В этот день, Федор Толстой явился в дом Натальи Ивановны Гончаровой и от имени Пушкина просил руки ее дочери. Мать ответила уклончиво: Наталья Николаевна еще слишком молода, надо подождать...
Узнав о результате визита, Александр Сергеевич отправил записку будущей теще: «На коленях, проливая слезы благодарности, должен был бы я писать вам теперь, после того, как граф Толстой передал мне ваш ответ: этот ответ – не отказ, вы позволяете мне надеяться... Я сейчас уезжаю и в глубине своей души увожу образ небесного существа, обязанного вам жизнью...» В этот же день Пушкин отправился из Москвы на Кавказ в действующую армию.
Размолвки с тёщей, неуверенность в чувствах невесты, материальная неустроенность вызывали у Пушкина сомнение в возможности счастья...
Только в начале апреля 1830 года его предложение было принято.
Александр Пушкин и Наталья Гончарова обвенчаются в Москве два года спустя, 18 февраля (2 марта) 1831 года.
«Наталья Николаевна» — это сочетание имени и отчества по ассоциации вызывает только одну фамилию — Пушкина. В ту эпоху, которую мы называем пушкинской, говорили, что первый романтический поэт женился на первой романтической красавице. На самом деле Пушкин в 1831 году уже не был поэтом-романтиком, хотя массовый читатель все еще воспринимал его как автора «Руслана и Людмилы», «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Пушкин-романтик и помыслить не мог ограничить свою свободу браком, как не представлял себя «отцом семейства» его герой Онегин из «деревенских» глав романа. Другой Пушкин — «умнейший человек России», автор «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого» — мог искать счастья «на проторенных дорогах», оставаясь, как следовало гению, поклонником «юности и красоты». «Я женат и счастлив, — скажет „огончарованный“ поэт, — лучшего не дождусь». И Пушкин никогда не сожалел о сделанном выборе.
Короткая совместная жизнь поэта с Натальей Гончаровой отозвалась в главном — в сочинениях поэта: его стихах, прозе и письмах. Одного короткого письма Натальи Гончаровой из Москвы в Болдино, которое дает Пушкину надежду на соединение с нею, оказывается достаточно, чтобы, вопреки логике жизни, все «Повести Белкина» обрели счастливый конец. И роман «Евгений Онегин» был закончен вскоре после свадьбы вставным письмом Онегина Татьяне, полным тех чувств, которые тогда владели автором. Пушкин и Наталья Николаевна соединились в московском храме Большого Вознесения и расстались в петербургской церкви Спаса Нерукотворного Образа. Им суждено было прожить вместе всего пять лет, 11 месяцев и восемь дней. Ей было 24 года, а ему 37 лет, когда прозвучал роковой выстрел на Черной речке, отнявший у Натальи Николаевны мужа, а у России национального поэта. (с) Вадим Старк Наталья Гончарова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
- Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском,-вздыхал Пушкин.
По словам Вяземского , поэт завещал своим друзьям оградить Наталью Николаевну от клеветы и наговоров.
И только через много десятков лет было установлено, что у истоков травли поэта, создании пасквиля, который был разослан многим, стояла Идалия Политика. Так она мстила Пушкину за то, что он запретил ей встречаться у него дома с Дантесом. У Идалии и Дантеса была любовная связь. А ухаживание Дантеса за Наталией Николаевной-это была ширма для отвода глаз. Поэтому-то он и волочился как в открытую и нагло, компромитируя жену поэта.
«Зачем он очарован Натальей Гончаровой?
Зачем ему так дорог высший свет?
Ему бы в секунданты Шекспира или Данта —
Дантеса отвели бы пистолет.
Зачем ясна погода Романовым в угоду?
Зачем не поднимается метель?
Метели бы летели
Препятствовать дуэли,
Любую загораживая цель.
Зачем мелки масштабы,
Зачем так люди слабы?
Зачем здесь не явился Аполлон?
Потребовал поэта
К священной жертве света, —
Не он сейчас потребовал, не он...»
ПОРТРЕТ/ к очень известному портрету Н. Пушкиной А. Брюллова/
Я на портрет смотрю бесценный
Прелестной девы, неземной.
Она в красе своей нетленной
Сияет тихо предо мной.
Из белой пены лент и кружев,
Согретых тёплым светом свеч,
Легко возносятся окружья
Жемчужно белых нежных плеч.
Но грустен взгляд очей прелестных --
Недаром всё - таки молва
Идёт средь дам в гостиных светских,
Что ей счастливой не бывать.
Но только ясно всём, что ныне
Она так дивно молода
И так пленительно невинна,
Как в небе первая звезда.
Конечно это не шедевр, но, действительно, я была в восхищении от этого портрета, его можно было петь на музыку Романса Г. Свиридова.