Владимирская икона Божией Матери и Петербург
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.
История
Гуляя по Владимирскому, Загородному проспекту или Колокольной улице Санкт-Петербурга, невозможно не обратить внимание на высокую, стройную колокольню Собора Владимирской иконы Божией матери. Позолоченные купола самого храма величественно возвышаются над окружающей застройкой. Их праздничное сияние на фоне небесной синевы – завораживающее зрелище. Мало кто из местных жителей и туристов отказывает себе в удовольствии сделать фотографию Собора, которая будет напоминать о незабываемом дне посещения этого удивительного храма.
Построенный в XVIII веке, он является одним из старейших в городе. Строение имеет два этажа. На первом находится предел, посвященный преподобному Иоанну Дамаскину, а на втором – Владимирской иконе Божией Матери. Иногда Собор именуют просто Владимирским. Однако, не следует путать его с Князь-Владимирским.
Архитектурный стиль храма сочетает в себе как элементы барокко, так и классицизма. Барокко возникло в Италии в конце 16 века, а затем стало одним из самых распространённых в Америке, Европе и России. Но несколько позже – в XVII-XVIII веках. Португальские моряки издавна называли жемчужины неправильной формы именно барокко. Со временем, в итальянском языке это слово дало жизнь новому термину. Уже несколько столетий его используют, когда имеют в виду что-либо стилистически экстравагантное, витиеватое, с изобилием деталей, орнаментов, символики и аллегорий. Наиболее типичные признаки барокко представлены ниже.
Резкое отклонение от классического архитектурного порядка. В архитектуре барокко части порядка (основание, антаблемент, капитель) непропорциональны и накладываются друг на друга, сопоставляя гармонию с асимметрией и единство с прерывистостью.
Иллюзия искаженного пространства. Одним из распространенных приемов оформления фасадов является выдвижение вперед одних элементов передней стены и заглубление других. Чередование выступов и углублений заставляло здание казаться ещё грандиознее. Такие элементы, как эркеры, башни, полуколонны и балконы, дополнительно подчеркивали идею объема и движения.
Вкус к грандиозности, что проявляется в таких деталях, как огромные парадные лестницы, высокие арки, массивные колонны или скульптуры.
Классицизм – это стиль разумной необходимости и гармонии. Своими корнями он уходит в древнюю философскую традицию рационализма. Во многом он противоположен барокко. Ему также свойственны некоторые характерные черты.
Симметрия и строгость.
Соблюдение классических строительных порядков (древнегреческих или римских) и установленных пропорций между частями здания.
Умеренность в декорациях.
Владимирский собор сочетает в себе, казалось бы, несовместимые черты двух стилей, не создавая при этом впечатления хаоса или эклектики. Именно поэтому он признан выдающимся архитектурным шедевром.
Храм расположен в центре города, рядом с Владимирской площадью и Невским проспектом. Столетия назад этот район – Московское предместье, находился за чертой города. Чтобы попасть в Санкт-Петербург, путешественник должен был перейти мост через реку Фонтанку на Аничковой заставе. Первые постоянные жители поселились в пригороде в 1737 году, после серии разрушительных пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших множество домов. Позже императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении территории за форпостом под жилую застройку для придворных служащих. Район получил название Придворных слобод. Генеральный план застройки включал рынок и храм рядом с ним. Однако на практике строительство началось только через восемнадцать лет, в 1745 году, по инициативе главы кабинета Ее Императорского Величества, барона Ивана Черкасова.
Первая церковь была отстроена из дерева, имела один купол и примыкавшую к ней с запада трехъярусную колокольню. Эти постройки быстро обветшали. В 1756 году прихожане подали прошение на строительство нового кирпичного храма и получили разрешение. Они собрали необходимую сумму к 1760 году и положили первый камень в основание в 1761 году. Историки все еще расходятся во мнении, кто же был архитектором церкви. Одни приписывают дизайн Пьетро Антонио Трезини, известному мастеру из Швейцарии, другие – столь же знаменитому немецкому архитектору Христиану Людвигу Кнобелю. Оба они прожили в городе на Неве долгие годы и спроектировали множество красивых зданий Санкт-Петербурга, хотя ни один из них так и не затмил славы их современника Франческо Бартоломео Растрелли.
