Грузия. Перевал Медвежий Крест, город-призрак Шатили, Аргунское ущелье и крепость Кветера
Перевал Медвежий Крест не самый тяжелый в Грузии, но один из самых красивых. Почему один из самых красивых? Самым красивым считаю перевал Абано, но его туристы знают гораздо меньше из-за короткого периода открытого движения и довольно сложного переезда. Впрочем, сегодня речь про Шатили, а Тушетии я еще коснусь позже.
Грядет сезон путешествий, и что бы не происходило жизнь слишком коротка. Сидеть в ожидании светлого будущего не стоит, а вот потратить время на еще одно путешествие - значит обеспечить себя воспоминаниями, поэтому буду в подробностях описывать разные места России и стран, куда можно рвануть на пару-тройку недель отпуска в путешествие.
В первой части серии публикаций с подробным описанием интересных мест Грузии я расскажу про первый относительно сложный радиальный выезд после въезда в Грузию, рассчитанный на три дня или больше, если захотите отдохнуть и погулять побольше. Расскажу особенности маршрута и его планирования, а также "нарисую" план движения, который можно будет взять за основу. В следующих частях продолжу рассказ и предложу варианты продолжения путешествия по Грузии.
Перевал Медвежий Крест
Перевал Медвежий Крест мы "штурмовали" в хорошей компании нескольких внедорожников. Я ехал на УАЗ Патриот на шинах All-Terrain. Мой коллега и друг Крис Коллард из США ехал на абсолютно стоковом УАЗ Патриот, другие участники путешествия выбрали Джипы и другие Тойоты.
Дорога в Шатили начинается в местечке Жинвали, где вам надо взять курс на север, объезжая справа Жинвальское водохранилище. Ошибиться с дорогой сложно, разве что на развилке после села уйти налево, прижимаясь к водохранилищу. Дальше дорога останется всего одна и заблудиться так же сложно, как перестать фотографировать окружающие тебя красоты.
Дорога через перевал Медвежий Крест не относится к категории сложных или опасных, но если у вас мало опыта таких путешествий, будьте осторожнее и внимательнее, особенно на подмытых участках и при разъездах с другим транспортом. Запоминайте широкие места, куда в случае чего можно будет вернуться задним ходом для разъезда со встречкой.
Не стоит соваться на перевал по темноте. Два наших экипажа ехали через него ночью. Опытные ребята на подготовленных автомобилях приехали на сильных эмоциях, рассказывая нам, сколько страхов они натерпелись по дороге, когда вообще было не понятно куда едешь.
На вершине перевала есть довольно просторная площадка, где можно встать и погулять по окрестностям, наслаждаясь видами. Нас остюда пытался сдуть сильный ветер и друзья так и не смогли поднять дрон DJI Mavic первой серии.
Мне удалось полетать на тяжелом DJI Phantom 4 Pro только потому, что этот монстр, казалось, совершенно не боялся ветра. Именно на него была снята вторая фотография выше с едущим по дороге Патриотом Криса. Мы оба были на черных Патриотах, но отличить можно было по палатке на моей крыше.
Город-призрак Шатили
Спустившись с перевала дорога начинает виться между скалистой стеной и текущей внизу реке Аргун, давшей название ущелью, в которое мы позже въедем, на самой границе с Чечней. Это то самое ущелье, по которому из Чечни выходили боевики во время Чеченских Войн.
И вот перед нами лежит Золотой Эльдорадо... город-призрак Шатили. Очень красиво место с давней историей. Ходят рассказы о том, что этот поселок (городом его конечно называют для красоты слова) вымер из-за эпидемии, что где-то тут захоронены тела умерших и поэтому никто не заселяет старые дома до сих пор.
Исторически Шатили был поселком-крепостью, защищавшим христианский мир от посягательств неспокойного соседа - Чечни. За всю историю чеченцы ни разу не смогли взять Шатили, но шло время и значимость "крепости" как форпоста Грузии медленно сходила на нет.
В конечном итоге жители перебрались на более удобные земли, к которым не надо было добираться по труднопроходимой, особенно в зимний период, дороге. Позже Шатили ожил, сюда стали возвращаться люди, а старые здания поселка-крепости стали исторической достопримечательностью региона и страны в целом.
Сейчас возле Шатили можно найти и кафе, и место для ночлега, вокруг живут люди и никакой мистической или другой негативной ментальной субстанции увидеть не получится. Это популярное у туристов место, так что в сезон тут можно встретить и мотоциклистов, и велосипедистов, и автотуристов.
Часть из них живет в палаточном лагере на берегу Аргуна, часть в местных гостевых домах, часть уезжает дальше по ущелью и разбивает свои лагеря. Чаще это автомобильные путешественники, желающие встать подальше и потише от основного туристического "бедлама".
Я настоятельно рекомендую выделить для Аргунского ущелья две ночевки. То есть, зайти в ущелье в один день и встать на ночевку. Дневку полностью провести в долине, посвятив ее осмотру Шатили, прокатиться вглубь ущелья, насладиться местными пейзажами. Потом снова переночевать и утром выходить обратно на "Большую землю".
Так у вас будет достаточно времени на отдых, на осмотр окрестностей и знакомство с Шатили, а через перевал вы будете ехать спокойно, глядя по сторонам и наслаждаясь видами, а не пытаться обогнать время, чтобы где-то внизу успеть найти место для ночевки и стоянки.
Времени на прохождение перевала вам потребуется достаточно много, если учитывать остановки для фотосъемок. Расстояние от Жинвали до Шатили около 100 километров, но в зависимости от условий движения ваша средняя скорость вряд ли превысит 20-30 км/ч с остановками. Поэтому идеальным будет следующий график движения:
День 1 Подъем. Завтрак. Выдвижение на перевал Медвежий Крест из Жинвали или ближайших мест не позднее 10-11 часов, чтобы перейти перевал и найти место для стоянке по светлому времени суток. Спокойный переход перевала и поиск места ночевки в Шатили. Скорее всего вы увидите не один палаточный лагерь, так что проблем не будет. Можно проехать дальше и поискать место более спокойное.
День 2 Выдвижение вглубь Аргунского ущелья. Можно проехать до высокогорного селения Ардоти и вернуться назад. Будьте внимательны - рядом граница, но об этом расскажу ниже в следующей части. Расстояние примерно 20 км в одну сторону. Возвращение, прогулка по Шатили, осмотр поселка и домов. Ночевка.
День 3 Возвращение через перевал Медвежий Крест. Часть третьего дня можно посвятить продолжению программы осмотра Шатили, но выехать на перевал стоит не позднее 12-13 часов, чтобы не оказаться в горах в сумерках.
Если вы стартуете из Шатили пораньше, то сможете добраться до еще одного интересного места, о котором в конце этой записи, где можно будет встать на ночевку, закрыв третий день посещением еще одной локации.
Аргунское ущелье и высокогорное село Ардоти
Если вы все же решитесь поехать дальше, на что я надеюсь, потому что быть в Шатили и не нырнуть к границе — это величайшая ошибка, то продолжаете двигаться от Шатили вдоль реки Аргун.
Доехав до развилки возьмите правее. Не стоит пытаться разведать левую дорожку, потому что она ведет прямо к погранпосту России в Чечне. Меня Черт дернул сунуть туда нос в темноте, т.к. мы решили заночевать в долине под Ардоти, и я чудом увидел вооруженных людей, выбежавших следом из темноты. Сдав назад услышал, что еду немного не туда и рекомендации вернуться назад и больше не ошибаться поворотом.
Вдоль дороги вы увидите множество могил, как свежих, так и древних. Не буду говорить с уверенностью, но думаю, что многие из этих могил были вырыты в камнях для чеченских боевиков и старых времен, и новых, ну и для местных жителей тоже. Наверное.
Не ленитесь останавливаться, потому что в округе есть на что посмотреть, а расстояние, которое вам надо пройти, всего-то пара десятков километров.
Селение Ардоти уже давно не жилое. В наш заезд туда мы познакомились с его единственным жителем, по совместительству смотрителем местной погранзаставы. Мужчина был последним жителем села и не думаю, что он все еще живет там, хотя и хотел бы пожелать ему долгих лет жизни.
Нам удалось немного пообщаться, хотя наверх в селение мы так и не поднялись. Если честно - было просто лень и очень хотелось вернуться и осмотреть Шатили. Все это было причиной ограниченного времени и решения посетить Шатили с одной ночевкой. Поэтому рекомендую не повторять наши ошибки и ехать с полноценной дневкой в Шатили.
Места здесь удивительно дикие и живописные, но не забывайте, что рядом граница, а значит надо быть осторожнее с запуском квадрокоптеров и с пешими походами. Особенно возле впадения реки Андаки в Аргун. Здесь находится самое близкое к границе место.
Ехав там ночью я был освещен поисковым прожектором, который проводил меня до самого поворота, пока я не покинул приграничную территорию и не уехал в сторону Ардоти. Было довольно весело, скажу я вам. И светло!
На обратном пути я остановился в том самом месте, где меня прекратил провожать пограничный поисковый прожектор. Вот там внизу - слева от автомобиля на фотографии, уже граница и вдоль реки ходят пограничные патрули. Днем я даже мог их видеть невооруженным взглядом, но снимать конечно же не стал - это их служба, а мы всего лишь туристы.
Зато прожектор найти мне так и не удалось. Куда его погранцы спрятали и как замаскировали - не знаю, но маскировка им явно удалась. Молодцы.
Ехать вам придется вот по такому прекрасному ландшафту. Поверьте, что фото не могут передать того, что вы будете видеть глазами. Спустя время после возвращения из Грузии я с придыханием вспоминаю эти места и хочу однажды в них вернуться. Быть может и не на один день.
Кстати, хорошая идея попробовать прокатиться туда на кемпере на базе классической Нивы, который теперь у меня есть, потому что на кемпере в эти места приехать было бы бомбой, но нужен полный привод. Ах, да, кстати...
На каком автомобиле лучше ехать в Шатили
Не думаю, что удивлю вас рассказом, что местные спокойно проезжают сюда на каких-нибудь ВАЗ-2106 или Мерседесах столь древних, что помнят еще живые концерты Высоцкого, любившего эту марку. Однако учитывая желание куда-то съехать или заночевать в стороне от основной дороги, лучше выбрать что-то более проходимое.
В принципе, подойдет любой хороший полноприводной кроссовер, но если это будет УАЗ Патриот или что-то подобное иностранных брендов, то лучше будет в разы. Не надо будет переживать за пластик, переезжая опасные места в ущелье, да и в случае дождей будет попроще выехать обратно.
Кстати, про дожди… и выбор шин Кроме того, что стоит выбрать полноприводной автомобиль, внимательно отнеситесь к шинам. Два наших автомобиля проехали на штатной шоссейной резине и не испытали проблем, но у нас не было дождей, которые делают эти дороги не очень приятными.
Плюс ко всему, в одной из следующих публикаций я расскажу вам еще об одном месте, посещение которого будет уже в разы опаснее. Прежде всего тем, что на перевале очень много острых камней и мы умудрились порезать не только шоссейные шины, но и одну внедорожную покрышку на наших авто.
Лучше предпочесть шины класса All-Terrain. Например Gislaved TerraControl или Matador MP72, или что-то подобное, что и на асфальте будет комфортно, и на бездорожье поможет проехать. Если шоссейные шины, то надо будет быть предельно аккуратным.
Еще один момент - автомобили УАЗ Патриот в Грузии редкость, поэтому не стоит рассчитывать, что можно будет где-то легко купить запчасти. Когда я приехал и сказал, что я на УАЗе, один старый грузин посмотрел на Патриот и проворчал: "Какой это УАЗ?! Это иномарка какая-то!". Впрочем, две поездки в Грузию на УАЗ Патриот для меня сюрпризов не преподнесли.
Бонус для третьего дня: Крепость Кветера
Если вы выехали из Шатили утром, засветло преодолели перевал Медвежий Крест и у вас еще остались силы и желание ехать дальше, то у меня для вас есть маленький бонус. Не доезжая до Жинвали уходим налево, на ту дорогу, которую мы миновали когда ехали в сторону Шатили.
Красивыми местами дорога пойдет в сторону Тианети. В Тианети основная дорога пойдет вправо, а вам надо проехать прямо через Жеботу ровным курсом на Восток. Дорога снова потянется через горы, так что будет очень красиво. Вам надо проехать около 40 километров от Жинвали.
Меня всегда удивляло, когда видел дико гуляющих свиней по дорогам. Такое видел в Краснодарском крае, такое видел в Грузии. И ведь не убегают, знают как вернуться домой, значит в башне у них что-то есть, а не только туда едят.
Но это было лирическое отступление…
Я не просто так говорил вам выехать из Шатили пораньше, потому что приближаясь в крепости Кветера вы окажетесь в районе с густыми зарослями, а значит в сумерках будет неуютно ехать, да и не увидите всех красот, за которыми вообще приехали в Грузию. Смысл все проехать в темноте?!
Не доезжая примерно трех-четырех километров до Надукнари вам надо будет съехать с основной дороги правее. Эта дорога приведет вас прямо в крепость.
Лучше всего в крепости сохранился храм, построенный еще в X веке, но часть стен крепости тоже сохранилась и из можно осмотреть. Туристов здесь не очень много, но ставить палатку прямо на территории крепости я бы не стал. Лучше выбраться из крепости и поискать хорошую площадку. Кстати, вы находитесь в Кахетии, в Алазанской долине. Смекаете, о чем я к вечеру? ;)
Как уже писал, лучше всего сохранился храм X века. Я далек от религий, но очень люблю религиозную архитектуру, и этот храм в крепости Кветера один из самых красивых, несмотря на свои крошечные размеры.
Храм в советское время был немного подреставрирован, а возможно и позже, поэтому его сохран просто великолепный. Если вы доехали сюда по светлому времени суток, то сумеете насладиться красотой, а много времени на крепость не потребуется, поэтому можно будет спокойно ехать искать место для лагеря или ночевки.
Внутри храма не было ничего выдающегося, что привлекло бы взгляд, но нашлись некоторые артефакты, говорящие, что люди сюда приезжают не только посмотреть на архитектуру.
Кстати, в одном из монастырей Грузии мне давным-давно дали браслет на руку, который сопровождал меня в путешествиях. Недавно я был в одном горном монастыре Греции и там был алтарь, на котором люди оставляли ценные для них вещи, прося защиты или помощи. Не поверите, но мне почему-то захотелось оставить этот браслет там, прошедший со мной не одну тысячу километров, дошедший из одного монастыря в Грузии в другой монастырь в Греции. Внизу попробую видео этого алтаря добавить.
Если вдруг захочется цивилизации, то можно будет спуститься в Ахмету, а это уже достаточно большой населенный пункт со всем необходимым, с АЗС, банками, магазинами и кафе.
Кстати, дорога к крепости Кветера достаточно плохая, и заехать сюда на легковушке будет проблематично. Если, конечно же, эту дорогу не сделали за то время, пока нас там не было, а уже и пандемия прошла, и после нее годы.
По дороге в сторону Кветеры у вас будет возможность ехать не по главной дороге, а по срезочкам, что на серпантинах, что непосредственно наверху. Эти срезочки гораздо более интересные, но пригодны для хороших кроссоверов и внедорожников. Малышам туда лучше не соваться, если только эти малыши не Suzuki Jimny или Fiat Panda 4x4, например.
В любом случае, это будет хороший бонус для третьего дня программы, чтобы было чем себя занять и что посмотреть и поизучать в Грузии. Дальше вам останется только решить, где будете ночевать.
Мы предпочитали ночевать в палатках. За все время путешествия была всего пара моментов, когда приходилось поискать место для установки лагеря, а в моем случае палатка ставилась там, где ровно вставал автомобиль. Это плюс автомобильных палаток, делающих вашу жизнь комфортнее. Кстати, про плюсы и минусы автомобильных палаток я уже писал. Рекомендую глянуть.
На этом вынужден с вами попрощаться, иначе у меня получится такой лонгрид, что читать его не будет даже тот, кто очень хочет путешествовать по Грузии и узнать все интересные места.
В одной из следующих публикаций я расскажу вам о не менее интересных местах, а значит у вас будет возможность спланировать маршрут своего путешествия по Грузии задолго до того, как вы туда отправитесь. Подписывайтесь на канал RЯБИНИН
Что надо знать про отбойное (обратное) течение, если решили отдыхать в Калининградской области
Красота Балтийского моря очень обманчива. Под ногами хрустящий почти белый песок, плавный заход в воду, приятные волны, но именно они могут быть опасны своими отбойными или обратными течениями, способными утащить в море даже сильных, отлично плавающих людей. Самым опасным местом в плане отбойных течений считается пляж в городе Балтийске. Туристам даже не рекомендуют его для купания или просят быть предельно осторожными, чтобы не стать жертвой отбойных течений. Однако есть и то, что надо знать про такие течения и как с ними "бороться".
Зачем в автомобиле нужен рывковый (динамический) трос и как им правильно и безопасно пользоваться
Съехать с асфальта ради посещения интересного места или устроить пикник на природе — это традиционное увлечение для тысяч россиян. Просторы страны такие, что путешествовать только по асфальту скучно. Но как быть, если что-то пошло не так и вы застряли? Вот в этом случае приходит на помощь динамическая стропа или рывковый трос (у этого аксессуара есть разные названия). Почему?! Расскажу подробно и про принцип работы "динамики", и про ее пользу, и про то, как безопасно пользоваться этим уникальным средством, которое позволит даже легковушке помочь застрявшему внедорожнику.
Как разработать маршрут автопутешествия и какие средства могут в этом помочь
Впереди сезон автопутешествий, а значит пора позаботиться не только об исправности автомобиля и выборе направления, но и продумать маршрут, изучить интересные места по пути и разработать план путешествия, чтобы привезти красивые фотографии и яркие впечатления. Я подскажу, где искать информацию о местных достопримечательностях, как продумывать маршрут движения и какими ресурсами воспользоваться для планирования автомобильного путешествия.
Что такое паспорт туриста, что он дает и как его получить в Калининградской области
Вы знали, что можете иметь не только российский и заграничный паспорт, но и третий — туристический? Причем иметь его могут и гости России, и даже китайцы, потому что паспорта бывают на разных языках, включая китайский. Расскажу вам, что дает паспорт туриста и как его получить на примере Калининградской области, уверенно занимающей место среди лидеров по объему внутреннего туризма.
Вам интересно, что такое полноценный кемпер и почему владельцы таких автомобилей говорят, что дом у них там, где они сегодня припарковались? Тогда отправляемся на экскурсию. Я покажу вам, как выглядит автодом, в котором можно жить в любом месте с полной автономностью.
Рассказываю про пляжи Янтарного, Пионерского, Балтийска, Светлогорска и Зеленоградска для тех, кто выбирает, куда поехать на Балтийское море этим летом. И не только этим...
Отдых в Светлогорске для любителей велосипедов: где жить, куда кататься, в чем подвох...
Приезжая на море не все готовы валяться на пляже или наедать калории. Как насчет велопрогулки?!
Предложу вам отличную версию отдыха и проживания в Светлогорске, если вы любите велопрогулки: как сэкономить на жилье, где взять в аренду велосипед, куда на нем прокатиться.
Один день в Янтарном. Чем заняться в самом пляжном поселке Калининградской области
Пляж в Янтарном первым и единственным в России получил заветный "голубой флаг", обозначающий высшую степень комфорта и безопасности, признанную международным сообществом. Естественно, что этот факт делает Янтарный самым пляжным поселком Калининградской области. В этой публикации я расскажу вам, как добраться до Янтарного и что можно здесь посмотреть, если нет желания весь день провести под солнцем. Ну и пляж тоже покажу, конечно.
Как отдохнуть у Балтийского моря без отелей: кемпинг и глэмпинг, дешево и дорого, но точно необычно
Калининградская область превращается в Мекку российского туризма, предлагая пусть и короткий, но все же отдых на море в условиях, для многих туристов в разы лучше, чем в том же Сочи. По ряду причин, но я хотел рассказать не о взглядах на туризм в России, а о возможностях отдыха в Светлогорске и Зеленоградске в необычных условиях, без отелей, как за большие деньги, так и не дорого. Сегодня я познакомлю вас с бюджетным кемпингом в Светлогорске и с дорогим глэмпингом в Зеленоградске. Двумя противоположностями отдыха на море для тех, кто готов потратиться и тех, кто предпочитает экономить. Главно
Необычные и вкусные десерты в путешествии и дома, приготовленные быстро и недорого
Не всегда бывает возможность зайти в кафе, а иногда просто лет, а иногда довольно дорого, если совершить этот поход большой семьей в курортном городке в сезон. А как быть в автопутешествии на кемпере? Тоже задачка! Но все решаемо, если есть магазин и пара минут времени для приготовления вкусных сладких десертов. Сегодня поделюсь простыми рецептами, которыми пользуюсь в своих путешествиях по миру, которые пригодятся и для желающих сделать что-то вкусное, простое дома: 1. Десерт с греческим йогуртом и мандаринами. 2. Десерт с сыром Маскарпоне и киви.
Всем, кто ждет весны и лета, замерзая в Москве или еще где, несколько ободряющих фотографий из Калининградской области, маленькой посылкой теплого солнца и Балтийского моря.
Где в России можно побывать в настоящей пустыне и почувствовать себя кочевником
Путешествие по пустыне — необычное времяпровождение для тех, кто привык отдыхать в лесах или на курортах, но если вы решили разнообразить свой отдых, то это отличная идея для путешествия.
Я расскажу вам, где на Юге России можно побывать в настоящих песках, как туда добраться на автомобиле и о чем позаботиться заранее, уезжая отдыхать в пустыню.
Нет комментариев