«Видит Бог, я ни в чём не виновата!» Как жилось Наталье Пушкиной после смерти великого мужа. Когда Александр Сергеевич умер, его жена Наталья была, по нынешним меркам, ещё очень молодой женщиной: за полгода до смерти мужа ей исполнилось 24 года. При этом многие исследователи упрекают Наталью Николаевну в некоторой ограниченности: мол, за её красотой не было ни ума, ни образования, ни сочувствия, ни интереса к творчеству её великого мужа. После того, как незадолго до смерти Натали покормила его морошкой, выйдя из кабинета, она сказала собравшимся там что-то вроде: «вот вы увидите, господа, он будет жить». Впоследствии её не раз обвиняли в том, что она была словно слепа и даже не понимала, что Александр Сергеевич безнадёжен. Но собственно чего было ждать от молодых светских женщин того времени? Университетов они не заканчивали, их обязанности ограничивались умением хорошо танцевать, вышивать и рожать детей (у Пушкиных их было четверо). А тем более рядом с одним из самых великих людей в России Наталья Николаевна выглядела ещё бледнее... Можно только представить себе, какой шквал негатива обрушился на эту хрупкую женщину, только что лишившуюся мужа, оставшуюся одной с четырьмя детьми и неимоверными долгами - этот гнев высшего света порой доходил до открытой ненависти и злобы. До наших дней дошло стихотворение неизвестного поэта, написанное на смерть Пушкина. Авторство его до сих пор не приписывается никому, но учитывая тот факт, что произведение не затерялось за два века, поэт смог отразить мысли и настроения своих современников. В тексте, написанном старым стилем, Натали Гончарову одарили немалым количеством откровенно злобных эпитетов: «злой изменник», «ты русских женщин срам и стыд», «ты поношенье всего света»... В чём только не обвиняли жену Пушкина: и в преступной страсти к брату, и в разврате, и в посягании на славу мужа. А нестеснявшиеся в выражениях друзья поэта не упускали случая бросить в её адрес очередную колкость, обвинив в необразованности и отсутствии интереса к творчеству великого Пушкина... «По утрам он работал один в своём кабинете наверху, а по вечерам отправлялся читать написанное к А. О. Смирновой; здесь он толковал о литературе, развивал свои литературные планы. А жена его сидела внизу за книжкой или за рукодельем; работала что-то для Нащокина. С ней он о своём творчестве не говорил. Дочь Пушкиной, А. П. Арапова, в воспоминаниях о своей матери, объясняя отсутствие у неё литературных интересов, ссылается на то, что Пушкин сам не желал посвящать жену в свою литературную деятельность. Но почему не желал? Потому, что не было и не могло быть отзвука. Наталья Николаевна была так чужда всей умственной жизни Пушкина, что даже не знала названий книг, которые он читал. Прося привезти ему из его библиотеки Гизо, Пушкин объяснял ей: «4 синих книги на длинных моих полках» (из книги «Дуэль и смерть Пушкина» пушкиниста Павла Щеголева). ⠀ Даже спустя столетие ничего не изменилось. В 1929 году Марина Цветаева написала эмоциональный очерк, в котором поделилась своим отношением к жене Пушкина, которого она любила беззаветно. В очерке «Наталья Гончарова» она сравнивает дуэль Пушкина и Дантеса с Троянской войной, а саму Натали – с прекрасной Еленой: «Наталья Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, к которому стягивается, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место. Как Елена Троянская повод, а не причина Троянской войны, так и Гончарова не причина, а повод смерти Пушкина, с колыбели предначертанной. Судьба выбрала самое простое, самое пустое и самое невинное орудие: красавицу». ⠀ Ещё одной ярой ненавистницей Натальи Николаевны была Анна Ахматова, которая посвятила Пушкину немало литературоведческих трудов. В них она называет Натали «сообщницей Геккернов в преддуэльной истории» и даже «агенткой» нидерландского посланника, а также принимает на веру молву о том, что жена Пушкина была ему неверна. Услышь они все голос Дантеса в письмах к Геккерну (которые были изданы только в 1995 году), относились бы к ней по-другому. «Она осталась чиста; перед целым светом она может не опускать головы, - писал Дантес. - Нет другой женщины, которая повела бы себя так же. Это ангел, сошедший с небес». Но, как говорится, суд человеческий редко бывает справедлив. И некоторые исследователи считают, что принимать на веру тот образ жены Пушкина, который возникает между строк его писем, в многочисленных байках современников и особенно современниц, наблюдавших за семейной жизнью поэта, нельзя. Хотя и сам Пушкин не в меньшей мере породил то снисходительное и даже пренебрежительное отношение к уму и душевным качествам Натальи Николаевны. Самое комплиментарное, что мы можем найти в письмах поэта, звучит как издевательство: «Ты — баба умная и добрая», — пишет он ей. Это она-то — «баба», с её осиной талией, виртуозной игрой на фортепиано и безупречным аристократизмом манер? ⠀ А какой она была на самом деле? К тому моменту, когда она осталась вдовой с четырьмя детьми на руках, огромными долгами и без всяких средств к существованию, Натали, возможно, и сама не знала, на что она способна. С детства за неё всё решали другие: дед Афанасий, который воспитывал её до 6 лет, деспотичная мать, потом — непостижимый муж… Эти 5 лет, 11 месяцев и 8 дней, прожитых с Пушкиным, оказались нелёгким для неё испытанием — «всегда без денег, с дерзкими слугами, болеющими детьми, всегда или после родов, или в ожидании ребёнка», как пишет Ю. Лотман. Современным женщинам, пользующимся всеми благами развитой медицины, не составит труда оценить, каково это — пять беременностей за неполные шесть лет, особенно если нежное, хрупкое телосложение превращают вынашивание ребёнка в болезненное испытание. Примем к сведению и то, что ждать в этом деле помощи от мужа ей не приходилось: Вересаев, биограф Пушкина, цитирует рассказ Нащокина о том, как Пушкин «плакал при первых родах и говорил, что убежит от вторых». Третьи, в мае 1835-го, оказались особенно мучительными. А уже через 6 месяцев сестра Гончаровой докладывает брату, что Натали вновь беременна и находится «в самом жалком состоянии…» ⠀ Всё это как-то не очень сочетается с теми образами «попрыгуньи-стрекозы», порхающей по бальному паркету, которые сложились вокруг имени Натали. Вот и Пушкин постоянно пилил жену, устраивая ей сцены ревности, упрекая в кокетстве и подозревая в самых страшных грехах. Даже глядя на любимый брюлловский портрет красавицы-жены, этот «умнейший муж России» терзается мнительной тревогой: «что-то вид у тебя какой-то виноватый…» ⠀ А были ли у него основания для ревности? — ещё бы! Только представьте себе: 16-летняя девочка, выросшая в деревне, воспитанная на французских романах, где все без исключения персонажи постоянно охвачены «чувствами», — вдруг попадает в сверкающую столичную атмосферу и производит фурор! Никто, ни один многоопытный ловелас, не мог устоять перед её обезоруживающей красотой! Когда Натали, уже после смерти Пушкина, познакомится с Лермонтовым, тот скажет ей, что всегда старался держаться от неё подальше, чтобы «не поддаваться общему безумию» и не «сходить по ней с ума, как все»… ⠀ И вот, так внезапно и страшно, прежняя жизнь оборвалась, и её с детьми, словно потерпевших кораблекрушение, выбросило на берег в калужской глуши. После гибели мужа Наталья Николаевна просила у императора разрешения остаться в Санкт-Петербурге (ей очень нравилось жить в столице, хотя это было и дорого), но нормы приличия требовали траура, и царь настоятельно рекомендовал вдове уехать. Так она оказалась в имении деда, Полотняном Заводе — в том доме, который когда-то покинула ребёнком. Теперь ей — 24, но она всё та же стеснительная девочка, без жизненного опыта, без поддержки и без друзей, а её репутация отныне запачкана грязью и кровью. Хотя умирающий Пушкин после трудного разговора с женой уверенно заключил: «она ни в чём не виновата», но это главное свидетельство так и осталось неуслышанным. ⠀ Ко всему прочему эта юная вдова носит самую громкую фамилию в России, так что каждый её поступок общество будет рассматривать в увеличительное стекло. Некоторые вещи Пушкина она раздаст его ближайшим друзьям (будут говорить, что Натали «стремится избавиться от памяти о нём!»), будет торопиться со сборами, чтобы поскорее уехать из гудящего пересудами Петербурга (скажут: «она уже не была достаточно печальной, слишком много занималась укладкой и не казалась огорченной»)... И так — каждый шаг, каждое слово. Заслуживает особого восхищения то, что за отпущенную ей следующую четверть века никто не услышит от неё ни оправданий, ни попыток рассказать свою версию трагического происшествия, сломавшего ей жизнь. Только в минуту смерти Пушкина у неё вырывается: «Видит Бог, я ни в чём не виновата!» И на этом всё. Призвав Бога в свидетели, Наталья Николаевна раз и навсегда предпочла Его суд суду человеческого мнения. ⠀ «Женщина без сердца» — разочарованно заключили светские сплетники. Что это за странный выбор — уехать в деревню и посвятить себя воспитанию детей? Оказавшись в одиночестве, в глуши, «первая красавица Петербурга», «звезда Севера» полностью и без остатка отдалась ответственному, наполненному заботой и нежностью материнству, стойко переносила бытовые и финансовые тяготы и умудрилась не поссориться ни с одним из родственников — своих и покойного мужа, досаждавших ей, пренебрегавших ею и терзавших её глупыми советами… ⠀ Она могла бы распорядиться своей красотой, «обратить» её в капитал и блеском положения заткнуть рот пересудам. К ней даже посватался богатый и титулованный жених: он готов был разом избавить её от финансовых затруднений, от пятна на репутации, наконец — от затянувшегося траура (на смертном одре Пушкин наказывал: «носи траур год или два», но Натали оставалась вдовой 7 долгих лет, всю свою молодость). Жених и детей готов был пристроить в элитные учебные заведения (чтобы не мешали матери наслаждаться жизнью), но ответ Гончаровой на это завидное сватовство прозвучал, как выстрел из пушки: «Кому в тягость мои дети, тот мне не муж!». И действительно, дети для неё всегда были на первом месте. «Я никогда не могла понять, как могут надоедать шум и шалости детей, — читаем мы в одном из её писем. — Как бы ты ни была печальна, невольно забываешь об этом, видя их счастливыми и довольными». ⠀ В конце концов Наталья Николаевна выйдет замуж за Петра Ланского, человека достойного, хоть и небогатого, но настолько правильного, что биографам почти нечего сказать о нём, кроме того, что он был обонятельный, галантный мужчина, хороший человек и отличный офицер. Свадьба была очень скромной: известно, что Николай I хотел быть на ней посажённым отцом, но Натали потребовала, чтобы присутствовали только самые близкие родственники; император не стал настаивать, послав лишь царский подарок - бриллиантовое ожерелье. ⠀ Ланской принял сыновей и дочерей Пушкина как родных и дал им прекрасное образование (мальчики потом служили у него в полку). Мы любили нашу мать, чтили память отца и уважали Ланского», — скажет впоследствии старший сын Пушкина. Натали родит второму мужу трёх дочерей, но этого ей будет мало: кроме своих семерых, она будет опекать, кормить и любить ещё семерых детей родственников и знакомых (трое из них — были племянники Ланского. Их отец, Александр Петрович, вдовец, умер вскоре после свадьбы брата и Натальи Николаевны. Молодожёны взяли сирот к себе. Кстати, дочь Александра Петровича Соня впоследствии выйдет замуж за старшего сына Пушкина и родит ему 11 детей). «Моё призвание — быть директрисой детского приюта, — напишет Натали своему мужу. — Бог посылает мне детей со всех сторон...» ⠀ Любила ли она его? Он твёрдо знал, что беспредельно уважала – за доброе отношение к её детям, за любовь к ней. Она ведь так устала от одиночества, от долгов, от трудностей быта, когда всё надо было решать одной. Любовь пришла потом. Любовь глубокая, соответствующая годам, без страсти, как откровенно писала она ему, и от этого более прочная. «Я больше не в таком возрасте, чтобы голова у меня кружилась от успеха. Можно подумать, что я понапрасну прожила 37 лет. Этот возраст даёт женщине жизненный опыт, и я могу дать настоящую цену словам. Суета сует, всё только суета, кроме любви к Богу и, добавляю, любви к своему мужу, когда он так любит, как это делает мой муж», — писала она Ланскому. ⠀ И это — слова «пустой красавицы» по известному суждению Цветаевой? А, может, наоборот, жена Пушкина была совершенно под стать мужу, по-своему совершив настоящий жизненный подвиг и блестяще проявив особый род человеческой гениальности. И уж точно она ничем не запятнала доставшееся ей великое имя. Примечательно, что и во втором браке, до самой смерти, она будет чтить память первого мужа: будет часто ездить в Михайловское, поставит памятник на могиле поэта в Святогорском монастыре, а по пятницам (день смерти поэта), несмотря на недуги, будет держать строгий пост и носить чёрное платье - так же в память о муже. Однажды, когда Ланские находились в Вятке, где Пётр Петрович собирал ополчение во время Крымской войны, их пригласили на приём в дом Пащенко. И когда всех позвали к столу, Наталья Николаевна ушла в другую комнату и там ходила взад-вперёд до окончания ужина. Ланскому пришлось объяснять — это траур по Пушкину. ⠀ Сама её смерть тоже кажется каким-то знамением свыше: Наталья Николаевна простудилась на крестинах долгожданного внука, Александра Александровича. Муж умолял не ездить в церковь: врачам только-только удалось стабилизировать её состояние, и один из них предупреждал Ланского: «Малейшая простуда унесёт её, как осенний лист». Так и случилось. Госпоже Пушкиной-Ланской, рождённой Гончаровой, было чуть больше пятидесяти лет. ⠀ «Тесная дружба, соединяющая детей её от обоих браков, и общее благоговение этих детей к её памяти служит лучшим опровержением клевет, до сих пор на неё возводимых, — писал историк и литературовед Пётр Бартенёв, — и доказательством того, что несправедливо иные звали её «кружевная душа», тогда как она была красавица не только лицом, а и всем существом своим»… ⠀ Но ближе всего к истине, наверное, был писатель и автор исследований о Пушкине Николай Раевский, который в своей книге «Портреты говорят» заключает: «Можно с уверенностью сказать, что образ Натали Пушкиной — блистательной и легкомысленной красавицы, сущность которой проявлялась единственно в её страсти к светским развлечениям, оказывается эфемерным. Однако в заключение о Наталье Николаевне мне бы хотелось сказать, что в настоящее время в пушкиноведении, как кажется, наметилась другая крайность — чересчур идеализировать жену Пушкина, делать из неё чуть ли не ангела. А она таковой не была, она была живым человеком, были у неё и свои недостатки, и свои достоинства».
    131 комментарий
    967 классов
    Кукла Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла на железных скрещенных путях. Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя. Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды. Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,— показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг. Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь. Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война. Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях. Вероника Михайловна Тушнова
    47 комментариев
    836 классов
    Я многое тащила на горбу: Мешки с картошкой, бревна и вязанки, Детей, калек, чугунную трубу – И я лишилась царственной осанки. Но так судьба проехалась по мне, Так пронеслись руины Карфагена, Что распрямился дух, и я вполне Стройна и даже слишком несогбенна. Нет, я в виду имею не поклон – Поклоны я отвешиваю в тоннах! Но есть какой-то несогбенный стон И радость, не согбенная в поклонах, – Я говорю о том, что обрелось Помимо воли и ценою плоти, Прошло свою действительность насквозь И отразилось в зеркале напротив. Юнна Мориц
    237 комментариев
    3.3K классов
    Она умерла в ночь на 25 апреля после обширного инфаркта. Умерла во сне - так же, как и Коля Рыбников. Вызванные спасатели обнаружили ее лишь спустя шесть часов после смерти, взломав дверь в квартиру в Банном переулке. Это была последняя, Страстная неделя Великого поста… Незадолго до этого она потеряла сознание в самолете, когда летела на гастроли. Ее положили в проходе - там было посвободней. Мордюкова дала свой нитроглицерин, а Валя Титова предложила помочь снять парик, чтобы стало легче дышать, на что Алла сказала: - Никогда! Умирать, так в парике. Она и умерла с сеточкой на волосах и в бигуди - дочь Алена, приехавшая со спасателями, сняла с нее четыре штуки… После автокатастрофы, в которую Алла попала по вине Георгия Юматова (он был за рулем), у нее сильно пострадало лицо - разорвалась верхняя губа. Неудачная пластическая операция результатов не дала, в кино Аллу больше не приглашали. Нечастые выступления в концертных программах «Товарищ Кино» особой прибыли не приносили. Она всегда стеснялась быть слабой, немощной, боялась стать кому-то в тягость или просить что-то у вышестоящих. Наина Ельцина предлагала ей помощь, как и многим, очень многим другим артистам, но Алла отказалась, скромно жила на свою маленькую пенсию, чуть больше пятисот рублей. Жила трудно, часто болела, страдала за свою младшую дочь от Рыбникова Аришу, которая спивалась, старшей, от Переверзева, гордилась. В 1953 году на фестивалях в Каннах и в Венеции газеты писали о ней, как о «русском чуде», Чарли Чаплин мечтал снять ее в своей картине, и был очень огорчен, когда чиновники Комитета по делам кинематографии нагло наврали, что Алла Ларионова оооочень занята, что ее съемки расписаны аж до 2000 года. Не просчитались. В 2000-м году Аллочки не стало… Станислав Садальский
    408 комментариев
    2.1K классов
    «Вы наверняка читали или смотрели фильм «Унесённые ветром», я его тоже люблю и прочитал очень рано, но я никак не мог понять, что это такое — унесённые ветром. Пока я не оказался в Тбилиси... Я пришёл во двор, где жили наши друзья, а это двор - колодец, четырехэтажное здание, где я знал всех жильцов. И вот я стою в этом дворе и вижу, что там нет ни одной семьи, среди которой я вырос. Стены те же, но другие занавески, другие фамилии на дверях... И я понял, что такое «унесённые ветром» — когда твой мир больше не существует, его унесло. Это очень сложно, и я никому не желаю с этим столкнуться». Николай Цискаридзе.
    202 комментария
    2K класса
    В русском стиле: Федор Добронравов показал портрет с внучками
    31 комментарий
    313 классов
    2 комментария
    12 классов
    Я к вам пишу Спасибо вам, мои корреспонденты - Все те, кому ответить я не смог: Рабочие, узбеки и студенты - Все, кто писал мне письма, дай вам бог! Дай бог вам жизни две, И друга - одного, И света в голове, И доброго всего. Найдя стократно вытертые ленты, Вы хрип мой разбирали по слогам, Так дай же бог, мои корреспонденты, И сил в руках, да и удачи вам. Вот пишут - голос мой не одинаков: То хриплый, то надрывный, то глухой. И просит население бараков: "Володя, ты не пой за упокой!" Но, что поделать, я и впрямь не звонок, Звенят другие - я хриплю слова. Обилие некачественных пленок Вредит мне даже больше, чем молва. Вот спрашивают: "Попадал ли в плен ты?" Нет, не бывал - не воевал ни дня! Спасибо вам, мои корреспонденты, Что вы неверно поняли меня. Друзья мои - жаль, что не боевые, - От моря, от станка и от сохи, Спасибо вам за присланные злые И даже неудачные стихи. Вот я читаю: "Вышел ты из моды. Сгинь, сатана, изыди, хриплый бес. Как глупо, что не месяцы, а годы Тебя превозносили до небес!" Еще письмо: "Вы умерли от водки?" Да, правда, умер, но потом воскрес. "А каковы доходы Ваши все-таки? За песню трешник - вы же просто крез!" Ах, письма высочайшего пошиба: Идите, мол, на Темзу и на Нил!.. Спасибо, люди добрые, спасибо, Что не жалели ночи и чернил! Но только - я уже бывал на Темзе, Собакою на Сене восседал. Я не грублю, но отвечаю тем же. А писем до конца не дочитал. И ваши похвалы и комплименты, Авансы мне не отфутболю я: От ваших строк, мои корреспонденты, Прямеет путь и сохнет колея. Сержанты, моряки, интеллигенты, Простите, что не каждому ответ: Я вам пишу, мои корреспонденты, Ночами песни - вот уж десять лет! Владимир Высоцкий (1972)
    13 комментариев
    154 класса
    «Весьма ленив, работы не любит и предан пьянству...». Живучие мифы о русских, созданные иностранцами прошлого. Ещё Екатерина II сетовала на то, что «нет народа, о котором было выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как о народе русском». Огромная, далёкая и загадочная страна притягивала и пугала иностранцев, а их «записки» пестрели всевозможными домыслами, породившими невероятно живучие стереотипы. На рисунке путешественника, побывавшего в России в середине XIX века, пастухи гонят стадо медведей по деревенской улице, и до сих пор иностранные туристы расстраиваются, не встретив на улицах российских городов ни одного косолапого и узнав, что русские больше не раздувают самовар сапогом... В XV - XVII веках большинство путешественников прибывали в Россию из тёплых стран, так что первое, что их поражало — наши суровые зимы. «Мороз там настолько силён, что замерзает река!» — вполне правдиво писал венецианец Иосафат Барбаро. А вот его соотечественник Амброджо Контарини, гостивший в Москве в конце XV столетия, почему-то решил, что из-за холодов жизнь в России замирает, и люди по 9 месяцев в году вынуждены сидеть дома, чуть ли не впадая в спячку. Приезжавшие в Россию иностранцы отмечали, что здесь всегда холодно, а снег выпадает чуть ли не в сентябре и не сходит до мая месяца. Рассказывали про отмороженные носы, уши, руки и ноги. В реальности же в XVI и XVII веках в Голландии и Германии было холоднее, чем в Москве. На севере Франции температура опускалась зимой до -20°С не реже, чем в средней полосе России. Даже на юге Италии и Испании знали, что такое снег. Потеплело в Европе во второй половине XVIII века, когда закончился Малый ледниковый период. Не зря парижанка, любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрён, жившая в России в конце XVIII века, писала так: «Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию». Художница вспоминала и слова будущего императора Павла I, который во время путешествия по Франции говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его». Интересно, что в середине XX века американский рабочий Роберт Робинсон, проживший в Советском Союзе 14 лет, объяснил морозами странности национального характера. Робинсон полагал, что русские ведут себя непредсказуемо из-за «страшно холодных зим», а когда температура опускается до -30 °C, русские женщины плачут и раздражаются без видимых причин. ⠀ Плотно отобедать, потом три часа поспать, затем поужинать и снова на бок — так описывает распорядок дня «ленивых русских» в «Записках о Московии» французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, посетивший Россию в 1689 году. Одноимённый труд его коллеги, Сигизмунда Герберштейна, вышедший в середине XVI века, содержит похожие наблюдения: русские плохо работают, ведут себя безответственно и много пьют. ⠀ Того же мнения придерживается и Эрик Пальмквист Шведский, побывавший в России с посольством: «Русские обладают необыкновенной физической крепостью, очень способны к труду, но при этом крайне ленивы и охотнее всего предаются разгулу, до тех пор, пока нужда не заставит их взяться за дело». ⠀ На протяжении веков, даже в академических кругах, при разговоре о России иностранцы нередко использовали цитаты из труда «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского», написанного Якобом Маржеретом в начале XVII века. Этот французский офицер с 1600 по 1606 год служил вольнонаёмным телохранителем при дворе царя Бориса Годунова и тоже весьма нелестно высказался о характере русских: «...Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле...» ⠀ Но неужели действительно лень и беспробудное пьянство — давняя характерная черта русских? Историк М.Рюмин в своей книге «Россия и россияне глазами иностранцев» говорит о том, что при внимательном отношении к русскому мировоззрению иностранцы не учли и не увидели массу факторов, из-за чего миф о русской лени до сих пор на Западе считается чуть ли не аксиомой. «Суровые природные условия жизни и история, насыщенная частыми событиями, - пишет автор, - приучила русский народ, трудолюбивый по своей сути, к «стихийной» работе. Отсюда известная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У славянских народов во все века существует «горячая пора»: уборка урожая, сенокос, посев озимых, которые нужно осуществить как можно скорее, пока не ударил мороз. В остальное время, до следующей «горячей поры», можно и отдохнуть (именно это трудно понять европейцу, привыкшему к работе строго по расписанию). Но и тогда русский крестьянин не сидел без дела - после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Даже деревенские молодёжные посиделки неизменно совмещались с рукоделием. Образ Емели, лежащего на печи, за которого всё делается само собой, «по щучьему велению» — не от лени, а от постоянной работы, от мечты об отдыхе, это реакция на труд от зари до зари. Кстати, покажите мне хоть одну сказку любого народа, в которой герой хотел бы работать целый день. При этом у русских, в отличие от множества других народов, нет сказок с сюжетом «на халяву привалило богатство»; богатство в наших сказках всегда заслужено». ⠀ Что же касается мифа о русском пьянстве, то он оказался настолько сильным и живучим, что в него поверили даже сами россияне. Неслучайно наши сограждане считают, что русский человек пил всегда, а праздничное застолье называют национальной традицией. Но давайте обратимся к историческим фактам. ⠀ Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I - сына Дмитрия Донского (к тому времени «просвещённая» Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, водка поначалу не прижилась в народной среде, предпочитавшей традиционные медовуху и пиво. ⠀ К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царев кабак». Правда, поначалу крепость водки была совсем не такой как сейчас - всего 14 градусов. Отметим также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах, прозванных в народе кабаками. Благодаря чему, пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как «принимать на грудь» разрешалось только в самом кабаке. Таким образом, о том, чтобы пьянство вошло в привычку русского народа в те годы и речи быть не могло. ⠀ Данную привычку начал усиленно насаждать сначала великий Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в Европе), а затем и Екатерина Великая, которая, не мудрствуя лукаво, прямо заявила, что «пьяной Россией легче управлять». Кроме того, повсеместное насаждение кабаков велось в интересах пополнения царской казны, ведь каждый держатель кабака облагался соответствующим налогом. ⠀ Уже в те времена все лучшие умы России осознали, к чему ведёт такая политика, и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости, а апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт (!), прошедший в 32-х губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки. ⠀ Все эти усилия привели к некоторым ограничениям политики спаивания России при царе Александре III, но затем кривая потребления алкоголя вновь стала расти и к 1914 году достигла планки 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 11 литрами). При этом уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России. ⠀ Для более наглядной картины можно привести следующий факт: в так называемой «пьющей» России, всего 100 лет назад 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (то есть вообще ни разу в жизни не пробовавшими алкоголь)! С началом Первой мировой войны в России был объявлен «сухой закон», продержавшийся до 1925 года. Но и после этого никакого чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году русские едва дотянули до 1 литра алкоголя в год на душу населения, а в 1950 году этот показатель вырос до 1,85 литра. Что касается современности, то в рейтинге самые пьющие страны мира 2022 года Россия находится на 5 месте (после Франции, Чехии, Литвы и Беларуси). ⠀ Ещё один миф о России связан с нечистоплотностью - иностранцы уверяли, что русские редко моются. Так, в начале XVII века с лёгкой руки француза Жака Маржерета Россия считалась варварской страной, чуждой нормам гигиены: «Русские, даже дворяне, все поголовно косматы, немыты и неопрятны», — пишет он. И это при том, что русские мылись в бане как минимум дважды в неделю, а некоторые европейские монархи принимали ванну лишь дважды в жизни — сразу после рождения и непосредственно перед свадьбой. ⠀ Бани у славян были известны с самой глубокой древности. Ещё в VI веке византийский автор Маврикий отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнём, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребёнка на свет у древних славян сопровождалось мытьём и даже парением в бане. ⠀ В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича. А вот свидетельство арабского путешественника и учёного Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании бань в Древней Руси: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскалённый очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв. ⠀ В «цивилизованной» же Европе о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену не знали до XIII века, пока крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву - восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани искоренили как источник разврата. Церковь запретила бани и рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения Богу. Личная гигиена в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нём по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или её не было вовсе». При этом в Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьём. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине XV века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза - при рождении и перед свадьбой. ⠀ Пока Россия регулярно мылась, Европа изобретала всё более сильные духи, о чём рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались - изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. В книге «Верные, удобные и дешёвые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов, надо натираться духами. От запаха натёртого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение своё к запахам и возвращаются сосать тело с большим ещё ожесточением, нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе; россияне же не сталкивались с подобной проблемой, так как постоянно ходили в баню. Русские бани стали распространяться во всём мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге. Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня особенно стала распространяться в Германии. «Но мы, немцы, - пишет он, - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем её названия и редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». ⠀ Английский кораблестроитель Джон Перри, прибывший в Россию по приглашению Петра I, считал, что мрачные русские умеют радоваться только двум вещам — началу зимы и её окончанию: «Русские два раза в год, при перемене времени года, изъявляют свою радость: во-первых, когда выпадает на землю первый снег, и зима настолько установится, что является возможность в санях на лошадях переезжать через лёд. Другая пора бывает после того, как лёд начинает таять, становится опасен для переправы и, наконец, ломается на куски». И действительно, в отношении русских давным-давно сложился стереотип сурового, неулыбчивого народа. При этом у любого русского человека, что называется, «душа нараспашку». Открытость, готовность помочь, поделиться последним – положительные стороны национального характера. ⠀ «Русских можно противопоставить японцам и китайцам, - пишет автор книги «Россия и россияне глазами иностранцев» М.Рюмин. - Эти восточные народы очень «закрытые», сдержанные. Они не проявляют на публике своих истинных чувств и считают искренность чуть ли не дурным тоном. Зато всегда охотно улыбаются и стремятся быть приветливыми со всеми. Русские же со своей сердечностью и широтой души могли бы быть милейшими людьми на планете, но вот эта самая суровость и отталкивает многих иностранцев от общения с нами». Среди причин, повлиявших на формирование русского характера, в числе главных называют суровый климат и исторические события. В истории России было много моментов, когда приходилось бороться с внешним врагом. Тут сыграли свою роль и войны реальные, и напряженность в отношениях с другими государствами. Всегда был какой-то «враг», перед которым нельзя было выглядеть слабым, чтобы не потерять свою независимость и жизнь. Всегда приходилось скрывать своё добросердечие, чтобы враг чувствовал силу русского народа и боялся его. «Такие тяжёлые уроки, как войны, не проходят бесследно. Русский человек вынужденно стал суровым и сердитым. Сама история научила его этому», - заключает М.Рюмин.
    145 комментариев
    743 класса
    Я НЕ БОЮСЬ ГОВОРИТЬ “ПОП”, У МЕНЯ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ – ПОПЫ. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр Андрей Мерзликин — о своём пути к Богу и своей вере: “Нам нельзя стесняться говорить о том, кто мы, во что мы верим и что мы любим. Может быть, не надо надоедать со своей любовью, но если прижмут, нужно говорить чётко, спокойно, уверенно и прямо: я — православный человек”. “Не бойся перекреститься” Нельзя стесняться перекреститься. Я это сам за собой наблюдаю, как на исповеди вам говорю. Ты идёшь и думаешь: ну, ты дома перекрестился, прочитал молитву и благословил пищу. А как только попал на съемочную площадку, вокруг тебя 50-100 человек, все сели есть, и у тебя вот эта мысль возникает: что делать, как быть в этой ситуации? И когда ты в первый раз при всех подносишь пальцы ко лбу и начинаешь креститься, — ну, это как подвиг Матросова. И думаешь: что с тобой происходит? Потом второй раз, третий, четвёртый перекрестился, — и уже понимаешь, что к тебе привыкают. И уже потом смотришь, кто-то из товарищей говорит: “Андрюха, слушай, здорово, что ты так сделал, потому что, если честно, – многие кто так хотят сделать…” То есть, нужно дерзновенно перешагивать через эти слабости, ведущие, по большому счёту, к разрушению нашей общности, которую мы составляем. Если мы все вместе, едины, то и Христос в нас жив. Нужно быть интегрированными во все сферы жизни. Быть радостными. Нельзя забывать, что наша вера – радостная. И когда мы со скучными лицами спорим, кому-то доказываем об истинности нашей веры — конечно, мы проигрываем любому человеку. Либо уж ты не спорь, либо просто будь радостным. Самое же главное – когда ты не боишься вслух декларировать, кто ты есть на самом деле, что ты православный — появляются и те самые люди, которые помогут тебе не утонуть, помогут в любой ситуации, станут рядом, а если ты где-то ошибёшься, ударят по носу – легко, а иногда и сильнее… Андрей Мерзликин о семье: Я крещён с рождения. Как-то решил задать маме вопрос: “Мама, а когда меня крестили”? А она говорит: “А тебя крестили сразу, когда ты родился. Для того чтобы тебя крестили, я ушла из комсомола. Меня “поперли” из-за того, что я венчалась”. Я говорю: “А почему ты венчалась”?— “А потому что мама с папой так делали”. Она не была человеком, ходившим в храм, верующей – нет, она была комсомолкой, приехала из Вологодской области в Москву, работала на Шарикоподшипниковом заводе, на станке, в ночные смены, это было крайне тяжело. Нашла другого пацана с Воронежской области, он на соседнем станке работал. Познакомились. Это был мой будущий папа, Илья. Они дружили и решили жить вместе. Но для этого сказали, что надо повенчаться. Почему? А потому что у мамы родители так делали. И у папы родители так делали. И они повенчались и расписались в тот же день. Я об этом долго не знал, узнал буквально недавно, и у меня пробежал такой “холодок” хороший. Я обрадовался, до слёз просто. Потому что уже понял, что, оказывается, это важно. Скоро будет уже 50 лет, как они вместе. Я говорю: “Мама, ты же понимаешь, а ведь благодаря только тому, что вы повенчались, пусть неосознанно, вы и прошли перестройку, все эти падения, безденежье, ругани и все испытания, какие только можно…” Они всё это прошли, и я счастлив, что сейчас они вместе, живы-здоровы. И дети, и внуки, и всё, что есть, – по большому счёту, это все плоды одного поступка, как я считаю. И всякий раз, когда я прихожу к маме в гости, ей говорю: “Мама, а это потому, что вы венчались”. Вот мне дали Заслуженного артиста России. Я говорю: “Мам, а это потому, что вы венчались! (аплодисменты в зале). И Господь нас ведёт, помогает – и тебе, и мне, чтобы я не упал куда-то…” И благодаря этому я в своё время и со своей будущей супругой встретился. Мамой четверых наших детей”. Андрей Мерзликин.
    143 комментария
    1.1K классов
Книги — корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бекон
________________
картины JUDY GIBSON
Почти по Гоголю.
— Что, сукин сынку, помогли тебе твои немцы?!
Рисунок из журнала «Крокодил», 1943 год.
#советскиежурналы #литсалон
Принцесса Алиса Баттенберг. Какой была мать принца Филиппа и свекровь королевы Елизаветы II. Когда в 1946 году принц Филипп Греческий и Датский встал на колено перед принцессой Елизаветой, делая ей предложение, в его протянутой руке сверкало дорогое кольцо с бриллиантами. Принц Филипп не был достаточно богат для колец такого рода, поэтому Елизавета наверняка предположила, что оно досталось её жениху по наследству. В действительности же это помолвочное кольцо было изготовлено из переплавленной драгоценной тиары его матери, принцессы Алисы, которую некогда подарила ей в честь свадьбы её тётя — последняя русская императрица. Вся жизнь матери принца Филиппа и свекрови Елизаветы II, Алисы Баттен
Майя Плисeцкая о возpасте, жизни, любви... — От морщин никудa не деться… Но молoдящийся стаpичок или старушка — это смешнo… Знаeте, есть cтapый сад и новый cад. Но ухожен он или нeт — это уже совсем другое делo. То же самое с лицoм человека: вcегда видно — уxoжено оно или запущено.
Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду.
Невзирая на нечто ужасное,
Не текут даже в черной тени –
Волны, пенье, сиянье напрасное
И напрасные слезы и дни.
Выпадало нам самое разное,
Но ни разу и в черных веках –
Рожь напрасная, вечность напрасная
И напрасное млеко в сосках.
Дело ясное, ясное, ясное –
Здесь и больше нигде, никогда
Не бывает напрасным прекрасное!
Не с того ли так тянет сюда
Сила тайная, магия властная,
Звездный зов с берегов, облаков –
Не бывает напрасным прекрасное! –
Ныне, присно, во веки веков…
Юнна Петровна Мориц 1979г.
Весной и летом Андрей Андреевич ходил в белой одежде. Ночью можно было увидеть его белый, светящийся в темноте силуэт – он бродил по потайным тропинкам Переделкино и в эти моменты … сочинял стихи. Вознесенский писал не за письменным столом, не в кабинете – он вышагивал стихи, выслушивал, высматривал их. Темнота или густые летние сумерки – и человек в белом костюме движется и слушает стихотворный ритм…(Из воспоминаний поэтессы Олеси Николаевой)
Неоднозначный, футуристически-сложный и самобытно-яркий, неиссякаемый источник литературных споров и любимейший пример для подражания у молодых поэтов – таким он вошел в историю русской поэзии.
Андрей Вознесенский (12 мая 1933, Москва — 1 июня 2010, П
Звонкое лето в наряды одето,
Свечи каштанов горят.
Вечер сиреневый шалью на плечи,
А по ночам звездопад.
Пух тополиный всё заметает,
Белая кружит метель.
В травах высоких, будто бы шёлком,
Выстлана мне постель.
В белых ромашках летают стрекозы,
Воздух прозрачный звенит.
Ветер-бродяга в березовой роще
Что-то своё шелестит.
Нежные розы подарит шиповник,
Запах у липы, как мёд.
В поле подсолнухи, как ясно солнышки,
Красное лето нас ждёт!
#СтихиОтАвтора#ГалинаСимонова
«Он подписал мне смертный приговор». Какую роль сыграл Сталин в судьбе писателя Булгакова. В жизни Булгакова очень большое значение имело понятие судьбы. Оно часто возникает в его письмах и дневниках. Да и неслучайно самая его личная и, в сущности, автобиографическая книга «Жизнь господина де Мольера» заканчивается словами биографа Мольера - Лагранжа, который говорит о смерти великого комедианта так: «Что же явилось причиной этого? Что? Как записать?.. Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала!.. Причиной этого явилась судьба». Нечто похожее мог бы сказать про себя и сам Булгаков. Вся его жизнь - это по сути и был поединок с судьбой. Он ощущал себя самым несчастным, самым гон
Показать ещё