По окончании сбора средств, произошло трагическое событие. В октябре 1770 года приходской священник Иван Кириков был ограблен и убит в своем доме. Грабители жаждали денег собранных на церковь. Но их ждало разочарование – добыча составила лишь 40 копеек, найденных при нем. Бессребреник, он никогда не хранил общественные деньги у себя дома. Прихожане похоронили своего любимого священника на церковном дворе и поставили над его могилой белый мраморный крест. Панихида по отцу Ивану Кирикову совершается каждый год после Крестного хода в день празднования Владимирской иконы.
В 1783 году, рядом с церковью была построена трёхъярусная колокольня. Её архитектором стал итальянец Джакомо Кваренги. В 1848 году был пристроен четвертый ярус по дизайну Франца Руска (предположительно, брата знаменитого швейцарского архитектора Луиджи Руска). Франц Руска также спроектировал две часовни и ограду вокруг церкви, построенные между 1850 и 1853 годами. В целом, строительство церкви заняло 15 лет, и продолжилось в правлении Екатерины II.
В своих письменных воспоминаниях очевидцы описывают внутреннее убранство церкви как поражающее своим великолепием. К сожалению, мало что сохранилось до наших дней. В 1808-1810 годах. Иконостас из церкви Воскресения Аничкова дворца был установлен взамен первоначального. Дизайн нового иконостаса был основан на чертежах 1748 года знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Этот иконостас является единственным сохранившимся образцом его произведений. Иконописцы И. Вишняков, И. Бельский, А. Антропов написали тридцать икон для иконостаса, из которых 24 сохранились. Входящий в десятку лучших произведений русского церковного искусства, этот иконостас является одной из главных достопримечательностей церкви.
Четыре массивных восьмиугольных пилона разделяют высокий зал верхней церкви на три придела. Иконостасы в боковых приделах новее центрального иконостаса. Они были завершены в первой половине XIX века, также в стиле барокко ради единообразия.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Иконостас верхней церкви, Владимирская церковь.
Боковые приделы были освящены годы спустя. Освящение северного придела состоялось в 1886 году в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а южный, в 1872 году – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их Матери Софии. Восточный придел, в центре, освятили намного раньше, по окончании строительства церкви.
Среди прихожан Владимирской церкви было много звезд русской культуры. Писатели Федор Михайлович Достоевский, Александр Иванович Куприн и Лев Николаевич Гумилев, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и многие другие отстаивали здесь службы. Родители А.С. Пушкина снимали квартиру неподалеку отсюда – в Свечном переулке, доме 5. Александр Сергеевич ненадолго останавливался по этому адресу в 1826 году по возвращении из ссылки в родовом имении в селе Михайловском. Он посетил в этой церкви отпевание своей няни Арины Родионовны и друга детства Антона Дельвига.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская церковь, 1904-1909 гг.
Из всех великих имен, связанных с этой церковью, Достоевский, пожалуй, является самым выдающимся. Многие знают его по роману "Игрок", навеянному далеко не только лишь одним его пристрастием к рулетке. Казино в Висбадене, где он играл во время пребывания на курорте в 1865 году, до сих пор хранит рулетку, за которой он делал ставки и проиграл целое состояние. И все же главным источником его вдохновения для писательства была не игра, а его вера и любовь к Богу. Достоевский вырос в религиозной семье, которая относилась к своему вероисповеданию очень серьезно. Каждый год мать возила его и других детей в Загорск, чтобы посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В жизни Федора Михайловича было много храмов. Со своей женой, Анной Григорьевной, он обвенчался в церкви Измайловского полка Русской императорской армии в Санкт-Петербурге. А 12 апреля 1877 года, направляясь с женой в банк, он услышал от продавцов газет о войне с Турцией. Сразу же отправились молиться в Казанский собор. Скорбя о потере своего трехлетнего сына Алексея, в июне 1878 года, он поехал в мужской монастырь Оптина Пустынь. Незадолго до его возвращения в Санкт-Петербург из ссылки, у Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю I. Во время правления этого российского монарха Достоевский был приговорен к каторжным работам по политическому обвинению. Троицкая церковь Александро-Невской Лавры стала последней в жизни Достоевского. Здесь была отслужена по нему панихида перед его погребением на Тихвинском кладбище 1 февраля 1881 года.
