Беспокойная судьба памятника Александру III Открытие 5 июня 1909 года Памятник Александру III, который сегодня украшает двор Мраморного дворца, за 110 лет своего существования успел пройти через множество испытаний. Идею увековечить образ царя-миротворца предложил С.Ю. Витте, русский государственный деятель, основная реформаторская деятельность которого происходила при Александре III. В конкурсе на создание памятника, объявленном в 1899 году, приняли участие лучшие скульпторы-монументалисты того времени. Победил Павел Петрович Трубецкой, итальянский художник и скульптор-импрессионист русского происхождения. Правда, победу ему присудили только во втором туре, первый его замысел - изобразить императора на троне - не получил высочайшего одобрения. А вот конная статуя на четырехугольном пьедестале пришлась во вкусу царственным заказчикам. Для создания образа императора из 18 претендентов на модель Трубецкой выбрал здоровенного фельдфебеля Павла Пустова, который служил в дворцовом ведомстве. Фигуру лошади лепили с тяжеловесов породы першерон. Скульптор работал по 8-10 часов в сутки. Интересно, что когда лошадь уставала, ее меняли на другую, а вот фельдфебель Пустов стойко позировал без замен. Поговаривали, что в этом ему помогала бутылка, припрятанная в кармане шаровар. «После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила». П. Трубецкой в интервью "Петербургской газеты" Место для размещения памятника - Знаменская площадь ( Площадь Восстания) у Николаевского ( Московского вокзала) - было выбрано не случайно. Именно Александр III своим указом 1891 года положил начало строительству Транссибирской железной дороги. На церемонии открытия памятника 5 июня 1909 года присутствовал Николай II и члены императорской семьи. Конная статуя из бронзы на гранитном постаменте. Высота скульптуры – 5, 35 метра, высота постамента – 5 метров. Надпись на постаменте «Императору Александру III, Державному Основателю великого сибирского пути». Массивное приземленное изображение Александра III, больше похожее на скульптуру былинного богатыря, чем русского царя, получило очень противоречивые оценки. Кто-то считал работу Трубецкого насмешкой над императорской властью, кто-то уловил идею скульптора, которую он сам описывал так: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль». После революции 1917 года для памятника Александру III наступили тяжелые времена. Новая власть и ее сторонники не стеснялись в выражениях, критикуя конную статую, а в 1922 году на ее пьедестале разместили строки из стихотворения "Пугало", написанные народным поэтом Демьяном Бедным. Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья: Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья. В дни празднования 10-летнего юбилея Октябрьской революции памятник Александру III поместили в железную клетку. Рядом с ним построили винтовую башню, огромное колесо и две мачты с буквами СССР и символом новой страны - серпом и молотом. Фигура императора в центре одной из площадей города, напоминающая о прошлой жизни, раздражала. В 1937 нашелся повод памятник демонтировать: площадь Восстания собирались реконструировать, а он мешал прокладке трамвайных путей по Невскому проспекту. К счастью, конную скульптуру не уничтожили, и в 1939 году после передачи Русскому музею разместили в Михайловском саду. Благодаря стараниям сотрудников музея, памятник благополучно пережил блокаду, несмотря на прямое попадание артиллерийского снаряда, уцелел. В 1953 году его перенесли во внутренний двор Русского музея. Во время ремонта корпуса Бенуа, статую Александра III накрыли деревянным колпаком, от которого освободили в 90-е годы. Очередной крутой поворот в жизни нашей страны - и памятник Александру III снова переезжает, на этот раз во двор Мраморного дворца, где он находится по сей день. Конная статуя заняла постамент, на котором стоял броневик "Враг капитала". Именно с него читал свои пламенные речи на Финляндском вокзале вождь революции В.И. Ленин. Размещение памятника Александру III во дворе Мраморного дворца до сих пор вызывает массу споров. Массивной фигуре на тяжеловесном коне тесно в существующем пространстве. Да и не к месту она там. Александр III, натерпевшийся от любовной связи своего папеньки, и отличавшийся довольно строгими моральными принципами, стоит во дворе дворца, построенного для одного из фаворитов его любвеобильной прапрабабушки. Русский музей готов выдать памятник только при условии его возвращения на историческое место. Но оно занято обелиском "Городу-герою Ленинграду", перенос которого вызовет массу сложностей и технического, и этического характера. Остается только гадать - случится ли очередной переезд в судьбе памятника Александру III или не случится.
    0 комментариев
    0 классов
    4 июня В 1882 году родился Фёдор Фёдорович КОМИССАРЖЕВСКИЙ (в Венеции), русский режиссёр, педагог, теоретик театрального искусства, художник и переводчик. Брат Веры Комиссаржевской знаменитой русской актрисы. Ставил спектакли в Санкт-Петербурге и Москве. Основатель театра имени В.Ф. Комиссаржевской, который работал в 1914-1919 и 1923-1925 годах. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, где прославился в первую очередь постановками пьес Чехова, которого он открыл англичанам. * * * * * Сын известного певца Ф.П. Комиссаржевского, он получил архитектурное образование. Входил в число пайщиков Драматического театр В. Ф. Комиссаржевской, который открылся 28 сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа» спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г. Ибсена, А.П. Чехова и А.Н. Островского. В период 1904-09 годов Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, его режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма. В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время открыл свою театральную школу. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционного построению спектакля и системы К.С. Станиславского. Был режиссёром Театра К.Н. Незлобина, в труппе которого иногда играла его сестра, поставил спектакли «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского, «Принцесса Турандот» Гоцци и «Идиот» по Достоевскому. На сцене Малого театра поставил спектакль «Лекарь поневоле» Мольера (1913). Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были Игорь Ильинский и Михаил Жаров. На основе школы-студии, в 1914 году вырос театр имени В. Ф. Комиссаржевской. После революции был оперным режиссёром, работал в Большом театре и оперном театре Зимина. Ставил оперы «Евгений Онегин» и «Князь Игорь». В 1918 году вместе с В.М. Бебутовым организовал Театр-студию Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), в котором ставились как драматические, так и оперные спектакли. Большой удачей режиссёра стала постановка «Бури» У. Шекспира. В 1919 году эмигрировал в Лондон, где уже в июне представил оперные сезоны. В дальнейшем преподавал в Королевской академии драматического искусства. С 1925 по 1936 годы ставил в английском театре пьесы Антона Павловича Чехова: «Иванов», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Чайка». В 1936 году поставил «Короля Лира» Шекспира. Часто свои спектакли оформлял сам, изучал историю костюма. В 1925 году открыл свой частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». В 1931 году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для «Пиковой дамы» А. Пушкина, в 1933 году поставил «Макбета». После этого «Комедия ошибок» (1938) и «Укрощение строптивой» (1939) выглядели забавными играми. Вскоре после начала II-й мировой войны Комиссаржевский уехал в США, где продолжал свою театральную деятельность, но больше уже не обращался к творчеству Шекспира. Работал в театрах, поставил «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (1947) и оперу «Воццек» А. Берга (1952). Скончался Фёдор Фёдорович КОМИССАРЖЕВСКИЙ 16 апреля 1954 года в Дариене (штат Коннектикут, США). Все события или #Ваш_День_Рождения_4_июня #К__
    0 комментариев
    6 классов
    0 комментариев
    1 класс
    Владимирская икона Божией Матери и Петербург ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ. История Гуляя по Владимирскому, Загородному проспекту или Колокольной улице Санкт-Петербурга, невозможно не обратить внимание на высокую, стройную колокольню Собора Владимирской иконы Божией матери. Позолоченные купола самого храма величественно возвышаются над окружающей застройкой. Их праздничное сияние на фоне небесной синевы – завораживающее зрелище. Мало кто из местных жителей и туристов отказывает себе в удовольствии сделать фотографию Собора, которая будет напоминать о незабываемом дне посещения этого удивительного храма. Построенный в XVIII веке, он является одним из старейших в городе. Строение имеет два этажа. На первом находится предел, посвященный преподобному Иоанну Дамаскину, а на втором – Владимирской иконе Божией Матери. Иногда Собор именуют просто Владимирским. Однако, не следует путать его с Князь-Владимирским. Архитектурный стиль храма сочетает в себе как элементы барокко, так и классицизма. Барокко возникло в Италии в конце 16 века, а затем стало одним из самых распространённых в Америке, Европе и России. Но несколько позже – в XVII-XVIII веках. Португальские моряки издавна называли жемчужины неправильной формы именно барокко. Со временем, в итальянском языке это слово дало жизнь новому термину. Уже несколько столетий его используют, когда имеют в виду что-либо стилистически экстравагантное, витиеватое, с изобилием деталей, орнаментов, символики и аллегорий. Наиболее типичные признаки барокко представлены ниже. Резкое отклонение от классического архитектурного порядка. В архитектуре барокко части порядка (основание, антаблемент, капитель) непропорциональны и накладываются друг на друга, сопоставляя гармонию с асимметрией и единство с прерывистостью. Иллюзия искаженного пространства. Одним из распространенных приемов оформления фасадов является выдвижение вперед одних элементов передней стены и заглубление других. Чередование выступов и углублений заставляло здание казаться ещё грандиознее. Такие элементы, как эркеры, башни, полуколонны и балконы, дополнительно подчеркивали идею объема и движения. Вкус к грандиозности, что проявляется в таких деталях, как огромные парадные лестницы, высокие арки, массивные колонны или скульптуры. Классицизм – это стиль разумной необходимости и гармонии. Своими корнями он уходит в древнюю философскую традицию рационализма. Во многом он противоположен барокко. Ему также свойственны некоторые характерные черты. Симметрия и строгость. Соблюдение классических строительных порядков (древнегреческих или римских) и установленных пропорций между частями здания. Умеренность в декорациях. Владимирский собор сочетает в себе, казалось бы, несовместимые черты двух стилей, не создавая при этом впечатления хаоса или эклектики. Именно поэтому он признан выдающимся архитектурным шедевром. Храм расположен в центре города, рядом с Владимирской площадью и Невским проспектом. Столетия назад этот район – Московское предместье, находился за чертой города. Чтобы попасть в Санкт-Петербург, путешественник должен был перейти мост через реку Фонтанку на Аничковой заставе. Первые постоянные жители поселились в пригороде в 1737 году, после серии разрушительных пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших множество домов. Позже императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении территории за форпостом под жилую застройку для придворных служащих. Район получил название Придворных слобод. Генеральный план застройки включал рынок и храм рядом с ним. Однако на практике строительство началось только через восемнадцать лет, в 1745 году, по инициативе главы кабинета Ее Императорского Величества, барона Ивана Черкасова. Первая церковь была отстроена из дерева, имела один купол и примыкавшую к ней с запада трехъярусную колокольню. Эти постройки быстро обветшали. В 1756 году прихожане подали прошение на строительство нового кирпичного храма и получили разрешение. Они собрали необходимую сумму к 1760 году и положили первый камень в основание в 1761 году. Историки все еще расходятся во мнении, кто же был архитектором церкви. Одни приписывают дизайн Пьетро Антонио Трезини, известному мастеру из Швейцарии, другие – столь же знаменитому немецкому архитектору Христиану Людвигу Кнобелю. Оба они прожили в городе на Неве долгие годы и спроектировали множество красивых зданий Санкт-Петербурга, хотя ни один из них так и не затмил славы их современника Франческо Бартоломео Растрелли. По окончании сбора средств, произошло трагическое событие. В октябре 1770 года приходской священник Иван Кириков был ограблен и убит в своем доме. Грабители жаждали денег собранных на церковь. Но их ждало разочарование – добыча составила лишь 40 копеек, найденных при нем. Бессребреник, он никогда не хранил общественные деньги у себя дома. Прихожане похоронили своего любимого священника на церковном дворе и поставили над его могилой белый мраморный крест. Панихида по отцу Ивану Кирикову совершается каждый год после Крестного хода в день празднования Владимирской иконы. В 1783 году, рядом с церковью была построена трёхъярусная колокольня. Её архитектором стал итальянец Джакомо Кваренги. В 1848 году был пристроен четвертый ярус по дизайну Франца Руска (предположительно, брата знаменитого швейцарского архитектора Луиджи Руска). Франц Руска также спроектировал две часовни и ограду вокруг церкви, построенные между 1850 и 1853 годами. В целом, строительство церкви заняло 15 лет, и продолжилось в правлении Екатерины II. В своих письменных воспоминаниях очевидцы описывают внутреннее убранство церкви как поражающее своим великолепием. К сожалению, мало что сохранилось до наших дней. В 1808-1810 годах. Иконостас из церкви Воскресения Аничкова дворца был установлен взамен первоначального. Дизайн нового иконостаса был основан на чертежах 1748 года знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Этот иконостас является единственным сохранившимся образцом его произведений. Иконописцы И. Вишняков, И. Бельский, А. Антропов написали тридцать икон для иконостаса, из которых 24 сохранились. Входящий в десятку лучших произведений русского церковного искусства, этот иконостас является одной из главных достопримечательностей церкви. Четыре массивных восьмиугольных пилона разделяют высокий зал верхней церкви на три придела. Иконостасы в боковых приделах новее центрального иконостаса. Они были завершены в первой половине XIX века, также в стиле барокко ради единообразия. Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Иконостас верхней церкви, Владимирская церковь. Боковые приделы были освящены годы спустя. Освящение северного придела состоялось в 1886 году в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а южный, в 1872 году – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их Матери Софии. Восточный придел, в центре, освятили намного раньше, по окончании строительства церкви. Среди прихожан Владимирской церкви было много звезд русской культуры. Писатели Федор Михайлович Достоевский, Александр Иванович Куприн и Лев Николаевич Гумилев, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и многие другие отстаивали здесь службы. Родители А.С. Пушкина снимали квартиру неподалеку отсюда – в Свечном переулке, доме 5. Александр Сергеевич ненадолго останавливался по этому адресу в 1826 году по возвращении из ссылки в родовом имении в селе Михайловском. Он посетил в этой церкви отпевание своей няни Арины Родионовны и друга детства Антона Дельвига. Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Владимирская церковь, 1904-1909 гг. Из всех великих имен, связанных с этой церковью, Достоевский, пожалуй, является самым выдающимся. Многие знают его по роману "Игрок", навеянному далеко не только лишь одним его пристрастием к рулетке. Казино в Висбадене, где он играл во время пребывания на курорте в 1865 году, до сих пор хранит рулетку, за которой он делал ставки и проиграл целое состояние. И все же главным источником его вдохновения для писательства была не игра, а его вера и любовь к Богу. Достоевский вырос в религиозной семье, которая относилась к своему вероисповеданию очень серьезно. Каждый год мать возила его и других детей в Загорск, чтобы посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В жизни Федора Михайловича было много храмов. Со своей женой, Анной Григорьевной, он обвенчался в церкви Измайловского полка Русской императорской армии в Санкт-Петербурге. А 12 апреля 1877 года, направляясь с женой в банк, он услышал от продавцов газет о войне с Турцией. Сразу же отправились молиться в Казанский собор. Скорбя о потере своего трехлетнего сына Алексея, в июне 1878 года, он поехал в мужской монастырь Оптина Пустынь. Незадолго до его возвращения в Санкт-Петербург из ссылки, у Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю I. Во время правления этого российского монарха Достоевский был приговорен к каторжным работам по политическому обвинению. Троицкая церковь Александро-Невской Лавры стала последней в жизни Достоевского. Здесь была отслужена по нему панихида перед его погребением на Тихвинском кладбище 1 февраля 1881 года. И все же Собор Владимирской иконы Божией Матери занимает особое место среди других церквей в жизни писателя. Он посещал его чаще других, особенно в зрелом возрасте. Федор Михайлович видел его из окон своего кабинета в Кузнечном переулке. По воскресным дням и праздникам он ходил сюда вместе со своей семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы своей жизни. Верующие и нищие на паперти узнавали его по задумчивому взгляду и шаткой походке. Он всегда подавал милостыню просящим. С одной стороны, он рассматривал сострадание как высшую форму человеческого существования; с другой – настаивал на том, что попрошайничество развращает и дающего, и берущего, подрывая саму цель подаяния. Писатель ходил к тому же духовнику, который служил в этой церкви, и принял здесь свое последнее причастие. По благословению митрополита Санкт-Петербургского в храме ежегодно совершаются панихиды по Достоевскому в день его отшествия, начиная с 9 февраля 2020 года, 139-й годовщины со дня его смерти. В 1930 году церковь закрыли. Власти сняли золото с её куполов и приказали покрасить их в черный цвет. С 1932 года в здании размещалось хранилище Библиотеки атеистической литературы – филиала Государственной публичной библиотеки. Некоторые из окружающих церковь построек были переданы строительному тресту. После Второй мировой войны, устоявшая церковь снова использовалась как библиотечное книгохранилище: на этот раз – Академией наук. Наконец, она была передана швейной фабрике Министерства лёгкой промышленности, по производству трикотажа. Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Владимирская церковь, 1988-1989 гг. В 1989 году церковь была возвращена Ленинградской епархии, спустя шесть десятилетий после ее конфискации. Российский ученый, историк и писатель Лев Гумилев и академик Дмитрий Лихачев, почетный гражданин Ленинграда, поспособствовали ее возвращению Русской православной церкви. В праздник Благовещения в 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей освятил храм и стал первым настоятелем его прихода. Началась масштабная реставрация. Церковь Владимирской Иконы получила статус собора 7 мая 2000 года. Она внесена в Список объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством. Храм украшают пять куполов с крестами, три притвора и апсида. В своем основании он имеет форму квадрата с усеченными углами. Собор органично вписан в исторический ландшафт и является образцом церковного дизайна в Санкт-Петербурге. Было предложено проектировать все новые здания вблизи храма таким образом, чтобы максимально подчеркнуть его визуальную привлекательность и сохранить преемственность архитектурных стилей. В 2019 году реставрация позолоченных куполов и крестов (начатая в 2014 году) была завершена. Черная краска, покрывавшая купола в советское время, исчезла. Реставрация фасада и интерьера также подошла к концу. Но иконостасы нижнего предела пока в процессе реставрации. Планируется перестроить их в стиле "елизаветинского" барокко, учитывая мотивы иконостаса верхней церкви. Как вы помните, его дизайн был основан на рисунках знаменитого Франческо Бартоломмео Растрелли. Долгое время дата последней реставрации позолоты на куполах оставалась неизвестной. Случай помог разрешить эту загадку. Несколько лет назад работники церкви пылесосили пол, когда обнаружили в одном из иконостасов истрепанную записку. В ней карандашом было написано, что в 1900 году Алексей Пелевин при содействии Федора Богданова и Ивана Кулакова завершил золочение иконостаса. В своей записке Пелевин также просил помянуть их в церкви вместе с его помощниками. Просьба была выполнена. Главными святынями Собора являются: Владимирская икона Божией Матери, Эдесский образ ("Спас Нерукотворный") и икона Серафима Саровского с частицей святых мощей. Владимирская икона Божией Матери прибыла из Византии в начале XII века. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в дар Юрию Долгорукому. По преданию, икона прибыла в Константинополь из Иерусалима в V веке во время правления императора Феодосия II. Ее авторство приписывается евангелисту Луке, который изложил на холсте свое видение Марии, Иосифа и младенца Иисуса. Мария обнимала ребенка, который смотрел на нее и тянулся к ней. Однако на ее лице была печаль от тяжелых предчувствий. Согласно Евангелию, Лука был одним из семидесяти учеников, которых Спаситель благословил проповедовать Слово Божие. Через тридцать лет после своего обращения он стал ближайшим соратником апостола Павла и сопровождал его в путешествии в Рим. Сохранившиеся свидетельства христиан Рима, датируемые примерно 170 годом, пополняют наши знания о евангелисте Луке. Они изображают его как врача, прекрасно знающего закон и хорошего художника. Его многочисленные таланты не должны нас удивлять – образование в древности было целостным и разносторонним (а также дорогим). Предположительно, он учился в Антиохии, крупном центре искусств и наук своего времени. Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин (Черногория), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой "Голубой часовне". Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа. Однако даже эти древнейшие иконы, по научным оценкам и мнению экспертов, датируются VIII веком. Все они были написаны в технике темперы (соединение натуральных пигментов с яичным желтком). Краски же для раннехристианских икон изготавливались иначе – путем смешивания пигментов с горячим воском. Пытаясь выяснить происхождение изображений, ученые обратились к так называемым фаюмским портретам, обнаруженным британскими археологами в 1887 году в Фаюмском оазисе в Египте. Портреты необыкновенно тонкого письма, мужчины и женщины на них как живые. Поразительно то, что они были датированы III веком. Вскоре было обнаружено еще девяносто портретов, самый древний из которых относится к I веку! По словам Николая Соколова, протоиерея храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, в первые годы существования христианской церкви икон не существовало, и верующие пользовались портретами. Лука писал портреты, но это не обязательно означает, что Владимирская икона или любые другие иконы, приписываемые евангелисту, были какими-то неподлинными. Леонид Успенский, выдающийся ученый-иконописец, добавляет: "Иконы, которые традиция приписывает Луке, являются копиями с оригиналов, созданных евангелистом. Это лишь вопрос терминологии: мы так называем апостольские правила или апостольский порядок Божественной литургии не потому, что их написали апостолы. Мы называем их апостольскими, потому что они сохраняют дух и авторитет апостолов. Приписываемые Луке образы Богоматери являются подлинными в этом смысле". Для православных верующих иконы от Луки являются подлинными, потому что копировщики не просто воспроизвели графические изображения, но передали и сохранили божественную искру оригинала. В результате копии обладают той же чудотворной силой. По одной из легенд, свое название Владимирская икона получила во время правления Юрия Долгорукого. К нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. По другим сведениям, князь Андрей Боголюбский, святой Русской Православной Церкви, привез икону во Владимир в 1155 году. Как бы там ни было, икону стали именовать Владимирской ввиду ее пребывания там. В Соборе хранится копия иконы Владимирской Божией Матери. Оригинал находится в музейной церкви Святителя Николая в Толмачах Третьяковской галереи. За свою историю икона пережила множество бедствий. Один из самых разрушительных пожаров в средневековой истории России уничтожил внутреннее убранство Успенской церкви Владимира, но не затронул хранившийся там образ. Она также пережила в целости и сохранности нашествие на Русь татаро-монголов под предводительством Хана Батыя. Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Владимирская икона Божьей Матери В России люди традиционно молятся перед Владимирской иконой Божией Матери о Ее заступничестве в борьбе с нашествием иноземных захватчиков. По преданию, монгольский хан Тамерлан спешно покинул Русь после того, как ему во сне было видение, в котором перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Православные христиане 6 июля отмечают память чудесного спасения Москвы от разорения ханом Ахматом в 1480 году. Русь, хотя и являлась вассалом Монгольской империи, отказалась платить ему налоги. В ответ хан Ахмат привел свои войска, чтобы наказать русских. Он остановился на реке Угре. Напротив него на другом берегу встала армия Иоанна III, отца Ивана Грозного. Ни одна из сторон не решилась перейти реку и вступить в сражение. В конце концов, монголы ушли. После этого случая, известного как "Великое стояние на Угре", река получила альтернативное название "пояс Марии" – в память о Ее чудесной защите русского народа. В декабре 1941 года нацисты продвигались к Москве и почти достигли ее окраин. В этот критический момент советский лидер Иосиф Сталин приказал поместить икону Богородицы в американский самолет Дуглас и облететь с ней вокруг Москвы. До сих пор неизвестно, что это была за икона и пролетела ли она вообще. Однако православный писатель-фантаст Николай Блохин настаивает на достоверности этих сообщений. Официально Тихвинская икона Божией Матери была захвачена нацистами, а Владимирская икона была эвакуирована в Новосибирск вместе с другими экспонатами Третьяковской галереи. Однако некоторые настаивают на том, что Владимирская икона была тайно оставлена в Москве для поддержания боевого духа защитников столицы. Будучи в прошлом студентом православной семинарии, Сталин относился к религии гораздо снисходительнее, чем многие его товарищи по партии. Он даже запретил постановку атеистической пьесы советского писателя Демьяна Бедного за уничижительное изображение Крещения Руси. Может ли быть, чтобы лидер, чье имя ассоциируется с насилием и репрессиями, согласился призвать на помощь Богородицу ради своей страны и народа? Мы оставляем этот вопрос на усмотрение читателя. Так или иначе, русские православные верующие уповают на то что сила Божией Матери защитит их от иноземных нашествий, бед и других скорбей. Они молятся перед Владимирской иконой Божией Матери и Эдесским образом, чтобы иметь силы преодолеть трудности, болезни и невзгоды. Русский святой Серафим Саровский жил в XVIII веке и был известен своей праведностью, благочестием и даром чудотворения. Его отец был успешным и состоятельным выходцем из купеческого рода, но Серафим не пошел по его стопам. Он с юных лет встал на тернистый путь служения и молитвы. Его судьбой стало православие. Христиане обращаются к святому Серафиму Саровскому за помощью в исцелении недугов, обуздании страстей, правильном выборе жизненного пути, создании крепких семей и достижении успеха в бизнесе. Из шести алтарей Владимирского храма в настоящее время в Богослужении используются два. Главный алтарь посвящен Владимирской иконе Божией Матери (почитаемой 8 сентября, 3 июня и 6 июля). Другой алтарь носит имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (почитаемы 30 сентября). Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте Владимирской церкви. Настоятель Собора митрополит Владимир (Котляров) служит в этом качестве с 1996 года. Ему помогают девять священнослужителей. При храме действуют воскресная школа, школа звонарей и библиотека, а также предоставляются бесплатные юридические консультации нуждающимся. Каковы бы не были ваши взгляды в вопросах веры, отношение к религии и духовным поискам, в Соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге побывать вы должны обязательно. Если во время вашей поездки в Северную столицу вы включите посещение храма в свою экскурсионную программу, то сможете лучше понять душу города и его жителей. Приглашаем всех! Престольные праздники Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская" - 8 сентября, 6 июля, 3 июня Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября Святыни Владимирская икона Божией Матери Икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским Икона святого преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей
    0 комментариев
    20 классов
    Сирень – знаковое для Царского Села растение. Первые упоминания о ней встречаются уже в начальный период устройства резиденции. Она появлялась в заказах царскосельских садовников регулярно при правлении всех императриц и императоров. В феврале 1750 года главный придворный садовник императрицы Елизаветы Петровны Конрад Шредер при подготовке к посадочному сезону в числе других деревьев и кустарников заказал 200 кустов сирени. При Екатерине II царскосельские парки и оранжереи пополнились новыми видами растений, цветов и кустарников, в том числе и сиренью. При Александре I в 1817 году по указанию архитектора Адама Менеласа садовник Федор Лямин посадил перед дворцом и колоннадой сирень, она росла здесь на протяжении ста лет. В середине XIX века в царскосельской резиденции появилась Сиреневая аллея, она протянулась от Розовой караулки до Крестового канала. Кусты для посадки, как и прежде, приобрели в германском городе Любеке. В каталоге Школьного садового заведения Баболовского парка 1850-х годов садовод Карл Фрейндлих указал следующие сорта: Dychness d Orleans, Liberti, Prince Notger, Rubra de Marly. К сожалению, со временем эти сорта исчезли из царскосельских парков. Сохранилось описание Liberti – этот сорт вывел до 1847 года французский селекционер Жиль Этьено Либерт. Лилово-голубая с металлическим блеском, простыми цветками, очень крупными по тем временам метелками, она имела тогда широкое распространение. В конце XIX века известный французский селекционер Виктор Лемуан спровоцировал целую «сиреневую эпидемию». Именно Лемуан впервые создал ароматные махровые сорта сирени, которые восхитили и восхищают по сей день садовников всего мира. То, что сирени в царскосельской резиденции было много, подтверждают и заказы садовых мастеров. Сортовую сирень регулярно привозили из-за границы. Кроме Карла X, заказывали Мишель Бюхнер, Мадам Лемуан, Бель де Нанси, Мари Легре, Шарль Жоли и другие сорта Лемуановского питомника. Большой поклонницей сирени была императрица Александра Федоровна, аромат цветущих растений наполнял интерьеры Александровского дворца круглый год. Царскосельские садовники «заставляли» цвести сирень в зимние месяцы. Именно сирень часто встречается в воспоминаниях современников последней императорской семьи. Князь императорской крови Гавриил Константинович писал: «Нас провели в будуар императрицы, он был сиреневый (она любила сиреневый цвет) и в нем стояли кусты сирени в горшках, огороженных низкой решеткой. Так делалось и у нас в Мраморном дворце, и в Павловске». Сегодня в парках музея при реставрации территории высаживают исторические сорта сирени. Самые «сиреневые» места в музее-заповеднике сегодня – у павильона «Белая башня» и на ведущей к Шапели аллее в Александровском парке, на острове на Большом пруду, в Собственном и Фрейлинском садиках Екатерининского парка.
    0 комментариев
    15 классов
