ИСТОРИЯ СЪЁМОК Фильма "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ". Режиссёр Станислав Ростоцкий. По повести Бориса Васильева.
«А зори здесь тихие» был снят в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким. Фильм возвращает зрителя к суровым и трагическим временам войны.
Лирической трагедией называют жанр фильма. И это очень точно. Женщина на войне — солдат, но она и мать, жена и любимая.
Сам Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знает не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. Ростоцкий был для актрис, как старшина Васков для героинь фильма.
Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох — ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.
В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен отбор с голосованием за каждую девушку. Несмотря на жесткий съёмочный график и требовательность режиссера, молодость брала своё.
И юные актрисы и работники съёмочной группы устраивали веселые сборища и танцы, затягивавшиеся порой до 3 часов утра.
— Два часа оставалось на сон, а потом – снова на съемки, — рассказывает художник фильма Евгений Штапенко. — Мы встречали рассвет, места там удивительной красоты. Натурные съёмки начались в мае 1971 года в Карелии.
Когда Лиза тонула в болоте, зрители плакали. А как снимали эту трагическую сцену?
Вспоминает Е. Драпеко:
- Играла я эпизод гибели в болоте без дублёра. Сначала Ростоцкий попробовал что-то снять издали, не со мной. Получилось то, что мы называем «липой». Зритель просто не поверил бы нам.
Решили снимать «вживую», в настоящем болоте, чтобы стало страшно. Заложили динамит, рванули, образовали воронку. В эту воронку стеклась жидкая грязь, которую на Севере называют дрыгвой. Вот в эту воронку я и прыгала.
У нас с режиссером была договоренность, что когда я с криком «А-а-а!..» ухожу под воду, то сижу там, пока хватит воздуха в легких. Потом должна была показать руки из воды, и меня вытаскивали.
Второй дубль. Я скрылась под дрыгвой. Объем моих легких оказался достаточно большим. Да еще я понимала, что болото должно сомкнуться надо мной, устояться, затихнуть.
Я с каждым движением все углубляла и углубляла дно своими сапожищами. И когда я подняла руки вверх, их с площадки не увидели. Меня полностью, как говорят, «с ручками» скрыло болото. На съёмочной площадке начали беспокоиться.
Один из помощников оператора, который считал затраченные метры пленки и время, заметил, что я должна бы уже как-то проявить себя, да что-то долго не появляюсь. Он закричал: «Похоже, что мы и в самом деле ее утопили!»
На болото набросали деревянные щиты, по этим щитам ребята доползли до воронки, нашли меня и вытащили, как репку из грядки. В Карелии ведь вечная мерзлота. Болото-то оно болото, но вода только на двадцать сантиметров прогревалась, а потом начиналась ледяная крошка. Ощущение, я вам скажу, не из приятных.
Каждый раз, после очередного дубля, меня мыли и сушили. Из холода — да под горячую воду. Немного отдыха, и — новый дубль.
Актриса Ирина Шевчук вспоминала:
«А у меня была очень сложная сцена, где я умираю. Перед съёмкой я наслушалась врачей о том, как ведут себя люди при ранении в живот. И так вошла в роль, что после первого же дубля потеряла сознание».
Актриса настолько реально ощущала предсмертные муки героини, что после съёмок ее приходилось «оживлять».
Когда все зенитчицы оказались в сборе, приступили к съёмкам эпизода в бане. Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
Ростоцкий убеждал, что это очень нужно для фильма: «Вы же всё время в сапожищах, в гимнастёрках, с ружьями наперевес, и зрители забудут о том, что вы женщины, красивые, нежные, будущие мамы.
Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». Споров больше не было. За идею мы пошли.
На киностудии подбирали женскую операторскую бригаду, искали осветителей-женщин, и условие было одно: на съёмочной площадке из мужчин только режиссёр Ростоцкий и оператор Шумский — и то за плёнкой, огораживающей баню.
Сцену всё-таки отсняли. На экране в ней солировала — шестнадцать секунд— Ольга Остроумова.
С банным эпизодом потом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
На роль старшины Васкова режиссёр хотел пригласить известного исполнителя. Рассматривалась кандидатура Георгия Юматова. Потом появился молодой артист столичного Театра юного зрителя Андрей Мартынов. Его и утвердили на роль.
Вначале режиссер сомневался в выборе актера, но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены. Для съёмок Мартынов даже отрастил усы.
С режиссером они условились, что у Васкова в фильме будет своеобразный говорок — местный диалект, а поскольку Андрей родом из Иваново, ему было достаточно просто говорить на окающем языке.
Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие» стала для него звездным дебютом — 26- летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно.
Первый показ фильма за рубежом в Венеции и Сорренто произвел настоящий фурор. В кинотеатре «Россия» очередь стояла в течение месяца. Картина стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американской академией киноискусства она была признана одной из пяти лучших мировых картин года.
Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскара». Этот фильм стал дебютом в кино для всех исполнительниц главных ролей, за исключением Ольги Остроумовой.
Он пользовался большим успехом в прокате, в 1973 году стал лидером советского проката, собрав 66 миллионов зрителей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1