто находится в состоянии войны, могут читать намаз в зависимости от боевой обстановки (сура «Ниса», 4:102), кто не может стоять на ногах, могут совершать намаз сидя, если и на это не хватит сил, то даже лёжа, лишь посредством жестов (сура «Али-'Имран», 3:191).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
«Когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был смертельно ранен, он лежал без чувств. Однажды я зашел к нему и увидел, что он покрыт одеялом и лежит без сознания. Я спросил тех, кто рядом:
– Как он?
– Как видишь, без сознания.
– Звали ли вы его на намаз? Ведь если он еще жив, то ничто не засставит его встать, кроме призыва на намаз,
– сказал я им.
Те стали говорить ему:
– Намаз, о Повелитель правоверных! Время намаза!
Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, очнулся и промолвил:
– «Неужели?! Клянусь, для тех, кто оставил намаз, нет доли в Исламе, – и, встав и истекая кровью, он совершил намаз»
Хайсами, I, 295; Ибн Сад, ΙΙΙ, 35; Муватта, Тахарат, 51).