И все же Собор Владимирской иконы Божией Матери занимает особое место среди других церквей в жизни писателя. Он посещал его чаще других, особенно в зрелом возрасте. Федор Михайлович видел его из окон своего кабинета в Кузнечном переулке. По воскресным дням и праздникам он ходил сюда вместе со своей семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы своей жизни.
Верующие и нищие на паперти узнавали его по задумчивому взгляду и шаткой походке. Он всегда подавал милостыню просящим. С одной стороны, он рассматривал сострадание как высшую форму человеческого существования; с другой – настаивал на том, что попрошайничество развращает и дающего, и берущего, подрывая саму цель подаяния. Писатель ходил к тому же духовнику, который служил в этой церкви, и принял здесь свое последнее причастие. По благословению митрополита Санкт-Петербургского в храме ежегодно совершаются панихиды по Достоевскому в день его отшествия, начиная с 9 февраля 2020 года, 139-й годовщины со дня его смерти.
В 1930 году церковь закрыли. Власти сняли золото с её куполов и приказали покрасить их в черный цвет. С 1932 года в здании размещалось хранилище Библиотеки атеистической литературы – филиала Государственной публичной библиотеки. Некоторые из окружающих церковь построек были переданы строительному тресту. После Второй мировой войны, устоявшая церковь снова использовалась как библиотечное книгохранилище: на этот раз – Академией наук. Наконец, она была передана швейной фабрике Министерства лёгкой промышленности, по производству трикотажа.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская церковь, 1988-1989 гг.
В 1989 году церковь была возвращена Ленинградской епархии, спустя шесть десятилетий после ее конфискации. Российский ученый, историк и писатель Лев Гумилев и академик Дмитрий Лихачев, почетный гражданин Ленинграда, поспособствовали ее возвращению Русской православной церкви.
В праздник Благовещения в 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей освятил храм и стал первым настоятелем его прихода. Началась масштабная реставрация.
Церковь Владимирской Иконы получила статус собора 7 мая 2000 года. Она внесена в Список объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством. Храм украшают пять куполов с крестами, три притвора и апсида. В своем основании он имеет форму квадрата с усеченными углами. Собор органично вписан в исторический ландшафт и является образцом церковного дизайна в Санкт-Петербурге. Было предложено проектировать все новые здания вблизи храма таким образом, чтобы максимально подчеркнуть его визуальную привлекательность и сохранить преемственность архитектурных стилей.
В 2019 году реставрация позолоченных куполов и крестов (начатая в 2014 году) была завершена. Черная краска, покрывавшая купола в советское время, исчезла. Реставрация фасада и интерьера также подошла к концу. Но иконостасы нижнего предела пока в процессе реставрации. Планируется перестроить их в стиле "елизаветинского" барокко, учитывая мотивы иконостаса верхней церкви. Как вы помните, его дизайн был основан на рисунках знаменитого Франческо Бартоломмео Растрелли.
Долгое время дата последней реставрации позолоты на куполах оставалась неизвестной. Случай помог разрешить эту загадку. Несколько лет назад работники церкви пылесосили пол, когда обнаружили в одном из иконостасов истрепанную записку. В ней карандашом было написано, что в 1900 году Алексей Пелевин при содействии Федора Богданова и Ивана Кулакова завершил золочение иконостаса. В своей записке Пелевин также просил помянуть их в церкви вместе с его помощниками. Просьба была выполнена.
Главными святынями Собора являются: Владимирская икона Божией Матери, Эдесский образ ("Спас Нерукотворный") и икона Серафима Саровского с частицей святых мощей.
Владимирская икона Божией Матери прибыла из Византии в начале XII века. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в дар Юрию Долгорукому. По преданию, икона прибыла в Константинополь из Иерусалима в V веке во время правления императора Феодосия II. Ее авторство приписывается евангелисту Луке, который изложил на холсте свое видение Марии, Иосифа и младенца Иисуса. Мария обнимала ребенка, который смотрел на нее и тянулся к ней. Однако на ее лице была печаль от тяжелых предчувствий.
Согласно Евангелию, Лука был одним из семидесяти учеников, которых Спаситель благословил проповедовать Слово Божие. Через тридцать лет после своего обращения он стал ближайшим соратником апостола Павла и сопровождал его в путешествии в Рим. Сохранившиеся свидетельства христиан Рима, датируемые примерно 170 годом, пополняют наши знания о евангелисте Луке. Они изображают его как врача, прекрасно знающего закон и хорошего художника. Его многочисленные таланты не должны нас удивлять – образование в древности было целостным и разносторонним (а также дорогим). Предположительно, он учился в Антиохии, крупном центре искусств и наук своего времени.
Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин (Черногория), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой "Голубой часовне". Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.
Однако даже эти древнейшие иконы, по научным оценкам и мнению экспертов, датируются VIII веком. Все они были написаны в технике темперы (соединение натуральных пигментов с яичным желтком). Краски же для раннехристианских икон изготавливались иначе – путем смешивания пигментов с горячим воском. Пытаясь выяснить происхождение изображений, ученые обратились к так называемым фаюмским портретам, обнаруженным британскими археологами в 1887 году в Фаюмском оазисе в Египте. Портреты необыкновенно тонкого письма, мужчины и женщины на них как живые. Поразительно то, что они были датированы III веком. Вскоре было обнаружено еще девяносто портретов, самый древний из которых относится к I веку!
По словам Николая Соколова, протоиерея храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, в первые годы существования христианской церкви икон не существовало, и верующие пользовались портретами. Лука писал портреты, но это не обязательно означает, что Владимирская икона или любые другие иконы, приписываемые евангелисту, были какими-то неподлинными. Леонид Успенский, выдающийся ученый-иконописец, добавляет:
"Иконы, которые традиция приписывает Луке, являются копиями с оригиналов, созданных евангелистом. Это лишь вопрос терминологии: мы так называем апостольские правила или апостольский порядок Божественной литургии не потому, что их написали апостолы. Мы называем их апостольскими, потому что они сохраняют дух и авторитет апостолов. Приписываемые Луке образы Богоматери являются подлинными в этом смысле".
Для православных верующих иконы от Луки являются подлинными, потому что копировщики не просто воспроизвели графические изображения, но передали и сохранили божественную искру оригинала. В результате копии обладают той же чудотворной силой.
По одной из легенд, свое название Владимирская икона получила во время правления Юрия Долгорукого. К нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. По другим сведениям, князь Андрей Боголюбский, святой Русской Православной Церкви, привез икону во Владимир в 1155 году. Как бы там ни было, икону стали именовать Владимирской ввиду ее пребывания там.
В Соборе хранится копия иконы Владимирской Божией Матери. Оригинал находится в музейной церкви Святителя Николая в Толмачах Третьяковской галереи.
За свою историю икона пережила множество бедствий. Один из самых разрушительных пожаров в средневековой истории России уничтожил внутреннее убранство Успенской церкви Владимира, но не затронул хранившийся там образ. Она также пережила в целости и сохранности нашествие на Русь татаро-монголов под предводительством Хана Батыя.
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская икона Божьей Матери
В России люди традиционно молятся перед Владимирской иконой Божией Матери о Ее заступничестве в борьбе с нашествием иноземных захватчиков. По преданию, монгольский хан Тамерлан спешно покинул Русь после того, как ему во сне было видение, в котором перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан.
Православные христиане 6 июля отмечают память чудесного спасения Москвы от разорения ханом Ахматом в 1480 году. Русь, хотя и являлась вассалом Монгольской империи, отказалась платить ему налоги. В ответ хан Ахмат привел свои войска, чтобы наказать русских. Он остановился на реке Угре. Напротив него на другом берегу встала армия Иоанна III, отца Ивана Грозного. Ни одна из сторон не решилась перейти реку и вступить в сражение. В конце концов, монголы ушли. После этого случая, известного как "Великое стояние на Угре", река получила альтернативное название "пояс Марии" – в память о Ее чудесной защите русского народа.
В декабре 1941 года нацисты продвигались к Москве и почти достигли ее окраин. В этот критический момент советский лидер Иосиф Сталин приказал поместить икону Богородицы в американский самолет Дуглас и облететь с ней вокруг Москвы. До сих пор неизвестно, что это была за икона и пролетела ли она вообще. Однако православный писатель-фантаст Николай Блохин настаивает на достоверности этих сообщений. Официально Тихвинская икона Божией Матери была захвачена нацистами, а Владимирская икона была эвакуирована в Новосибирск вместе с другими экспонатами Третьяковской галереи. Однако некоторые настаивают на том, что Владимирская икона была тайно оставлена в Москве для поддержания боевого духа защитников столицы. Будучи в прошлом студентом православной семинарии, Сталин относился к религии гораздо снисходительнее, чем многие его товарищи по партии. Он даже запретил постановку атеистической пьесы советского писателя Демьяна Бедного за уничижительное изображение Крещения Руси. Может ли быть, чтобы лидер, чье имя ассоциируется с насилием и репрессиями, согласился призвать на помощь Богородицу ради своей страны и народа? Мы оставляем этот вопрос на усмотрение читателя.
Так или иначе, русские православные верующие уповают на то что сила Божией Матери защитит их от иноземных нашествий, бед и других скорбей. Они молятся перед Владимирской иконой Божией Матери и Эдесским образом, чтобы иметь силы преодолеть трудности, болезни и невзгоды.
Русский святой Серафим Саровский жил в XVIII веке и был известен своей праведностью, благочестием и даром чудотворения. Его отец был успешным и состоятельным выходцем из купеческого рода, но Серафим не пошел по его стопам. Он с юных лет встал на тернистый путь служения и молитвы. Его судьбой стало православие. Христиане обращаются к святому Серафиму Саровскому за помощью в исцелении недугов, обуздании страстей, правильном выборе жизненного пути, создании крепких семей и достижении успеха в бизнесе.
Из шести алтарей Владимирского храма в настоящее время в Богослужении используются два. Главный алтарь посвящен Владимирской иконе Божией Матери (почитаемой 8 сентября, 3 июня и 6 июля). Другой алтарь носит имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (почитаемы 30 сентября). Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте Владимирской церкви.
Настоятель Собора митрополит Владимир (Котляров) служит в этом качестве с 1996 года. Ему помогают девять священнослужителей. При храме действуют воскресная школа, школа звонарей и библиотека, а также предоставляются бесплатные юридические консультации нуждающимся.
Каковы бы не были ваши взгляды в вопросах веры, отношение к религии и духовным поискам, в Соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге побывать вы должны обязательно. Если во время вашей поездки в Северную столицу вы включите посещение храма в свою экскурсионную программу, то сможете лучше понять душу города и его жителей. Приглашаем всех!
Престольные праздники
Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская" - 8 сентября, 6 июля, 3 июня
Веры, Надежды, Любови, святых мучениц - 30 сентября
Святыни
Владимирская икона Божией Матери
Икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским
Икона святого преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей