История жизни, любви и творчества великого композитора.
Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день с Иосифом Сталиным: на 40 минут позже и по той же причине - кровоизлияние в мозг. Конечно, кончина последнего затмила смерть композитора. Все, кто хотел прийти проститься с Прокофьевым, приходили к его дому с комнатными цветами в горшках – других в Москве в тот день было просто не купить, все цветы «достались» Сталину. Да и подобраться к дому, чтобы проститься с Сергеем Сергеевичем, было проблематично: гроб с телом вождя поместили неподалёку, в Колонном зале Дома Союзов, повсюду установили оцепление, поэтому друзья и близкие не могли попасть в дом Прокофьева. С большими сложностями двумя днями позже его тело доставили в Дом композиторов, где очень скромно прошла гражданская панихида: у гроба Прокофьева стояла его вдова и всего несколько человек. Дмитрий Шостакович произнёс траурную речь, Самуил Фейнберг сыграл Баха, а Давид Ойстрах проводил друга в последний путь звуками его Скрипичной сонаты. Вот так, смерть гения незаметно потонула в глубокой истерической скорби, охватившей советский народ, который потерял своего вождя.
Удивительное наложение двух этих событий многие биографы и историки трактуют как некий выразительный знак, перекрёсток, на котором сошлись две силовые линии высокой степени напряжения: история сталинской империи и личная судьба её «блудного сына», музыкального гения Сергея Прокофьева. Его, вернувшегося на Родину накануне репрессий, в 1936 году, после десятилетнего пребывания на Западе, политическое руководство страны, мягко говоря, не любило. И многие спрашивали: почему же 45-летний Прокофьев, имевший семью и вполне обеспеченный на Западе, вернулся на Родину на рубеже её мрачнейшего периода - тогда, как многие искали возможность уехать? Что-то вроде ответа можно получить, читая дневник Сергея Прокофьева, где он пишет, что чувствует, как сталинский режим хочет заманить его на родину.
Самим фактом появления этого дневника мы обязаны сыну композитора, скульптору Олегу Прокофьеву, матерью которого была испанская певица Каролина Лубера: именно он перевёл и отредактировал записи. Олег - рожденный в Париже, воспитанный в России и поселившийся в 1972 году в Британии - утверждает, что его отец всё больше разочаровывался в западном образе жизни по мере того, как «великолепие 20-х годов сменялось горьким похмельем 30-х». «Мой отец никогда не говорил о своём сожалении по поводу решения вернуться в Россию. Пока в Европе поднимал голову фашизм, искусство не могло дышать свободно и было обречено на гибель. Оставался выбор между Америкой и Россией. Но отец был сыт по горло сольными фортепианными концертами». Однако, для семьи композитора сталинская Россия оказалась далека от той идиллической страны, которую они себе представляли.
⠀
Своё первое музыкальное произведение будущий композитор сочинил в пять с половиной лет. Это была фортепианная пьеса под названием «Индийский галоп». В таком возрасте большинство детей и слов таких не знает, поэтому записать этот «Галоп» Сергею помогла его любящая мама. Именно она, любительница музицировать, определила для своего сына будущую профессию и стала его первой музыкальной учительницей.
⠀
В 9 лет Серёжей Прокофьевым была написана первая опера, а в 11 - ему устроили прослушивание у маститого композитора Сергея Танеева, который прослушав его сочинения, попросил коллегу Глиэра позаниматься с юным дарованием. А дальше было поступление в Петербургскую консерваторию, где Прокофьев представил комиссии две папки своих сочинений, содержавших четыре оперы, две сонаты, симфонию и фортепианные пьесы. И это-то в 15 лет! Неудивительно, что, закончив консерваторию, Прокофьев победил в конкурсе среди пяти лучших выпускников, за что получил золотую медаль и особую премию имени А. Рубинштейна – хороший рояль.
В то время Прокофьев был уже знаменитостью. Он впервые всерьёз заявил о себе ещё в 1908 году на концерте кружка «Вечера современной музыки», после чего рецензенты захвалили его и за талант, и за оригинальность. Но, конечно, не всем музыка Прокофьева пришлась по вкусу. В 1913 году на одном из его выступлений вышел крупный скандал: композитора высокомерно обозвали «фортепианным кубистом и футуристом», но всё это только способствовало популярности Сергея Сергеевича.
⠀
В 1915 году состоялось его первое заграничное выступление - в Риме, по приглашению самого Дягилева. И заграница Прокофьеву понравилась. А вот то, что случилось в России в октябре 1917 года, не понравилось совершенно. «Ехать в Америку! Конечно! Здесь – закисание, там – жизнь ключом, здесь – резня и дичь, там – культурная жизнь… Колебаний нет. Весной еду!», - напишет он. И уедет в мае 1918-го.
⠀
К тому времени характер композитора и его имидж полностью сложился. Он любил эпатировать, одевался в яркие костюмы, выступал в футуристических кафе, предпочитал дорогие вещи – костюмы, галстуки, одеколоны, вина. Но в Америке ему так и не удалось стать «своим» - не прижился, хотя и не особо старался: первое произведение, написанное им на чужбине, было абсолютно российским по своему духу, за что у Прокофьева появилось новое прозвище - «музыкальный большевик».
⠀
В 1922-м композитор переезжает во Францию, в Париж, да не один, а со своей невестой Каролиной, с которой они познакомились ещё в 1918 году в Нью-Йорке после его музыкальной программы в Карнеги-Холле. В то время Лине был 21 год, она была удивительно похожа на звезду немого кино Терезу Брукс, и мужчины просто не могли пройти мимо неё. Как и Прокофьев, который сразу заметил в толпе красивую темноволосую девушку и пригласил её войти.
⠀
Каролина Кодина прекрасно пела, и вот уже вскоре они концертировали вместе - русский пианист, композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано Любера (в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки). Между гастролями пара обвенчалась, а в феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав.
И надо признать, Лине удивительным образом удавалось совмещать сразу три, казалось бы, несовместимые роли – светской дамы, певицы и жены композитора. Она заботилась не только о быте Прокофьева, но и организовывала гастроли, переезды, вела переговоры, делала переводы на разные языки. И во всём и всегда поддерживала мужа. Поэтому когда Прокофьев захотел после затянувшихся на 18 лет гастролей вернуться в СССР, Лина поставила окончательную точку в его метаниях. Ведь в СССР Прокофьеву пообещали возможность писать музыку, тогда как на Западе он вынужден был, как Стравинский и Рахманинов, заниматься исполнительской деятельностью, чтобы прокормиться. Лина обожала мужа и понимала, что для него на первом месте – творчество, а значит - вариантов нет, нужно переезжать.
⠀
В 1936 году семья Прокофьева (в которой было уже двое детей) вернулась в Советский Союз. Дети учились в англо-американской школе. Лина и здесь была в центре внимания – блистала на приёмах в многочисленных посольствах. А Прокофьеву действительно разрешили творить, но достаточно быстро уточнили, как на самом деле должен творить советский композитор. Так Прокофьеву пришлось играть по новым правилам - как сказал он сам, «приспособил свой музыкальный язык к стандартам соцреализма», не погрешив при этом против качества, и создал настоящие шедевры мирового уровня во всех жанрах: от грандиозной оперной эпопеи «Война и мир», написанной в военные годы, до тонких балетных материй «Ромео и Джульетты» и «Золушки». Даже советский «композиторский оброк» - «Здравицу» в честь Сталина к 30-летию Великого Октября - Прокофьев писал с настоящим вдохновением.
⠀
Уже в первое десятилетие после возвращения на Родину Прокофьев стал главным советским классиком, народным артистом и рекордсменом по количеству Сталинских премий. Но и любимца Сталина не миновал «барский гнев». В феврале 1948 года «Правда» опубликовала Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», где опера стала только поводом для разгрома первых лиц композиторского цеха СССР: Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и ещё нескольких известных всей стране «антинародных формалистов».
Но в отличие от своих коллег - воспитанников советской власти, Прокофьев имел за плечами эмигрантское прошлое и «грехи» модернизма, поэтому ситуация для него была особенно серьёзной. Несмотря на его независимый характер, ему всё же пришлось «преклонить колена» перед председателем Союза композиторов Тихоном Хренниковым и написать ему покаянное письмо. Далее же последовали официальный запрет на исполнение целого списка произведений Прокофьева, скандал с американским антисоветским фильмом, где была использована его музыка, отказ в постановке оперы «Повесть о настоящем человеке» и арест его жены Лины, осужденной на 20 лет за шпионаж…
⠀
К тому времени они уже были в разводе. Ещё в 1938 году Прокофьев отправился отдыхать в Кисловодск, откуда буквально в первые дни написал жене: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…» Лина даже не напряглась, а зря. Перед преследованиями Миры Мендельсон Прокофьев не устоял. Более того – курортный роман перерос в нечто большее: в 1941 году композитор ушёл из семьи, и хотя сердце Каролины разрывалось на части, не было ни слёз, ни скандалов, ни просьб. Она продолжала любить мужа и была уверена, что их разрыв – временный. До тех пор, пока он не предложил развестись… 15 января 1948 года Прокофьев женился на Мире Мендельсон, и не прошло и месяца после этой свадьбы, как его первую жену арестовали…
⠀
В сложный период своей жизни композитор старался держать лицо и «делать что должно» - писать музыку. Но здоровье его серьёзно пошатнулось: летом 1949 года он пережил инсульт. Через некоторое время гнев вождя сменился на милость, запрет на исполнение музыки Прокофьева был снят, сам же он получил хорошую государственную пенсию. Но это уже ничего не могло поправить. Здоровье его было подорвано, и хотя Прокофьев продолжал спасаться работой, прежняя энергия творчества осталась в прошлом.
⠀
Умер композитор, так и не закончив много своих сочинений. Только спустя две недели - 18 марта - газета «Советское искусство» опубликовала некролог. Сталин был уже мёртв, но даже здесь по инерции Прокофьеву припомнили «ложные увлечения модернизмом» в период его эмиграции.
А Королина узнала о смерти бывшего мужа в лагере – одна из заключённых по радио услышала концерт памяти Прокофьева и рассказала ей. Кажется невероятным, но она горько оплакивала человека, бросившего её с сыновьями в тяжёлое время на произвол судьбы, человека, по вине которого она и попала в лагерь. В 1956 году Лина была освобождена, и как вспоминали современники, буквально через два дня уже снова была образцом элегантности. Практически сразу она заявила о своих правах на наследие композитора. И вот тут-то и оказалось, что гений оставил после себя сразу двух вдов (развод не был оформлен надлежащим образом). Это пикантное обстоятельство вошло в практику юриспруденции под названием «казус Прокофьева».
⠀
В 1974 году 77-летняя Каролина Кодина уехала на Запад и больше не вернулась. Однако беженкой советские власти её объявлять не торопились – боялись политического скандала: вдова великого Прокофьева попросила политического убежища на Западе. Она жила в Париже и Лондоне вместе со своими сыновьями и умерла в 1989 году вскоре после своего 91-го Дня рождения. А вот в СССР её имя долгое время не вспоминали, его не было ни в одной биографии Прокофьева. И всё потому, что шестикратному обладателю Сталинской премии, одному из самых прославленных композиторов, не пристало иметь супругу-иностранку. Эту женщину безжалостно вычеркнули сначала из жизни Прокофьева, а потом и из воспоминаний о нём. В биографии композитора осталось место только для Миры Мендельсон – «образцовой» жены по всем показателям.
⠀
Что же касается детей Сергея Прокофьева, то в то время, когда их мать отбывала ссылку, они жили вместе, но отдельно от отца. Прокофьев помогал им материально, но держался отстранённо. Сыновья регулярно пересылали матери продукты, а Олег даже ездил к ней в лагерь. А когда много лет спустя их матери удалось уехать за границу, Олег и Святослав тоже покинули СССР и до конца жизни не испытывали соблазна вернуться. Попасть на Родину предка удалось только внуку великого композитора, музыканту Габриэлю Прокофьеву, который рассказывал о своих впечатлениях так:
«Мой отец бежал из России как диссидент и не мог с собой взять ничего. Поэтому у нас никогда не было семейных реликвий. А тут я увидел чемодан, ручки, игральные карты, шахматы деда. Он обожал игры! Особенно был помешан на шахматах, даже изобрёл шестигранную шахматную доску. Но главное, я понял: в России его помнят и любят. Его музыка по-прежнему живёт, не смотря на то, что прошло уже 80 лет… В нашей семье, кстати, музыка деда звучала постоянно, как и его имя - бабушка любила его до конца дней и до последнего занималась продвижением его творчества за границей. Думаю, она была бы счастлива узнать, что её внук вернулся на историческую Родину, и снова фамилия Прокофьев зазвучала и заиграла на русской сцене…»
В нашем паблике об историях любви мы каждый день публикуем интересные статьи. Подписывайтесь, чтобы не потерять Про любовные истории
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев