💥Самым популярным головным убором всех женщин в конце XІX – начале XX вв. был платок. У каждой сибирской крестьянки хранились, использовались и постоянно, при удобном случае, пополнялись целые коллекции платков самого разного назначения, размера и качества. Это лишний раз свидетельствовало о стремлении окружить себя, наполнить жизнь красотой доступными способами, например, создавая свой гардероб.
💥Его древней формой являлся отрез домотканого полотна, поверхность которого могла быть украшена набивным рисунком. Набивное дело известно на Руси с древних времён. В XIX — начале XX века набойка имела наибольшее распространение в центральных и северных губерниях России. Во многих уездных городах, в деревнях работали домашние набивные мастерские, ориентирующиеся на запросы крестьянского и мещанского сословий. В это же время развивались набоечные промыслы, которыми занимались крестьяне в свободное от полевых работ время.
💥Из набивных тканей изготавливали не только предметы одежды, полотенца, скатерти, разного рода занавеси и платки. Распространённым видом была кубовая набойка - это старинный способ крашения ткани при помощи раствора индиго. По одной из версий, свое название в русской традиции она получила от названия тарной меры импортного красителя, для удобства транспортировки спрессованного в плитки кубической формы.
💥На холщовую ткань набивной доской с рельефным металлическим узором предварительно наносился защитный слой вапы — смеси глины, купороса и клейкого вещества, затем она опускалась в куб — ёмкость с краской, полученной из растительного красителя индиго. После полоскания в проточной воде вапа вымывалась, а на синем фоне оставался белый узор, представлявший собой, как правило, простые вариации геометрических и растительных мотивов.
💥Для их создания нужна практически ювелирная точность: манеры вырезались из твердых пород дерева, а мелкие элементы формировались из кусочков латунной проволоки. Одна манера могла содержать до десяти тысяч таких проволочек, а для сложных многоцветных рисунков могло потребоваться 5-7 манер. Вот и получается, что набивной платок – не такая уж простая штука, и неудивительно, что он был желанным подарком для женщин в любом возрасте. После того как ткань достается из куба, она на воздухе меняет цвет, например, становясь из зеленой синей.
💥Для красителя окислителем будет кислород, дополнительных средств для закрепления краски не требуется. Сохранились старинные названия платков. Так, ярко-красные назывались французскими, заграничными, александрийскими, а с бледнокоричневым фоном — дымовыми и глинистыми. К платкам относились бережно, передавали их по наследству от матери к дочери или от свекрови к невестке..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1