Как и многие христианские праздники, он "позаимствован" у славян.
Славянское названия Пасхи – Великодень, т.е. день, когда он становился «великим» (длиннее ночи). У древних славян в этот день начинался новый календарный год.
Названия праздника у славянских народов: др.-рус. Великодень; укр. Великдень; белор. Вялікдзень; сербохорв. Великден, Ускрс; болг. Великден; макед. Вазам, Вузам; словен. Velika noč, Vuzem; польск. Wielkanoc; чеш. Velikonoce; словацк. Veľká noc; в.-луж. Jutry.
Пасхальный Кулич - высокий хлеб с яйцами, языческий символ бога плодоношения. Кулича не было в Пасхе Ветхозаветной, как и вообще в христианстве. Кулич - символ Мужской силы и плодородия (фаллическая форма, политая белым кремом из взбитых яиц). Творожный пирог (Пасха) - символ женского плодородия. Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом «Кол» (стержень), женской силы - словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений.
Крашеное пасхальное яйцо в славянской культуре является символом возрождения, образом рождения мира. Яйца раньше катали с горки, дарили друг другу. Это память о древнем происшедшем катаклизме 14 000 лет назад - падении одной из двух Лун на Землю, которое повлекло Великий потоп. Это событие и воспроизводят дети, когда стукают варёные яйца друг о друга.
Предки писали на птичьих яйцах магические заклинания и молитвы, приносили их на языческие капища, клали к ногам идолов. Восточные славяне посвящали расписанные яйца Перуну. В славянских городах влюбленные дарили весной друг другу крашеные яйца в знак симпатии.
Яйца различаются на писанки и крашенки. Писанки – это славянская роспись на неварёном яйце, а крашенки – на варёном. Они имеют обрядовое и обереговое значение. Их кладут в колыбель к младенцу, дарят молодожёнам на свадьбу, ими поминают предков. Крашеные яйца могут покрываться сотнями обереговых символов, каждый из которых защищает от определённой напасти – от болезней, наговора, разлуки, зависти и пр.
На Пасху исполняется волочебный обряд: мужская компания, состоящая в основном из молодых парней, мальчики 8-12 лет или бродячие странники, калики перехожие - ходят от двора ко двору, поют волочебные песни, напоминающие зимние колядки. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке дома. В ней прославляется умелое ведение хозяйства, благоустройство, порядок в доме, благополучие в семье. Прославляются красавицы-рукодельницы дочери и умелые здоровые сыновья. В обряде порой присутствовуют скоморошные забавы. За это хозяева одаривают волочебников крашеным яйцом, пирогом, а также салом, сыром или другими угощениями.
«Волочебниками» у русских называются три дня — суббота, Великдень и следующий понедельник. У украинцев был «Волочильний понеділок», у белорусов «волочевники» разделяются на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник.
На Пасху устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами и играми, «ярмарками невест», качелями. Девушки поют веснянки, а вслед за ними ходят и маленькие дети.
На Велик день каждый хотя бы несколько раз старается ударить в колокол. Это приносит счастье, лучше родится гречка.
Дети обращаются к солнцу с песенкой:
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
==
Хуторской, А.В. Славянская педагогика : учебник для вузов / А.В. Хуторской. — Москва : Издательство «Эйдос», 2023. — 298 с. — (Серия «Высшее образование»). https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/slavic_pedagogy/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев