Пересматривала я его давно, в мельчайших деталях не помню, смотреть его крайне тяжело. Не потому, что там мучительный сюжет и кто-то умер (не "Девять дней одного года", нет-нет) или что-то донельзя пронзительное. А именно из-за того, о чем я и написала - сейчас мы знаем, что случилось потом. И наблюдать это придурковатое брождение формата "ленивая производственная тягомотина" вокруг самой ужасной силы природы, известной нам на сегодняшний день, - просто страшно.
Если захотите глянуть, то увидите там абсолютно пропитого к тому моменту папу "оступившегося Миши", который традиционно изображает все самое хорошее, моральное и принципиальное. Присланный на АЭС в виде не помню кого (чуть ли не парторга?), он активно противостоит безобразной "гонки плана" и выжиманию из АЭС все новых и новых мегаватт. Гоняет двух олигофренов, взятых на станцию дежурными чуть ли не из детской комнаты милиции, которые буквально не понимают, где находятся и что вокруг происходит. Я не шучу - два умственно отсталых неграмотных рыла посажены следить за приборами. И, естественно, не следят. Правда, в дальнейшем О. Ефремов в роли вселенского добра запрещает их гнать совсем со станции, берется за... выращивание из них ученых, а также дает одному из них квартиру, так как тот уже обрюхатил местную девицу и всюду жизнь и мы самая гуманная власть на свете. При огромном дефиците жилья для научных работников станции - многие живут, будучи уже в летах, в общежитии по трое или четверо.
Директор станции отсутствует в принципе. Он то в Швеции, то в Англии, то во Франции, то в Японии. Время от времени звонит и, экономя валюту на международных звонках, пару секунд выслушивает сбивчивые отчеты о положении дел на станции и отключается. В финале он все-таки материализуется на рабочем месте в виде Р. Плятта, который откровенно плох в этой роли, так как ему скучно, играть там нечего и он, не хуже двух дебилов-дежурных, не понимает, где находится и зачем.
Впрочем, добро побеждает зло - глупого заместителя, который требовал миллион гигаватт сверх плана и чуть не довел до аварии, "ставят на место" (не выгоняют никуда, естественно). И О. Ефремов на негнущихся ногах, поддерживаемый Т. Лавровой, которая тоже не понимает, зачем она встряла в этот фильм помимо того, что деньги нужны, уковыливает куда-то в закат. Впрочем, Лаврова в своем обычном амплуа — "а помнишь, ты любил меня когда-то". К атомной станции не имеет почти никакого отношения, но прилежно торчит в каждом кадре для оживления унылого пейзажа.
И эта "битва за урожай", написанная и снятая по самым тоскливым и избитым клише производственной драмы, и была-то несмотрибельной, а сегодня, когда мы, как никто и никогда, поняли, что бывает, если атомной энергией заниматься как силосной башней путем партийных съездов - приобрела совершенно инфернальную окраску.
@she_nevrastenik
Нет комментариев