    1 июня 1870 года родился Фёдор Иванович ЛИДВАЛЬ /урожденный – Юхан Фредрик Лидваль/ (в Санкт-Петербурге), российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения, академик архитектуры, член Императорской Академии художеств (АХ). * * * * * Его отец Юн Петтер Лидваль приехал в Россию в 1859 году и со временем стал известным в Санкт-Петербурге портным, главой крупной швейной мастерской «Иван Петрович Лидваль и сыновья» и поставщиком императорского двора, мать – датчанка, родившаяся в Петербурге. В 1882 году Фредрик Лидваль окончил начальную школу при евангелической Шведской церкви Святой Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Во время каникул он, как и его братья, дважды проходил службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме. В 1890-96 годах Фёдор Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской АХ. Он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Окончил АХ со званием художника-архитектора. Впоследствии на его чертежном столе всегда стояло фото Л. Бенуа. Самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов. С 1909 года – академиком архитектуры, членом Императорской АХ. В Санкт-Петербурге по его проектам построено более 30 зданий и сооружений. В период 1910-17 годах Лидваль преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала, являлся членом многих конкурсных комиссий и сам принимал участие в многочисленных конкурсах по проектированию различных построек. После октября 1917 года жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. В 1918 году, разорённый революцией, Лидваль вынужден был уехать в Стокгольм, куда годом раньше отправил семью. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами ему оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель – президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. Он спроектировал в Стокгольме 16 авторских домов, а также принимал участие в разработке проектов еще 7 зданий (в основном в качестве дизайнера интерьеров). Скончался Фёдор Иванович ЛИДВАЛЬ 14 марта 1945 года, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище. Все события или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Л__
    0 комментариев
    6 классов
    30 мая В 1846 году родился Петер Карл Густавович ФАБЕРЖЕ (в Санкт-Петербурге), известный ювелир, российский немец по происхождению, глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем знаменитых изделий – яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира. Его отец Густав Фаберже-старший в 1842 году основал в Санкт-Петербурге ювелирную фирму. Петер Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. В возрасте 24 лет он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия ювелира в подарок. В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона. В 1899-1900 годах в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже. После установления советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые его сын Евгений Фаберже незадолго до этого смог вывезти в Финляндию. В сентябре 1918 года, опасаясь ареста, он нелегально, под видом курьера одного из иностранных посольств, покинул Петроград и поездом уехал за границу – в Ригу, позже переехал в Германию. Карл Фаберже поселился в Берлине, но и там началась революция. Ему пришлось перебраться во Франкфурт-на-Майне, далее в Хомбург и затем Висбаден. Но он так и не оправился после потрясших его революционных событий. Скончался Петер Карл Густавович Фаберже 24 сентября 1920 года в Лозанне (Швейцарии), похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах. Все события или #Ваш_День_Рождения_30_мая #Ф__
    0 комментариев
    7 классов
    Олений мост — это пешеходный металлический арочный мост через протоку от Центрального к Среднему Розовопавильонному пруду в Павловском парке на территории одноимённого государственного музея-заповедника. Он был сооружён во второй половине XIX века. Является памятником архитектуры федерального значения. Розовопавильонные пруды в районе Парадного поля по проекту П. Гонзага появились в 1803 году. Их соединяла протока, через которую была переброшен деревянный мост, называвшийся Розовым. Позднее на его месте возвели трёхпролётный каменный мост. В 1879 году на месте каменного построен новый однопролётный металлический мост под руководством инженера А. Чикалева. Фермы моста были изготовлены на Санкт-Петербургском заводе Сан-Галли, а решётку на предприятии «Наследники Фосса». Он располагается на четырёх устоях из пудожского известняка, поверх которых были устроены прямоугольные каменные постаменты для скульптур. На них установлены фигуры двух пар лежачих оленей, отлитых в Берлине из цинка скульпторами Грейсом и Гафинером по моделям немецкого скульптора Кристина Рауха — пара молодых и пара зрелых животных. Подобные скульптуры стали появляться стали в пейзажных парках Германии с начала XIX века. Первые бронзовые отливки с моделей Рауха были установлены при входе в парк Нойштрелица, где располагалась резиденция герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого в 1826 году, в 1842 году — в парке Глинике в Потсдаме. В 1844 году литейная фирма Моритца Гейса разместила модели парных скульптур в печатном каталоге своих изделий, а в 1851 году — показала гипсовую модель на Всемирной выставке в Лондоне. Фигуры оленей стали появляться в парках загородных великокняжеских резиденций — в Стрельне (1851), на Знаменской даче (1860-е), на Михайловской дачи (1860-е) и в Ораниенбауме. Для Павловского парка парные скульптуры купил великий князь Николай Константинович. В 1920-е годы фигуры оленей были утрачены. В 2017 году мост был реконструирован: заменены металлические конструкции, расчищена поверхность известняка, укреплена бутовая кладка, отреставрированы облицовочные блоки. Новые фигуры оленей установили в 2020 году, изготовленные на основе сохранившихся экземпляров из Стрельны, вывезенных Николаем Константиновичем в Ташкент в начале XX века. До современного времени в Узбекистане сохранилась лишь пара молодых оленей. Их копии, выполненные из бронзы узбекским скульптором Джасвантом Анназаровым, привезли в Россию. Другую пару оленей по заказу ГМЗ «Павловск» изготовила фирма «Гуар» в литейной мастерской Санкт-Петербурга. Модель выполнена по проекту скульптора Владислава Маначинского с учётом исторических фотографий и параметров оригинальных фигур, сохранившихся в Ташкенте.
    0 комментариев
    20 классов
    29 мая В этот день 1903 года состоялось открытие Троицкого моста, как часть празднеств по случаю 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга. Мост был построен в 1897-1903 годах по проекту В. Шаброля и Р. Патульяра, представлявших французскую фирму «Батиньоль». Его предшественником был простой наплавной мост через Неву, который со временем перестал отвечать требованиям современной городской жизни. Именно поэтому необходимо было построить новый грандиозный мост, который бы вписался в общую панораму города. На торжественной церемонии закладки Троицкого моста, состоявшейся 12 августа 1897 года, присутствовал сам российский император Николай II и президент Франции Феликс Фор, которые положили по монете в основание будущего моста. Конструкция моста включает в себя постоянные пятипролетные части, двухрукавный разводной пролет и специальную земляную дамбу. Общая длина Троицкого моста достигает более 580 метров, а ширина – 24 метра. Мост отличается гармоничными пропорциями, красотой силуэта, изысканностью и элегантностью своих форм. Самых лестных слов заслуживает и декоративное убранство Троицкого моста. Он украшен великолепными фонарями облегченной формы и изящными чугунными решетками, отлитыми на заводе фирмы Ф.К. Сан-Галлии представляющими отдельную художественную ценность. После революции Троицкий мост сначала переименовали в мост Равенства, а в 1930-е годы он стал называться Кировским в честь С.М. Кирова. В 1991 году мосту было возвращено его историческое название. Все события или #Ваш_День_Рождения_29_мая
    0 комментариев
    7 классов
    28 мая 1910 - В Петербурге на набережной Невы у Новоадмиралтейского канала заложена церковь Христа Спасителя (Спас на водах). Храм, возводившийся по проекту М.М. Перетятковича, напоминал обликом храм Покрова на Нерли и был посвящен памяти моряков, погибших в русско-японскую войну, заложен по указу последнего российского императора Николая II, который принимал участие в церемонии поднятия колоколов и освящения храма. Внутри церкви на мемориальных досках были выбиты имена моряков, павших в те годы. Двенадцать тысяч имен - от адмирала С.О. Макарова до последнего матроса - были выбиты на бронзовых досках, укрепленных на внутренних стенах церкви. Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием. В народе храм называли "Спас на водах". Храм взорван в 1932 году (Постановление от 2 декабря 1931 года). 27 мая 1998 года была осуществлена торжественная закладка часовни близ фундамента разрушенного храма. В 2000 году началось строительство часовни. 9 октября 2002 года в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО "Метробетон" Владимира Кондратенко была передана первая икона - образ царя-мученика Николая II Кровавого, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью - подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота. 28 мая 2002 года состоялась торжественная церемония поднятие креста часовни флотского храма. Согласно распоряжению городской администрации, часовня Спас-на-Водах, ледокол-музей "Красин" и подводная лодка 641-го проекта ("Фокстрот") станут мемориальным комплексом, посвященным российским морякам
    0 комментариев
    9 классов
ПРАВИЛА ГРУППЫ.
ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!
ГРУППА НЕ ПЫЛЕСБОРНИК, УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА СКИДЫВАТЬ МАТЕРИАЛ ПО ПРОФИЛЮ И ОПИСАНИЮ ГРУППЫ.
УДАЛИТЕ СВОИ ТЕМЫ!
1.  материалом можно делиться, но не публиковать его из группы от своего имени.
2. группа Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция авторская.
3. не публиковать в альбомы и на стену группы рекламу и политику. материал о войне
4. действия  автора и администрации группы не обсуждаются
убедительная просьба соблюдайте правила 
С УВАЖЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИЯ ГРУППЫ
Беспокойная судьба памятника Александру III
Открытие 5 июня 1909 года
Памятник Александру III, который сегодня украшает двор Мраморного дворца, за 110 лет своего существования успел пройти через множество испытаний.
Идею увековечить образ царя-миротворца предложил С.Ю. Витте, русский государственный деятель, основная реформаторская деятельность которого происходила при Александре III.
В конкурсе на создание памятника, объявленном в 1899 году, приняли участие лучшие скульпторы-монументалисты того времени.
Победил Павел Петрович Трубецкой, итальянский художник и скульптор-импрессионист русского происхождения.
Правда, победу ему присудили только во втором туре, первый его замысел - изобрази
4 июня
В 1882 году родился Фёдор Фёдорович КОМИССАРЖЕВСКИЙ (в Венеции), русский режиссёр, педагог, теоретик театрального искусства, художник и переводчик. Брат Веры Комиссаржевской знаменитой русской актрисы. Ставил спектакли в Санкт-Петербурге и Москве.
Основатель театра имени В.Ф. Комиссаржевской, который работал в 1914-1919 и 1923-1925 годах. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, где прославился в первую очередь постановками пьес Чехова, которого он открыл англичанам.
* * * * *
Сын известного певца Ф.П. Комиссаржевского, он получил архитектурное образование.
Входил в число пайщиков Драматического театр В. Ф. Комиссаржевской, который открылся 28 сентября 1904
566748950959

Марина О

Добавила фото в альбом

Дворец Белосельских-Белозерских; Сергиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле «русского необарокко».
Читать дальше
Скрыть описание
566748950959

Марина О

Добавила фото в альбом

г. Санкт-Петербург Эрмитаж Зал Юпитера Искусство Древнего Рима I—IV веков
Читать дальше
Скрыть описание
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО В ПЕТЕРБУРГЕ»
-------------------------------------------
Летом 1688 года
родился
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЗЕМЦОВ
(1688 — 1743)
- первый русский архитектор,
представитель раннего барокко
------------
Петр I решил пригласить лучших архитекторов Франции, Италии,
Германии и Голландии строить город на море — Питербурх —
и обязать их на постройках,
которые они будут проектировать и вести,
учить здешних русских молодых строителей своему искусству.
Архитектурные замыслы и художественная отделка зданий по проектам иностранных архитекторов исполнялись силами и руками талантливых русских рабочих и мастеров.
Это привело к тому,
что все иноземное,
помимо воли самих авторов-иностранцев, прео
Владимирская икона Божией Матери и Петербург
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.
История
Гуляя по Владимирскому, Загородному проспекту или Колокольной улице Санкт-Петербурга, невозможно не обратить внимание на высокую, стройную колокольню Собора Владимирской иконы Божией матери. Позолоченные купола самого храма величественно возвышаются над окружающей застройкой. Их праздничное сияние на фоне
566748950959

Марина О

Добавила фото в альбом

г. Санкт-Петербург Рыцарский Зал — один из больших парадных залов в восточной части Нового Эрмитажа
Читать дальше
Скрыть описание
Показать ещё