Михаил Андреев
И. Ломунов "Сквозь сосны", холст.акрил.смеш.техн., 44,5 х 33 см, 2020
Хотелось бы много сказать об этой гениальной картине. Мимо нее очень легко пройти мимо - ну, подумаешь, лес, обыкновенный лесной пейзаж, одни сосны да елки! Ну, кто из нас не бывал в лесу, не ходил по болотистым трущобам, не фотографировал весной лесные разливы!
На первый взгляд ничего особенного нет, никаких четких форм, пятен или фигур, никаких людей, животных, ничего интересного, ничего предметного, если не считать деревьев, которых, собственно, тоже не видно - из-за леса. И вот этим как раз картина и интересна!
☑️Обратите внимание, как она сделана!
Она сделана полностью из внутреннего чувства, из интуиции. Это ни разу ни копия натуры, это последовательное нанесение на поверхность холста полупрозрачных слоев краски.
Здесь мы имеем дело с удивительным живописным феноменом - когда цвет делает форму, то есть, из бесформенных цветовых пятен возникает нечто оформленное, цвет структурирует пространство. Нет никакого рисунка, нет закрашивания областей, нет никакой модели.
И возникает удивление: как художник добился такого эффекта!
Каким образом он мелкими своими мазками и брызгами краски создал реальное ощущение трехмерного пространства? Почему есть ощущение перспективы? Как он добивается, что одни объекты нам кажутся дальше, а другие ближе? Ведь отчетливо виден передний план, где возвышаются стволы сосен, средний план - озеро - дальний синеватый план и, наконец, небо, которое сузилось почти в точку. Неужели это все делается только цветом?
Имеет смысл проанализировать картину в деталях, потратить на это минут двадцать - и тогда происходит озарение!
☑️Удаленность - действительно создается цветом
1.Светлый холодный желтый, крохотные отдельные пятна - небо.
2. Чуть более теплый синий, более крупные пятна - дальний план.
3. Еще более теплый серый, множество пятен вокруг голубого и синего - средний план.
4. Оранжевые, черные и ярко-зеленые пятна по всей картине - в результате получается ближний план, ветки деревьев, которые совсем близко.
В обычном пейзаже дальний план на плоскости картины находится над ближним, а здесь ближний план окружает со всех сторон дальний, так что небо вообще превращается в центр. Небо - это как точка в центре! Вот, где мастерство!
☑️Верх и низ
Но что самое потрясающее - в этой концентрической перспективе есть верх и низ: то, что на земле, и то, что над землей. И это тоже сделано цветом!
Земля - брызги сиреневого и белого. Земляные цвета.
Серединка - брызги желтого и голубого. Водно-воздушные цвета.
Верхушки деревьев - брызги красно-оранжевого. Огненные цвета.
И ты уже никогда не перепутаешь, где у картины верх, а где низ. Гениально сделано! Но это еще не всё.
☑️Три направления пространства
Это уже не гениальность, а больше - волшебство. И нам надо увидеть это волшебство живописи, увидеть, как художник своей волшебной палочкой искусно создает три направления пространства, делает двумерное пространство картины трехмерным, так что зритель получает все три степени свободы.
Первое вертикальное направление уже есть - оно создается не только цветом, но и вертикальными линиями стволов деревьев. При создании двух горизонтальных направлений используется более тонкий прием.
Чередующиеся горизонтальные границы, отделяющие воду от земли.
Чередующиеся светлые полоски в левой нижней части, идущие под наклоном к горизонтали.
Темные линии веток также идущие под наклоном к горизонтали.
И всё! Теперь у зрителя есть ощущение, что это не просто картина на стене, но это действительно лес, по которому можно гулять во всех направлениях, можно залезать на деревья, можно блуждать, можно углубляться. Но главное, что можно - восхищаться мастерством Творца. Вот чего мы не делаем, когда обычно гуляем по лесу. Мы думаем, что эти деревья выросли сами. - Нет! Они созданы мыслью Творца, подобно тому как этот лес на картине создан художником при помощи его оригинальной техники, когда цвет делает форму.
И поняв это, мы подходим к…
☑️Тайна картины
Итак, что мы видим? Поняв ту вещь, что кто-то управляет тем, как краска ложится на холст, что она это делает не автоматически, как в фотоаппарате и что нет никакой модели или системы, которая разливает краску предопределенным природой образом, мы открываем теперь, что у нас внутри есть свобода. И эту свободу надо проявить!
☑️Мы можем творить это мир из самих себя!
Мы проделали достаточно глубокий анализ, и чтобы открыть идею картины, осталось сделать последний шаг. Мы ведь смотрим на нее уже не со стороны, но мы в лесу, мы уже вошли в лес и только теперь замечаем, что мы смотрим на эту таежную красоту с высоты четыре-пять метров. Вот оно, открытие!
☑️Вы убедились, что ваша точка зрения поднята сейчас на высоту?
Чтобы увидеть свет Неба, который преображает нашу картину жизни, надо себя приподнять. Иначе мы будем блуждать во тьме, как в дремучем лесу, и пути своего никогда не увидим. Вот какое откровение словил художник, вот о чем картина: надо себя поднимать! И тогда можно свободно идти через жизнь своим собственным путем.
Спасибо художнику за замечательную работу!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев