#СектыЕресиРасколы
    1 комментарий
    9 классов
    «Не согрешишь – не покаешься». «Без греха века не проживешь». «Грех воровать, да нельзя миновать». «Неси в храм покаяние и подаяние». Всем известны эти пословицы. Казалось бы, что тут такого? Ведь все мы люди грешные, с этим не поспоришь. Только ведь выходит, что наше дело грешить, а дело святых нас отмаливать да ходатайствовать за нас перед Всевышним. Так что же, неужели Бог одним судил быть святыми, а другим – грешниками? Мысль весьма заманчива. Буду грешить, главное – не забывать подробно рассказывать о том на исповеди и деньги в кружку класть. Ой, чуть было про акафисты не забыл. Прочитал акафист, святой принял подношение, услышал мое многократное «Радуйся!», возрадовался, само собой, и ну давай меня отмаливать. Ты мне – я тебе: все, как на земле. Ну, разве не красота? «Легко сказать! – возражают православные. – То святые, от рождения избранные Богом, они с младенчества по средам и пятницам от материнского молока отказывались, а мы такой сознательности не проявляли… Куда нам!» Однако нельзя сказать, что все мы поголовно смирились с нашими грехами и не испытываем угрызений совести за нашу «небрачную одежду» на царском пире. Вижу ли я свои грехи? Да, вижу. Призывают ли батюшки с амвонов равняться на святых? Призывают, конечно же, – какая проповедь обходится без этого! А как равняться? Образ святого настолько высок, что и рады тянуться, да рутина тянет вниз. Вот что чаще всего говорят на исповеди продавцы и предприниматели: «Обвешиваю, обсчитываю. Каюсь»; «Обманываю конечного потребителя: даю неверную информацию о продукте». В ответ, конечно же, слышат, что так делать нельзя, но – пропускают мимо ушей. Ведь идеал святости вроде как недостижим. Обратите внимание на то, что в привычных нам житиях святых много ретуши, поскольку законы жанра обязывают. Хорошо ли это? Много ли остается в них простого человеческого после решения составителя жития вычеркнуть неудобные моменты? Вот откуда берутся унылые люди в храмах. Это те из нас, кто решил, что святым ему не стать. Это те, кто не нашел у любимых святых сомнений, страстей, падений, тяжелой борьбы. А ведь всего этого в их биографиях было предостаточно. Нужно лишь присмотреться. Вот апостол Петр идет по воде. Миг – и он утопает, усомнившись. Вот он исповедует Христа Сыном Божиим – а вот он же отрекается от своего Господа и Учителя. В страхе разбегаются ученики Христовы в Гефсимании, никто из них не пытается засвидетельствовать о неправедном суде, когда Христос еще не миновал порог Судных врат. Иона бежит в Фарсис. Моисей убивает египтянина. Давид прелюбодействует и пытается скрыть свой грех убийством. Адам сваливает свой грех на Еву и Самого Бога, а Ева на змия. Продолжать можно бесконечно долго. Еще выручает святой мученик Вонифатий, который жил совсем не свято, пока не увидел своими глазами, как казнят христиан за то, что они веруют во Христа. А когда увидел, то он, пьяница, сластолюбец и насмешник, принял волевое решение объявить себя христианином. И умер за Того, Кого знал лишь понаслышке. Вот оно! Волевое решение. Доступное каждому из нас. Итак, будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11: 45). Вот что требует от нас Творец неба и земли. Мы пытались, Господи, с самого первого Твоего Завета с нами пытались, но у нас ничего не вышло… Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5), – говорит нам на это Спаситель. Обратим внимание: Он не говорит, что Сам все сделает за нас. Он делает всего лишь 99,999%, рождаясь Человеком, умирая за нас и воскресая. Остальные 0,001% нужно сделать нам. И тут между нами и святыми, чьи иконы мы благоговейно целуем, нет никакой разницы. А, нет, есть одна существенная. Они, святые, однажды приняли волевое решение протянуть Господу свою руку, сказав Ему: «Спаси нас, утопаем»! Но кто сказал, что того же самого не можем сделать мы? Кто сказал, что святость – это какой-то сословный удел, а нам в число небожителей путь заказан? Когда я ознакомился с дневниками святого праведного Иоанна Кронштадтского, передо мной предстал живой человек, который учился в семинарии не на пятерки, часто согрешал, о чем непрестанно упоминал в своих записях, которые вел для себя, и был раздираем на части различными духовными недугами. Я увидел, что он ничем особенным не отличался от меня и моих собратьев-священников. Но отец Иоанн любил Христа и понуждал себя на любовь к ближним, пусть это и не всегда ему удавалось в желаемом для него объеме. И он преуспел. Вот на что стоит равняться каждому из нас. Пока мы дышим, Господь ожидает, что мы ответим на Его стук в нашу дверь. Важно лишь отозваться на него не завтра, а именно сейчас. Завтрашний день может так и не наступить, а этот момент у нас есть. Страшно открыть Христу дверь, ведь мы не соответствуем тем идеалам, о которых прочитали в житиях. Но Врач не стучится к здоровым, Он желает исцелить больных. Там, за порогом, в руках Господа – лекарство от вечной смерти и брачная одежда, которую нам нужно надеть. Но не поверх грязной, которую уныло носим, а вместо нее. Воруешь? Блудишь? Обманываешь? Ябедничаешь? Портишь ближнему кровь? Остановись, тебя зовет на пир Царь царей. Праведные вельможи на приглашение не отозвались, у них нашлись другие дела, остались только мы, грешники, а свободных мест предостаточно. Итак, прочь сомнения! Пора! Протоиерей Сергий Адодин
    2 комментария
    89 классов
    152 комментария
    6 классов
    Читаем Евангелие вместе с Церковью. 20 марта
    7 комментариев
    4 класса
    Нам не следует удивляться тому, что происходят с нами самые острые искушения в течение поста, потому что пост — это война со злом, это объявление войны самому диаволу, ни больше, ни меньше. Это мы должны очень хорошо сознавать. Если мы на самом деле вступаем в эту войну, то мы должны быть подготовлены ко всяким неожиданностям и искушениям, и мы не должны ничего смущаться и бояться. Когда мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского, когда мы следим за теми образами борьбы со грехом, которая происходила в Ветхом и Новом Завете, мы не можем не замечать одной особенности: сатана в Ветхом Завете упоминается крайне редко, он как бы очень смутно присутствует, едва называется, как будто бы это оттого, что человек сознает, что есть такая реальность, которая слишком тяжела для него, чтобы он мог ее перенести. Только с пришествием Христа обозначаются явно глубины сатанинские. В Евангелии, в Посланиях апостольских мы видим, как разоблачается враг: можно сказать, что сатана является составною частью Евангельского откровения, нравится это кому-то или не нравится — такова правда. Но только при явлении Света истинного раскрывается вся эта страшная тьма. И князь мира сего обличается, то есть делается явным — светом Царя Небесного. И отец лжи разоблачается Сыном Божиим, Который есть Истина. И человекоубийца от начала — Тем, Который превечный, Который стал человеком, чтобы предать Себя на убиение. И вот среди этого ада, в котором мы с вами живем, среди страшного растления мира грехом, когда убийство становится нормой, когда присутствие человекоубийцы и отца лжи делается все более очевидным, среди этого разрушения душ человеческих, среди всех сатанистов, экстрасенсов, всяких телемагов, среди разврата, которым наполняется наша земля, среди всего, что является мерзостью перед Богом, как говорит Писание, каждый должен увидеть, что среди всего этого присутствует и мой грех. И через этот грех вся тьма, которая есть в мире, лелеет надежду обрести полную власть над моей душой. И это страшно и непереносимо для человека, когда он узнаёт, что на самом деле никакая сила человеческая, никакая власть человеческая близко не сравнится с тою силой, которой обладает диавол. Как говорит преподобный Серафим Саровский, малейший из них одним коготком мог бы опрокинуть всю вселенную, если бы Господь попустил ему. И он говорит о бесах, что они гнусны, и то же самое можно сказать о грехах. Всякое прикосновение греха к душе или к телу есть прикосновение бесовское. Только Христом Богом побеждается сатана, только Его светом разоблачаются его козни и коварство. И когда Господь срывает все маски с сатаны, Он совершает великое, если мы участвуем в этой тайне. Он срывает все маски с наших лиц, бесчисленные личины, которые не дают нам стать самими собой, которые не дают нам увидеть друг друга, не дают нам стать лицом к лицу перед Господом нашим. Наша брань — не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, но мы должна помнить, что наше участие в этой войне требует настоящей отдачи — той, о которой апостол Павел говорит: «Вы еще не до крови подвизались против греха» — чтобы там, где близко мое поражение, там, где этот мой грех означает мою вечную смерть, узнать на самом деле, не так, как мы в книжке читаем, и не так, как мы в проповеди слышим от кого-то, что я являюсь жертвою диавола, но это происходит пред лицом победы Божией. Господа, Который стал Агнцем, и Который как бы потерпел поражение, мое поражение, которое я терплю в этом грехе, и вот в этот самый миг явился Львом побеждающим: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкая, яко от Иуды лев, как воспевает в пасхальную ночь Церковь Христова. Протоиерей Александр Шаргунов ----- Церковный календарь. 20 марта
    2 комментария
    6 классов
    Лет семь назад я начала читать Великим постом книжечку святителя Феофана Затворника «Мысли на каждый день года». И из года в год, подходя к положенному на последний день Четыредесятницы тексту, я буквально сгорала от стыда. Ну опять все про меня. «Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль?.. Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица». Обещала себе – проведу следующий пост лучше. И снова все повторялось. Начинается Великий пост всегда бодро, с воодушевлением, с энергией. А затем все куда-то исчезает, и вот приходишь в себя лишь на шестой неделе, с ужасом понимая: опять весь пост проспала! Но год назад мне попался на глаза совет человеку, который, подобно мне, жаловался на расслабленность: «Определите себе духовную программу и придерживайтесь ее». Я ухватилась за эти слова, составила такую программу и честно попыталась внедрить ее сперва в свой личный Великий пост, затем – с согласия домочадцев – в общесемейный. И это была ощутимая разница. Появилось ощущение какого-то ровного, плавного движения, без скачков и простоев. Появились собранность и проистекающая отсюда умиротворенность. Наконец стала пропадать привычка все время откладывать духовные упражнения на завтра. В этом году мы всей семьей заранее составили еще одну программу, что-то взяв из прошлогодней, что-то изменив, что-то добавив. В итоге получилось четыре смысловых блока. 1. Поддержание духовного тонуса (или, говоря языком Постной Триоди, «трезвения», «внимания», «доброго напряжения», «бодрости душевной», «теплого усердия») – ежечасное, ежедневное, еженедельное. Ежечасный тонус – тут очень помогает простая молитва, хотя бы такими словами: «Господи, помоги, научи меня, как мне надлежит прожить следующий час/три часа/день». Постепенно появляется то, что святитель Феофан именует так: «Научитесь всегда иметь Господа перед глазами». А это оживляет все, что делаешь, и придает совсем другой вкус духовной, да и бытовой жизни. Ежедневный тонус поддерживается чтением, хотя бы совсем понемногу, фрагментов Постной Триоди. Открываем (утром, днем или вечером, как получится) и прочитываем хоть малую толику того, что в это утро читается в храме. Можно заранее как-то подготовить, ну хоть 5–6 тропарей, стихир. Это займет, я засекала, от силы 3–4 минуты. Но это будет подключать нас к живой жизни, богослужебной жизни Церкви. Это очень ценно. Понятно, вычитывать утреню не станем, но что-то же можно себе позволить. Даже одна-единственная стихира способна резко повысить нашу духовную мотивацию, встряхнуть или, напротив, подарить мир и укрепление. «Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением. Вот, время (покаяния), вот день спасительный – вступление в пост. Душа, бодрствуй и страстям входы затвори, ко Господу взирая. Пришло ныне, наступило время подвигов, поприще поста; усердно все его начнем, Господу как дары добродетели принося. Господь, проведший в посте время в сорок дней, ныне освятил и очистил эти дни, достигнув которых, мы восклицаем: “Благословляйте и превозносите Христа вовеки!” Ныне настало время святого поста; начнем его с добрым поведением: ибо со спорами и ссорами не поститесь, Господь говорит. Сон отринь, душа, тяжкого нерадения, и бодрствуя, будь усердной к Божественным заповедям: приближается Жених, поспеши выйти со светильником Ему навстречу. Души нашей радость показывая во время поста, не будем угрюмыми, ожидая прекращения этих желанных дней, ибо воссиял нам свет подвигов благочестия». Я сделала наиболее загруженным членам семьи выдержки на каждую седмицу поста: выделила по 8–10 тропарей и несколько стихир, напечатала, раздала, и теперь наша семья второй год будет погружаться в атмосферу Триоди, вместе с Церковью проживать каждый день, приближаясь к Пасхе. Еженедельный тонус – каждую неделю поста проживать, твердо помня и держа в сознании ее итог. Скажем, во вторую неделю уже с понедельника молиться, чтобы Господь (в нашу нищенскую, конечно, меру) позволил и нам причаститься его Божественной благодати, стать участниками Просвещения. Третью начать и провести в памяти о приближающемся поклонении Кресту. Четвертую прожить, заглядывая в «Лествицу» или особенно усердно изучая иную, более приближенную к нашим временам, святоотеческую книгу. Пятую провести, помня, что посту осталось совсем немного, а истинное покаяние – перемена – все еще от нас далеки. Шестую прожить в доме Лазаря, ожидая приближения Христа. И каждый день поста помнить, что его цель – Воскресение. 2. Молитва. Тут все, в принципе, понятно. Тем более что выше уже сказано о Постной Триоди. День, разумеется, начинаем всегда с молитвы, освящая его начало. «По начатку дня я узнаю все его течение», – говорит Иоанн Лествичник. Если уж для великого подвижника важно начать день с верной ноты, тем более это актуально для нас, слабеньких и духовно тщедушных. Тут есть еще такой момент - как бы мы ни торопились, в начале молитвы хорошо бы положить хоть два-три поклона. Водится за нами такой грех, привычка схватить молитвослов, «вычитать» молитвы и бегом, бегом по делам. Хотя всем уже давно известно, что лучше одну молитву с сердечным вниманием произнести, чем десять отбарабанить. Но все же. А несколько поклонов как-то автоматически выдергивают из круговерти, остепеняют, и молитвословие, каким бы кратким оно по недостатку времени ни было, все же получается более трезвенным и собранным. О чтении Постной Триоди сказано выше. К вечерним молитвам прекрасно было бы ввести дополнение в виде Иисусовой молитвы. Даже самое малое число молитв уже согревает сердце… 3. Чтение Священного Писания и святых отцов. Святой Паисий Афонский говорил, что духовное чтение и молитва – это витамины, которые нужны душе ежедневно. Особенно это важно, конечно же, в дни поста. Я как-то услышала, что сретенские семинаристы в конце первого курса непременно сдают переписанное от руки Евангелие. Мне очень понравилась эта идея. Ведь написанное от руки очень глубоко входит в память, пронизывает ее. Это очень важный процесс, который, к сожалению, уходит из нашей жизни. Можно завести блокнот и каждый день поста выписывать хотя бы по два-три евангельских стиха. Вот, например, текст о том, как Петр шел ко Христу по волнам. Я его утром или накануне вечером выписала, а днем столкнулась с бурей местного значения или во мне самой вспыхнул шторм гнева, а я тут же, вспомнив утренний прочитанный и выписанный текст, мысленно зову с Петром: «Господи, спаси меня, погибаю, тону!» Так евангельский текст уже вошел в мою жизнь и ее немного, но вполне реально изменил! К концу поста у нас будет как минимум 40 текстов, которые мы к тому же потренировались ввести в свою жизнь. Это будет вполне осязаемым результатом! И конечно же, постом начинаем усиленно читать святоотеческую литературу. А еще как замечательно поделиться прочитанным! Всякий раз, когда мы читаем и делимся святоотеческой мудростью, нашими незримыми собеседниками, а если дело происходит за столом, то и сотрапезниками, становятся Иоанн Златоуст, апостол Павел, преподобный Сергий Радонежский, авва Пимен, владыка Антоний[1]. 4. Анализ прошедшего дня и самоиспытание. Хорошо бы завести еще один блокнот и вечером перед молитвой вспомнить и записать, что накопилось на душе за день. И уже после с этим листком перед глазами приступить к молитве, не просто каясь: «Вот, Господи, еще один день сикось-накось прошел», а прося прощения за конкретные грехи и помощи: «Господи, я тут и тут согрешил, тут и тут подумал, сказал, сделал. Не сделал, не заметил, не потрудился. Прости, очисти и помоги исправить это в завтрашней моей жизни». Без этого учета, как мы все, увы, знаем, очень легко массу грехов вообще за собой не замечать, а ведь они так и скапливаются в душе, опутывают будто паутиной, лишают воздуха, света. Повседневное «сосчитывание со своей совестью» очищает и проветривает дом души. Времени на это много не требуется – требуются только решимость и дисциплинированность. Но вкус и качество духовной жизни сразу резко изменятся. Вот, пожалуй, и все. Такая вышла программа. В завершение вот что хочется подчеркнуть. Цель всех этих упражнений – осмысленное и живое, насыщенное и трезвенное проживание поста. Они должны не наполнять душу унынием и тяготой, а облегчать, окрылять, веселить. Недаром же пост именуется веселым временем, а правильное покаяние – радостотворным. «Вре́мя яви́лось благо́е, боже́ственное души́ весе́лие, приди́те, ве́село его прии́мем, посто́м и моли́твою предочища́ющеся». «Великий пост – это начало подготовки к самой радостной и долгожданной встрече в жизни – встрече человека с Богом», – пишет Денис Ахалашвили. Эти слова созвучны святителю Феофану Затворнику: «Только не принимайте пасмурного вида, не помрачайте лица своего. Все делайте с охотою, с добрым и радостным расположением духа. Так проводите время, как проводят его те, которым предстоит быть на пиру у царя. У этих только о том и мысли, и речи, как будет этот пир, как встретиться с царем, что сказать, как он приветит, как бы получше нарядиться и не ударить лицом в грязь и прочее. Но вам предлежит несравненно лучшее и высшее – предлежит пир не у земного, но у Небесного Царя. Если вы потрудитесь принарядиться и приготовиться так, что Царю понравитесь, то будете Им приласканы, получите то, чему цены нет, и обрадованы несказанно». Мы тоже приглашены на Великий пир, пасхальный пир Агнца, дарующего нам Жизнь вечную. «Трапеза обильна, – насыщайтесь все; Телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», – услышим мы всего через семь недель. Времени совсем немного, и как было бы хорошо подойти к последнему дню Четыредесятницы в числе «внимательных и бодренных постников, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившихся», пусть и в последних рядах. Анастасия Андреева ----- [1] Несколько лайфхаков. Мы нашли такой формат (помимо индивидуального чтения Евангелия и Апостола): ежедневно за завтраком или ужином (как получится) включаем на ноутбуке аудиотолкования с сайта радиостанции «Вера» («Радио вера, Евангелие дня»). Это очень удобно, ведь одна беседа занимает всего 3–5 минут, но дает очень много пищи для размышления и, главное, для действия. Во-вторых, я заранее скачала ряд «Наставлений на Великий пост» с сайта телеканала «Союз». Один ролик занимает все те же 3–4 минуты, его можно успеть посмотреть даже в начале хлопотного дня. А помощь от этого цикла реальная – настраивает на постный лад, придает энергии, не дает забывать о целях и задачах постного времени. #посты
    1 комментарий
    30 классов
    Читаем Евангелие. 19 марта
    3 комментария
    7 классов
    Святые отцы говорят, что Великий пост — это наша молитва Господу и с Господом, Который, как говорит апостол: «Во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В век, столь страшный как наш, Церковь не может забыть, что молитва — это сильный вопль, обращенный к милосердию Божию перед лицом многоразличного, все более возрастающего зла, угрожающего существованию человечества. Это долг Церкви по отношению к Богу и людям. Чем больше человеческое сознание забывает само значение слова «милосердие», чем больше оно удаляется от тайны милосердия, удаляясь от Бога, тем больше долг Церкви взывать к Богу милосердия с сильным воплем. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Этот «сильный вопль» должен стать тем, что определяет Церковь нашего времени. Этот вопль, обращенный к Богу, умоляет о Его милосердии, которое Церковь исповедует и возвещает, и которое открывается в полноте во Христе распятом и воскресшем, в Пасхальной тайне. Поистине, эта тайна несет в себе самое полное откровение милосердия, любви, которая крепче смерти, крепче греха и всякого зла, любви, которая возвращает во всем разуверившегося человека к самой глубокой вере и освобождает его от самых великих угроз. Сегодня наш народ и все человечество с большой тревогой глядит на опасности, нависшие над миром, не зная, как разрешить их. И если мир не имеет мужества произнести слово «милосердие», если в своем сознании, лишенном религиозного смысла, он не находит эквивалента этому слову, тем более необходимо, чтобы Церковь произнесла это слово, не только от своего имени, но и от имени всех заблудших людей. Надо чтобы оно было произнесено в нашей молитве, в вопле, умоляющем о милосердии Божием, согласно тому, в чем более всего нуждается современный мир. Чтобы все увидели не только как убийственно жесток торжествующий сегодня грех, но и какое безмерное милосердие небес может открыться в покаянии. Пусть этот наш вопль исполнится глубины, выраженной в Священном Писании и в сегодняшнем Великом покаянном каноне, и в жизни веры стольких поколений православных людей. С этим воплем обращались все святые, все подлинно верующие люди к Богу, Который не может презирать ничто из созданного Им, Который верен Своим обетованиям, Своей любви. Как преподобная Мария Египетская, в течение всего Великого поста предлагающая нам образ покаяния, обратимся к Божией Матери — к Той, Кто как Мать идет вслед за каждым из своих детей, за каждой заблудившейся овцой. И если даже заблудившихся в Отечестве нашем — миллионы, если даже беззаконие явно преобладает над совестью и правдой в сегодняшнем мире, если даже современное человечество заслуживает за свои грехи новый потоп, как заслужили его современники Ноя, будем прибегать к Отчей любви, которую Христос явил нам Своим служением и которая достигла своей вершины в Его Кресте, смерти и Воскресении. Будем идти к этой тайне любви. Будем прибегать к этой тайне милосердия Божия, повторяя слова Пречистой, возвещающей милость Его в роды родов. Будем умолять милосердие Божие за род, живущий теперь. Чтобы он тоже стал «боящимся Его». Пусть вся Церковь, которая учится у Божией Матери быть взысканием погибших, выразит в этой молитве свою материнскую заботу о всех и свою исполненную безграничного доверия Богу любовь. Пусть это «помилуй мя, Боже, помилуй мя», звучащее между строк Великого покаянного канона, так соединится с нашим дыханием, чтобы в течение всего Великого поста и во все дни не переставали мы с крепким воплем взывать ко Господу милосердия. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть всегда молится так каждый из нас о себе. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть молится так каждый из нас за ближнего своего как за самого себя. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть молится так каждый из нас за наш народ, за весь погибающий мир. Протоиерей Александр Шаргунов ----- Церковный календарь. 19 марта
    2 комментария
    3 класса
    Казалось бы слово, простое слово, хоть и матерщинное. Но вот цена его по свидетельству Ангела, из явления известному протоиерею, фронтовику Валентину Бирюкову: Когда с фронта вернулся, начал работать продавцом в селе Гришкино Томской области. А мне так хотелось поступить в семинарию или уйти в монастырь. Но меня не отпускали с работы. Шел 1948 год, когда произошел случай, который я до сих пор без волнения вспоминать не могу. Было 7 часов вечера, рабочий день уже закончился. Вдруг приходит ко мне в магазин человек. Я его не знал, да и до сих пор не знаю, кто это был, — с виду обыкновенный, лет 55, лицо очень доброе. Сразу я к нему расположился, ведь лицо — это зеркало души. Запер незнакомец дверь на крючок и говорит мне: — Встань, Валентин, на колени. Лицом на восток, перекрестись трижды. Слушай, я тебе расскажу прошедшую и будущую жизнь, про твоих друзей, что с тобой было - всё как есть расскажу. Слушай внимательно. Говорил он медленно, внятно — будто хотел, чтобы я каждое его слово понял и запомнил. И рассказал, где, что и как со мной произошло, описал все места, где я побывал. Назвал моих родных и всех друзей — с кем я жил и воевал, про ранения, про операции, про будущую мою болезнь. Посмотрел я на него чуть недоверчиво и думаю: «Не может он все это знать! Откуда ему известно, что я в блокаде был»? А когда тот человек сказал, что у меня осколок сидит в пояснице, тогда я поверил, что он, действительно, правду говорит. Я даже заплакал от ужаса — ведь здесь, в Сибири, никто не знал про осколок, никто! Думаю: ну, где я был, ему может быть известно — вдруг он разведчик какой. Какие и за что у меня награды - это тоже нетрудно узнать, кагэбэшники хорошо работают. Но про осколок, который засел между третьим и вторым позвонком, я даже папочке с мамочкой не говорил — расстраивать не хотел, думал: перетерплю. А потом этот человек спрашивает меня: — Помнишь, вы договорились вшестером, чтобы никакого хульного слова никогда не произносить и друг друга ничем не обижать? — А как же... Помню! — только и сказал я - кто же, кроме моих друзей-солдат, мог знать об этом?! У меня прямо слезы потекли от ужаса, что он все знает. Человек не может знать таких секретов - я никогда никому не рассказывал об этом. Да и зачем оно, кому это надо? — Вы молились, просили Господа оставить вас в живых. И вот ты жив. И твои друзья все живы. А видел, как трупы вокруг вас лежали? Так что если бы вы матерились, хульные слова говорили — точно так же лежали бы и ваши косточки... Вот что значит «матерок» — а вот что значит молитва... Скажи всем, чтобы никогда не матерились... (с) Отец Виктор Новиков
    23 комментария
    342 класса
    «ЗАЧЕМ МНЕ ИСПОВЕДЬ, ЕСЛИ НЕ В ЧЕМ КАЯТЬСЯ?» Письмо читательницы в редакцию православного журнала "Фома" Здравствуйте! Я живу обычной жизнью: работаю, молюсь, общаюсь, читаю Евангелие, радуюсь, унываю иногда. Но, когда подходит время исповеди, я не представляю, в чем каяться, не хочу что-то выдумывать или с напускной важностью говорить о какой-нибудь ерунде: съел не то или завис в компьютере. Нет, если что произошло тягостное, конечно, каешься в содеянном. Но все плохое больше в голове в виде мыслей, блуждания, мечтаний… Нужно ли говорить об этом? Один известный человек сказал, что, если вы не видите своих грехов, значит, нечего и к исповеди подходить. А если больной приходит к доктору и не знает своего диагноза, неужели врач его выгонит? Как научиться видеть свои грехи? Что делать? Ирина, Санкт-Петербург
    3 комментария
    80 классов
Закреплено
Тема, посвященная работе группы. Свои вопросы и предложения к администрации группы Вы можете оставлять в комментариях к данной теме.
Мученики не отрекались от веры и шли на страдания за Господа не потому, что у них были убедительные рациональные аргументы. Никто не вспоминал ни о каких аргументах, когда христиан обмазывали смолой, подвешивали на столбы и поджигали. Но ведь никто не отказывался от Господа, если чувства были очень сильные, вера была очень сильная — настолько, что охватывала все существо человека и он просто не мог отречься от Господа.
Святейший Патриарх Кирилл
Князь Даниил Московский.
Священник Валерий Духанин
Нам не следует удивляться тому, что происходят с нами самые острые искушения в течение поста, потому что пост — это война со злом, это объявление войны самому диаволу, ни больше, ни меньше. Это мы должны очень хорошо сознавать. Если мы на самом деле вступаем в эту войну, то мы должны быть подготовлены ко всяким неожиданностям и искушениям, и мы не должны ничего смущаться и бояться.
Когда мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского, когда мы следим за теми образами борьбы со грехом, которая происходила в Ветхом и Новом Завете, мы не можем не замечать одной особенности: сатана в Ветхом Завете упоминается крайне редко, он как бы очень смутно присутствует, едва называется, как бу
Преподобный Герасим Иорданский и его лев.
Иеромонах Нектарий (Соколов)
Образы Великого покаянного канона. Вторник.
Священник Валерий Духанин
ПЕСНЬ КАЮЩЕГОСЯ СЕРДЦА: ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО.
Часть 1 из 2. Ириней, епископ Лондонский и Западно-Европейский
Перед вами текст выступления на Великопостном пастырском совещании духовенства Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в 2017-м году. Выступление широко распространялось в сети Интернет в течение последующих лет в формате стенограммы с записи конференции, но на сайте Великобританской и Западно-Европейской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей, с благословения автора, был размещён полный текст с примечаниями и ссылками, перевод которого мы публикуем.
ПЕСНЬ КАЮЩЕГОСЯ СЕРДЦА: ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО.
Часть 2 из 2. Ириней, епископ Лондонский и Западно-Европейский
> Канон как аскетическая путеводная веха
В этом духе, в этом контексте преподобный Андрей наделён властью говорить к нам. Но как ни парадоксально, он, видимо, желал не этого – и конечно, не таким образом действует его песнопение.
Он говорит не к нам, он имеет цель говорить за нас. Или, наверное, даже это немного неточно: заветная цель канона – привить нам его дух, чтобы его слова стали нашими собственными. Точно так же, как и молитвы Молитвослова, по идее, учат нас, как сердце должно вопиять к Богу в каждодневной молитве, чтобы наставить нас, чем должны быть
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ЛЕБЕДЕВ: «ЗА ПОСТ НАДО СТАТЬ К СЕБЕ СТРОЖЕ, К ЛЮДЯМ МЯГЧЕ, А К БОГУ БЛИЖЕ»
Своими размышлениями о том, как провести время Великого поста с пользой для души, поделился клирик Спасо-Преображенского женского монастыря города Кирова и координатор культурно-просветительского движения «Вятская переправа» протоиерей Андрей Лебедев.
Показать ещё