Это интересно!
Сейчас на этом месте размещается Несвижский молодежный центр. В 1892 г. костел переоснастили в Георгиевскую церковь.В 1950-е гг. он был разрушен.
Мужской монастырь бернардинцев. Эта обитель действовала в Несвиже на протяжении 300 лет.
Для монахов-бернардинцев в Несвиже строится монастырь с костелом, который в 1603 г. освящен в честь святой Екатерины Александрийской. Строительство комплекса было начато в конце XVI в. по приказу первого ордината несвижского Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Необходимо отметить, что задумка пригласить бернардинцев в Несвиж и построить для них монастырь и костел принадлежала жене Сиротки Эльжбете Евфимии, которая умерла в 1596 г. в возрасте 27 лет. Таким образом, вдовый князь, строя этот монастырь, исполнял волю своей покойной супруги.
Монастырь действовал с 1598 по 1892 г.
Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» Большим влиянием в Несвиже пользовались иезуиты. . Еще одним орденом, миссия которого действовала в древнем городе, были бернардинцы.
Орден был основан в 1098 г. во Франции монахами-бенедиктинцами и члены его общины стали называть себя цистерцианцами. Наибольшего влияния орден достиг в XII в., когда был реформирован деятелем католической церкви, теологом, происходившим из знатного бургундского рода, Бернаром Клевросским. После нее монахов общины стали называть бернардинцами, а орден - бернардинским.
Бернардинцы относятся к так называемым нищенствующим монахам. Устав ордена, принятый в 1119 г., предписывал физический труд и аскетический образ жизни. Уже в XIV в. орден пришел в упадок, но в XVI-XVII вв. его деятельность значительно оживилась в связи с Контрреформацией.
Цистерцианцы были третьим и наиболее популярным ответвлением средневекового монашества. Они стремились к тому, чтобы возродить первоначальный бенедиктинский устав во всей его простоте и аскетичности, что вылилось в значительное сокращение вставок, расширявших богослужение, ограничение деятельности по переписыванию книг и возврат к физическому труду. Монахи вели отшельнический образ жизни в общинах, почти полностью отделенных от мира, и соблюдали Правило святого Бенедикта настолько буквально, насколько это было возможно. И тем не менее при всем стремлении возродить бенедиктинское монашество в его первозданном виде, бернардинцы вводили отдельные изменения в соответствии со своими целями, т.е. стремились во все внести аскетический и созерцательный элементы. Их аскетизм выражался в ручном труде и подвижничестве (в несении креста Христова без каких либо послаблений). Охраняя свою созерцательную сосредоточенность, они отказались от всех форм апостольского и священнического служения, соблюдали молчание и не заботились о здоровье. При этом монахи всегда сохраняли любовь ко всем созданиям Божьим и проявляли чуткость к человеческим нуждам. Они возделывали поля, становились специалистами-скотоводами и даже прославились производством хлеба, прекрасного сыра и других продуктов питания.
Главными особенностями, отличавшими жизнь бернардинцев, были бедность и ручной труд. Они понимали бедность гораздо шире, чем только достижение внутренней отрешенности и изживание в себе духа собственности, как это требовалось от монахов вообще. Они исповедовали нищету как средство личного самоограничения, а аскетизм - как общинное свидетельство.
Что бы ни рассматривалось - богослужение, которое было упрощено и сокращено, архитектура, да, впрочем, и весь образ жизни бернардинцев, - всегда создается впечатление простоты, отмеченной осмотрительностью. Полностью устранив помпезность и церемониальность, все следы пышности и показной парадности, монахи стремились только к тому, чтобы жить в соответствии с Правилом, не отступая от его принципов и занимаясь всю жизнь только молитвами и физическим трудом.
Итак, для монахов-бернардинцев в Несвиже строится монастырь с костелом, который в 1603 г. освящен в честь святой Екатерины Александрийской. Строительство комплекса было начато в конце XVI в. по приказу первого ордината несвижского Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Необходимо отметить, что задумка пригласить бернардинцев в Несвиж и построить для них монастырь и костел принадлежала жене Сиротки Эльжбете Евфимии, которая умерла в 1596 г. в возрасте 27 лет. Таким образом, вдовый князь, строя этот монастырь, исполнял волю своей покойной супруги.
Монастырь действовал с 1598 по 1892 г. По завещанию умершей княгини на строительство монастыря был передан доход от имения Кореличи. Сиротка предоставил бернардинцам также доход от имения Чановичи, огород, луга и лес в окрестностях Несвижа. В 1617 г. Ян Юрий Радзивилл дал монастырю надел леса и мельницу. В XVII в. к комплексу монастырских построек прибавились две часовни святых Франциска и Анны. В одной их них были перезахоронены останки тещи Сиротки Кристины Евфимии.
С 1628 г. при монастыре работала школа теологии, которая в 1654 г. была преобразована в школу философии. Через год в монастыре случился пожар, и пострадавшее здание отстроили только к 1662 г. Упомянутая уже школа философии начала работать в 1731 г. и действовала до 1864 г.
В костеле монастыря находились чудотворная статуя «Распятие», надгробия фундаторов из знатных магнатских и шляхетских фамилий. При храме числились три братства. 1793 г. ознаменовался еще одним пожаром, который уничтожил и костел, и корпус монастыря. В начале XIХ в. новый, выстроенный в стиле классицизма монастырь продолжил свою деятельность. В 1804 г. в монастыре было 15 монахов, 12 студентов, а библиотека насчитывала более 1 тыс. томов уникальных печатных и рукописных книг. Но в 1864 г. несвижские бернардинцы были обвинены в пособничестве восставшим патриотам, и монахов выслали в Литву.
В 1892 г. костел был преобразован в православную церковь, которую освятили в честь святого Георгия. Находившиеся в подвалах склепы с захоронениями замуровали. Монастырские корпуса были переоборудованы под казармы, в которых разместили солдат 40-й артиллерийской бригады.
Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена. После освобождения Несвижа от немецко-фашистских захватчиков строение разобрали. Сегодня от огромного комплекса остались только две постройки как напоминание о некогда грандиозной и величественной обители.
Александр Адамович Ярошевич в районной книге «Памяць» опубликовал сведения о еще одном орденском монастыре М.Х. Радзивилла Сиротки — мужском монастыре бернардинцев. Эта обитель действовала в Несвиже на протяжении 300 лет.
Сиротка основал ее в 1598 г. по воле своей умершей к тому времени жены Эльжбеты Евфимии (из семьи Вишневецких), которая завещала на ее строительство доход от имения Кареличи. Со своей стороны он передал приглашенным в Несвиж бернардинцам доход от имения Чановичи, а также огород в 3 морга и 20 прутов, 28 моргов лугов и 6 моргов леса в окрестностях Несвижа. В 1617 г. Я.Ю. Радзивилл добавил к этому пожертвованию отца водяную мельницу, рыбный пруд и лес около Погорелого.
Костел построен усилиями и волей Сиротки и освящен виленским епископом Б. Войном в честь св. Катерины. (Здесь сделаю отступление и напомню, что именно так звали дочь М.Х. Радзивилла. Кажется, Сиротка был непрочь связывать названия возводимых им костелов с именами своих родственников.)
В XVII в. к костелу св. Катерины пристроили каплицу св. Франциска и св. Анны.
В 1628 г. при монастыре действовала школа теологии, которая впоследствии
В 1654 г. поменяла название на более общее — стала школой философии.
В 1655 г. монастырь сгорел, но уже до 1662 г. был полностью обновлен. Школа философии, после своего восстановления в 1731 г., действовала вплоть до 1864 г.
В здании костела находились надгробия фундаторов из известных магнатских и шляхетских родов. Находилась здесь и, может быть, единственная в своем роде чудотворная статуя, которая называлась «Распятие».
В 1793 г. костел св. Катерины и корпус монастыря опять подвергся воздействию огня. Но уже в самом начале XIX в. был полностью восстановлен — на этот раз в стиле классицизма. Первый камень был заложен епископом Дереком в 1802 г.
В 1804 г. в монастыре находилось 15 монахов и 12 студентов. При этом в библиотеке насчитывалось 1 199 книг.
В 1861 г. несвижские бернардинцы были обвинены в поддержке известного восстания и разосланы по разным населенным пунктам: в Кретинг (Литва), Кимбарайк (близ Мозыря) и Городище (близ Баранович).
В 1892 г. костел переоснастили в Георгиевскую церковь.
В 1950-е гг. он был разрушен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев