Из созданного им математического класса ученики поступали в лучшие вузы страны...
Поступали без репетиторов, натаскивания и зубрежки...
Умению рассуждать, мыслить логически, постигать смысл вещей – вот чему учили нас в этом классе.
Иван Прокопьевич создал целостную систему математической подготовки школьников старших классов…
Попробуйте научить человека мыслить с помощью ЕГЭ, и вы увидите, что это невозможно.
Самое главное – научить человека мыслить, связывать воедино разноликие понятия и предметы.
В этом и заключается искусство учителя.
Иван Прокопьевич прошел войну, война оставила на его облике неизгладимый след.
Этот след был запечатлен во всем его облике: он не любил суеты, общих слов, помпезных фраз.
В самом складе души его было что-то строго возвышенное, он походил на композитора или дирижера, раскладывающего партитуру произведения: вот сейчас он даст знак и откроется мир гармонии и совершенства.
Люди, прошедшие годы войны, познавшие войну на собственном опыте, хотели жить, творить и учить детей…
Мало сказать, что учителя любили нас, они отождествляли нас с собой, видели в нас продолжение самих себя…
Через тернии к звездам, через трудности – к возвышенному миру…
Иван Прокопьевич закончил ивановский педагогический институт, но не остался в аспирантуре, как ему предлагали.
Он стал учителем, настоящим русским учителем, для которого учительский труд был делом всей его жизни, служению людям…
На таких подвижниках держалась и держится Россия…
Он работал как старые мастера эпохи Возрождения: вначале возводился каркас здания науки, затем создавались отдельные части…
Материал давался учащимся постепенно с последовательным усложнением и усвоением тем.
Цельность и последовательность отличали его методику преподавания математики.
Серьезный, сосредоточенный, он входил в класс и возникала атмосфера совместного творческого труда…
Ничто не должно отвлекать человека от серьезного умственного труда…
Я помню его слова, сказанные однажды: он сказал нам, ученикам старших классов, что в увертюре оперы в сжатом виде содержится ее содержание…
Тогда еще мы не могли осознать глубины его мысли…
Удивительное серьезное отношение к педагогической деятельности, никакой поспешности и наскока, методические материалы, подготовленные к каждому уроку разделы математики, правильно построенный процесс преподавания от простого к сложному: маленькие клетчатые листки, в ладонь величиной, на которых каллиграфическим подчерком записывались примеры и условия задач…
Все тщательно продумано и предельно ясно.
Задачи раздавались каждому ученику индивидуально, а потом решались совместно с подробным объяснением сложных мест, весь класс включался в процесс решения и решение становилось понятно самым отстающим ученикам.
Я ездил по миру и нигде не встречал такого высокого уровня школьного образования, которое было в советское время в ивановской средней школе 23.
Он научил нас любить математику, ее ясность и объективность, связь с реальным миром.
Математика - это не угадывание ответов, не разгадывание головоломок и шарад, это ясное объективное видение мира и замечательные законы.
Увлекательным предметом была геометрия, которая преподавалась нам по прекрасному учебнику Киселева, не превзойденному и в наше время.
Математика связана с миром, она объективно отражает мир, позволяя человеку осознанно действовать в нем.
Она нужна инженеру, технологу, врачу, биологу, экономисту, военному…
Наш учитель смотрел далеко вперед: в 70х годах нам преподавали вычислительную математику, программирование (программирование заменяло информатику), устройство ЭВМ…
Мы программировали на ассемблере, писали программы на целлюлозных лентах, в машинном коде, проходили практику в ивановском энергетическом институте, работали на тех ЭВМ, которые кажутся сейчас смешными и допотопными монстрами, но тогда это было серьезным достижением.
В тех ЭВМ не было мониторов, джойстиков, привычной удобной и гибкой периферии, позволяющей связать человека и компьютер, графического пользовательского интерфейса, но эти компьютеры могли рассчитать полет ракеты, с помощью них выводились на орбиты спутники Земли, совершались полеты на Луну, они ковали наш ракетный щит.
Наши учителя уже тогда понимали, что начинается новый век, век компьютеров и информационных технологий, проникающих во все области человеческой деятельности.
Самое замечательное, что самый сложный алгоритм, последовательность действий можно закодировать нулями и единицами, передать машине, и она проведет вычисления с поразительной точностью…
Современный компьютер запросто обыгрывает в шахматы любого гроссмейстера…
Но что не может самый лучший современный компьютер? Он не сможет сочинить стихи, которые трогают душу. Почему?
Ответ очевиден: потому что у компьютера нет сердца.
Давайте в эти дни перед началом учебного года вспомним о тех, кто заложили в нас основы знаний, любовь к наукам и созиданию.
Низкий поклон вам и слова благодарности!
Владимир Боровиков
http://www.borovikov-vp.ru/
Комментарии 3
И вообще нашему поколению крупно повезло с учителями.
Ведь , незаменимый и неоценимый труд учителей, отмечен многими достижениями и открытиями их учеников.
"Вся гордость учителя в учениках ..."
Д. И. Менделеев
Так давайте вспомним их всех добрыми словами.