Приветствую всех участников группы Собрание. В прошедшее воскресение в нашем интернет – собрании я говорил о свободе слова во Христе. Очень рад, что многих участников этот вопрос заинтересовал. Там я сказал такую фразу, что в нашей жизни обличение превратилось в осуждение, и в связи с этим у нашей сестры Ольги возник вот этот вопрос. «Приветствую всех! Благодарю Александр за тему. А такое собрание оно не обходимо нам. У меня такой вопрос, чем отличается обличение от осуждения.»
Здравствуйте Ольга. Хорошим примером в вопросе наставления об обличении является книга притч Соломона. Давайте посмотрим несколько месть из этой мудрой книги. Итак: 5 гл. « И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:»
10 гл. 17 ст. «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.»
12 гл. 1 ст. «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.»
15 гл. 10 ст. «Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.» И это только маленькая часть того, что Соломон говорит в этой книге об обличении. Оказывается, обличение является неотъемлемой частью жизни человека способного работать над собой. То есть через принятие обличения человек становится мудрее. Но мне не хочется заострять внимание только на притчах Соломона. А есть ли в Новом завете, что ни будь об обличении? Да конечно. И не мало. Вот, например Павел говорит в послании к Ефесянам в 5 главе. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.» Или в первом послании к Тимофею «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.» Или в послании к Титу «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.» Оказывается и мы с вами так же призваны нести это служение обличения. Именно служение. Почему? Потому что обличение, если оно правильное и беспристрастное, есть ни что иное как служение ближнему из любви к нему. Но важно нам не спутать его с осуждением. Но если ты принял решение обличить брата и делаешь это с высоты своего человеческого превосходства над ним, то это уже осуждение. Ты господин, а он раб. Именно об этом и говорит нам апостол Павел в послании к Римлянам «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Почему он так подошёл к этому вопросу? По одной простой причине. Осуждать можно только свою собственность. Раб это собственность и господин имеет право на это. Но вот что интересно говорит Павел в этом послании. « Кто ты осуждающий чужого раба?» Когда я рабовладелец и имею своих рабов, то я делаю с ними всё что считаю нужным. Но когда я, будучи рабовладельцем осуждаю не своего раба, то господин осуждаемого раба в праве мне сказать « Кто ты такой что осуждаешь моего раба? Он стоит передо мной и только я в праве судить его, так как он моя, а не твоя собственность» Любой верующий в Бога человек является Его рабом. И только Он в праве осуждать или не осуждать его. Здесь нам надо очень серьёзно и со страхом подходить к этому вопросу. Что я хочу сделать? Обличить? То для этого нужно иметь веские основания и руководствоваться исключительно желанием помочь. В противном случае это будет осуждение и претензия на то, что это мой раб. Хочу осуждаю, хочу милую. То есть здесь опять вступает в силу эдемская ложь диавола. « Будете как боги» и желание быть богом настолько велико в нас, что мы пытаемся составить конкуренцию самому Богу в том, кто господин этого человека. Я или Бог. Итак. Осуждение и обличение. В наставлении о сучке и бревне Христос очень хорошо это показал. Если ты сам имеешь грех и указываешь на него брату то ты судья, но если ты вытащил бревно, то увидишь, как помочь брату, то есть обличишь, но не осудишь. Это я г8оворю о тех, кто судит с высока, но если во мне есть то о чём он говорит, то мне стоит рассмотреть себя в любом случае и в сердце своём проверить, действительно ли так. И уже просить об этом Бога. Испытать и проверить меня. Мне часто приходится слышать в свой адрес различные обличения. Некоторые из них я просто игнорирую, по одной простой причине, знаю что это не так, ну а если не знаю, то начинаю проверять себя. Может действительно это правда? И если нахожу что это так, то естественно ищу как избавиться от этого , а если это не так, то с радостью благодарю Господа. Именно об этом нам и говорил Соломон к книге притч. Буквально вчера, я участвовал в одном общении , где мне пришлось обличить одного брата в его самоуверенности о том что он знает что в человеке не зная самого человека. Какова его вера. Писание говорит, что ни кто не знает что в человеке, кроме самого человека. И к сожалению, человек сразу стал оправдывать себя. Я не хочу судить его, это только в качестве примера. Думаю, что брат поймёт меня правильно. Моё желание было искренне помочь ему. После общения , я вновь перечитал нашу переписку с тем, что бы просмотреть себя, может действительно я где то делал это с позиции своего высокого «я» Но слава Богу всё нормально. Это я к тому. Что бы мы не торопились отвергать обличения. Именно об этом говорил Соломон в притчах, о чём мы говорили выше. Часто приходиться слышать такое выражение. Если ты не обличил брата во грехе то ты становишься соучастником его греха, и мы либо прикрываемся словами не судите да не судимы будите, либо идём обличать не из любви, а из страха самому быть облечённым голосом Бога. Я понимаю слово обличить, как обнаружить. В слове обличить присутствует такое понятие как личность, то, что есть внутри нас, оно созвучно в значении со словом обнаружить, то есть вынести наружу то, что скрытое внутри. Но речь в нашем случае идёт не об обнародовании скрытого для всех, показать брату самому его личину или внутренность. Но для этого надо знать намерения сердечные. В любом случае , обличение нам дано как благословение . Но самое лучшее это сердечная молитва за человека попавшего под обольщение. Именно сердечная , если у вас нет в сердце боли за того кто заблудился, а только желание восстановления справедливости, то не молитесь , это не поможет, лучше сходите к служителю церкви если доверяете ему и расскажите всё, так вы не станете соучастником . 1 ПОСЛАНИЕ ОТ ИОАННА « Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.» Принимайте обличения от Господа как благословение, через которое мы имеем очищение кровью Христа. Размышляя над этим вопросом, мы не можем не обнаружить, что в нашей обыденности обличение сродни осуждению. Но обличение не есть осуждение. Опять же давайте вернёмся всё к тому же Соломону «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым». Прит.19:20; Обличение раскрывает реальное содержание того или иного предложения, понимания, действия. ОБЛИЧАТЬ, — Разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное. Обличать пороки. Обнаруживать, показывать, раскрывать. . Эти слова подтверждают совет мудрого Соломона: «Принимай обличение»! Очень важно отразить этот аспект, ибо вопрос «как правильно обличать?» возникает именно от того, что обличение, воспринимается как унижение, как осуждение, и потому не принимается, а иногда вызывает агрессивную реакцию. Опять идём к Соломону «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». Прит.25:12; Очень хорошее сравнение . Итак, мы отметили, что каждый, кто почитает себя внимательным, кто желает быть мудрым, принимает обличения как урок самопознания, как благословение. Однако и обличитель обязан быть мудрым именно по этому в библии это говориться к служиелям, таким как Тимофей или Тит. Или служителям в Ефесе. В любом случае обличитель должен иметь мудрость и страх Божий в том, что он намерен сделать. И помнить во имя кого Он это делает. Во имя Христа или своё? Обличитель, как украшение из чистого золота. Но в нашей жизни, когда нет здравого учения об обличении, то обличитель становиться как воин, идущий на брата своего, НЕ ЛЮБЯ, НЕ ЩАДЯ, НЕ ПЫТАЯСЬ ПОНЯТЬ.. Церковь Божья, святая, не имеющая пятна или порока, состоит из людей, которые будучи во Христе святы, в телах же своих способны, и ошибаться, и заблуждаться и совершать грехи. Повод к обличению это не слухи и не мнения кого бы то ни было. Повод к обличению в большинстве случаев —СОГРЕШЕНИЕ ПРОТИВ ТЕБЯ.! Я хочу именно на этом заострить внимание СОГРЕШЕНИЕ ПРОТИВ ТЕБЯ. Так говорит писание. « Если брать твой согрешил против ТЕБЯ. Здесь уместно, пожалуй, вспомнить ещё и псалом: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего». Пс.14:1-3; Слово, это сильное оружие. «Словом можно убить! Словом можно спасти! «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся, и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Иак.3:5-8; Эти слова просто заставляют прикусить язык! В таком строгом отношении к языку, к слову, кроется наша духовная чистота. В таком строгом отношении к словам, от кого бы они не исходили, кроется мир и дружба между членами семьи, каковой является ИЛИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ДОЛЖНА ЯВЛЯТЬСЯ ЦЕРКОВЬ . Но вот произошло. Есть на сердце горечь. Брат ненароком нанёс рану. Болит. Что делать? Никому не говори. Только Богу. Постарайся простить! Может быть не сразу, но прости. Да, простил! Но брат в грехе. Как ему помочь? Вот это очень важное условие. НЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТВОЕГО ОГОРЧЁННОГО САМОЛЮБИЯ, НО ЗАБОТА О БРАТЕ СОГРЕШИВШЕМ ДВИЖЕТ ТЕБЯ К НЕМУ С ОБЛИЧЕНИЕМ. Помолись, попроси у Бога смирения и любви к брату. Очень может быть, что необходимость в обличении исчезнет. Вдруг Господь откроет, что причина моего намерения вовсе не в желании приобрести брата. Моё уязвлённое самолюбие не даёт мне покоя. Тогда мне нужно каяться. Мне нужно вынимать бревно из глаза. Можно обличать так. «Что ты натворил? Как ты мог? Ты поступил как слуга сатаны. Ты грешник. Твой поступок позорит всю церковь. Твой поступок наносит раны Иисусу. Ты должен каяться! Передо мной и перед церковью и перед Богом. Иначе ты погиб». Такой, мягко говоря, наезд, может закончиться дракой. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя»; Прит.9:8; Можно так: «Давай помолимся. Ты знаешь, брат, я нуждаюсь в помощи. У меня на сердце тяжесть. Я переживаю вот о чём. Помоги мне правильно понять, что произошло. Ты сказал обо мне следующее. Это действительно так? Я правильно понял? Очень может быть, что он скажет, что не совсем так, а чуть иначе, и вы, уточнив, как раз придёте к нужному результату. Возможно, он скажет, да, я так сказал, потому что так и есть на самом деле. Тогда в духе братской любви вы можете рассказать, как на самом деле всё обстоит. Очень важна интонация. Иногда тон, незначительные оттенки, показывающие обвинительный уклон вызывают ответную обвинительную реакцию. Тогда обличение, не даст нужного результата. Ведь нам в обличении важно вскрыть сущность поступка. То, что сделано, то, что сказано – грех, или не грех? Правда или неправда? Моя обида не главное. На самом деле я не имею права на обиду. Ведь обида – дань своему «Я». Если обличая, я стану утверждать, что твои слова или дела меня обидели, это будет неправильно. Это может только спровоцировать обострение отношений. Ведь цель моя, по словам Иисуса – это приобрести брата. Значит, помочь брату, освободиться от опасности, победить искушение, избежать греха. «Приобрёл ты брата своего» – приобрести брата, попавшего в опасное положение вызволить, буквально спасти, вот задача твоя и моя. Не спасать свою репутацию, не удовлетворять своё самолюбие, но помочь брату освободиться от греха. Последующие шаги, которые нам предлагает Спаситель, как раз говорят об этом. Речь не идёт о удовлетворении. Если видишь, знаешь достоверно, что брат совершил грех. Что делать? «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Лев.19:17; Принцип тот же. Прежде всего, обличение преследует цель показать сущность проступка. Открыть его опасность. И помочь брату, увидев опасность, уклониться от опасности. Иаков говорит: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Перед этими словами у Иакова есть особое увещание: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». Такая атмосфера дружбы и открытости создаётся НЕ ПРИКАЗАМИ РУКОВОДСТВА ЦЕРКВИ, но любовью и доверием друг ко другу всех членов церкви. В совокупности эти слова открывают перед нами и сущность обличения. Прежде всего, молитва друг за друга, забота друг о друге. Исчезают подозрение и зависть и осуждение. Такая искренняя забота и молитва позволяет каждому открывать своё сердце и исповедовать свои грехи. Тогда то и наступает это благословенное мгновение, спасение души и победа над грехом. Блаженны чистые сердцем , ибо они Бога узрят. Чистое сердце, это то сердце которое ничего не скрывает. Главная задача обличения раскрыть опасность, таящуюся за привлекательным предложением. Главная задача обличения, сделать мудрыми братьев и сестёр в церкви. Благословений всем в общении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5