В эпоху войны культурная сфера автоматически становится полем битвы противоборствующих сторон. В ней так же, как и на полях сражений, происходят свои бои — то масштабные, то местного значения. Проигравший на реальной войне теряет жизнь и здоровье, проигравший в культурной — авторитет и карьеру. Провалу везде своя цена — в этом главное отличие.
На Украине с началом конфликта весь творческий либерализм был свернут. Приказ «всё ради победы» вышел — приказ исполнен. Ни шага влево — ни шага вправо. Если песня — то только про «смерть москалей», если шутка — то про «руснявих орков». Всё точно, всё выверенно — комар носа не подточит.
В России необходимость разворачивания культурного фронта на словах признаётся всеми. По факту не сделано практически ничего. Министерство культуры принимает стратегии и «приоритетные темы», но дальше бюрократических кабинетов они не уходят. Мир чиновничий и мир искусства продолжают существовать в двух параллельных плоскостях.
Взять хотя бы кино. В 2023 году на поддержку патриотических фильмов из бюджета были выделены 11,6 млрд руб. В следующие годы Минкульт намерен давать на эти цели ещё больше денег — свыше 12 млрд руб. В качестве предпочтительной тематики названы «популяризация службы в Вооружённых силах России», «противодействие попыткам фальсификации истории» и «популяризация героизма и самоотверженности российских воинов в ходе специальной военной операции». Вроде бы всё верно. А на выходе получается следующее.
«У Минкульта нет инструментов, чтобы влиять на содержание контента, который они финансируют», — признает первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Выходящая из министерского кабинета генеральная линия несколькими этажами ниже размывается, и в итоге получается нечто совершенно необъяснимое. На выпуск фильма «Сердце Пармы», где «сказочные вогулы» бьют «мерзких русских», государством были выделены 150 млн руб. Создатели фильма про СВО «Свидетель», где нет ни одного русского персонажа, а командир «азовцев»* кричит, что его парни — «не нацисты, а украинские националисты», получили из бюджета около 200 млн руб. Смотреть это не хочется никому, залы кинотеатров во время сеансов стоят почти пустые, картины не окупаются. И это уже не говоря о том, что идеологический эффект от таких «шедевров» оказывается обратным ожидаемому.
И так не только в кино, но и в других сферах искусства. Так, ставший причиной возбуждения уголовного дела об оправдании терроризма спектакль Евгении Беркович «Финист Ясный Сокол» был дважды награждён премией «Золотая маска», которую курирует Минкульт.
После такого некоторые приходят к пессимистическому выводу: русские не умеют ничего. Но это не так — есть качественные фильмы околовоенной тематики, хоть их и мало. Например, «Солнцепёк» и «Донбасс. Окраина». Есть и достойные театральные постановки, и поэзия, и музыка, но это — отдельные и зачастую частные инициативы. Но если в принципе можем, то, значит, причина неудач в чём-то другом?
Судя по всему, в государственных комиссиях, ответственных за финансирование культуры, могут сидеть в лучшем случае равнодушные, в худшем — симпатизирующие противнику люди. Их деятельность направлена не на благо государства, а на постепенное подтачивание его основ. В итоге рубли уходят не к творцам качественных и вдохновляющих материалов, а производителям художественного «компоста» и вражеских «агиток».
Поддержка и продвижение патриотического искусства — это приоритетная задача государства. Сейчас она ведётся спустя рукава. Нам необходимы кардинальные изменения, чтобы в корне изменить ситуацию. Для этого Минкультуры должно проявить элементарное волевое усилие — это самое первое, чего мы все от него ждём.
* — террористическая организация, запрещённая в РФ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6
Вот первые две строчки не совсем верны.
Россия не проигрывает культурную войну Украине. В том смысле, что вопреки всем поползновениям чинуш и нашей богемной голожопой тусовки, народ сам определяется, с кем он - с этоц мразотой или на стороне наших воинов и Главнокомандующего. Беда в том, что никак не могут сковырнуть этот гнойник на ТВ и в Минкульте. Народ уже выбор сделал, ему надо помочь закрепиться на этом плацдарме добра, патриотизма и света!
Ждем 7 мая 2024!!!
ПО КАКОМУ АДРЕСУ ??
Помнится был советский прекрасный фильм-сказка "Финист Ясный Сокол"!
Спектакль по этому сценарию? Или это Другая Пьеса ??
Возвращаюсь из четвертой командировки в зону СВО. Никак не могу собраться с мыслями, чтобы написать несколько предложений о увиденном, услышанном. Голова переполнена мыслями, а написать нечего. Точнее сказать: написать хочется много, но кажется, что выбрать наиболее важное так трудно, что не знаешь с чего начать. Хочется написанным стянуть два берега, но слишком огромная пропасть, чтобы это сделать. Как сказал мне Дмитрий (командир, которого за четвёртую поездку, я увидел впервые. Он потерял обе ноги полностью и долго был в госпитале, но вернулся на войну): это два параллельных мира. А Атаман добавил: есть Россия воюющая, а есть Россия кайфующая. И ответа на вопрос: «что с этим делать», у меня нет. Чем больше находишься в зоне СВО, чем глубже проезжаешь к линии боевого соприкосновения, чем больше общаешься с воинами выполняющими боевые задачи, тем меньше оптимизма, а точнее самонадеянности. Конечно все поставленные задачи выполняются, но цена выполнения ...ЕщёТЕЛЕГРАММ канал Иерей Александр
Возвращаюсь из четвертой командировки в зону СВО. Никак не могу собраться с мыслями, чтобы написать несколько предложений о увиденном, услышанном. Голова переполнена мыслями, а написать нечего. Точнее сказать: написать хочется много, но кажется, что выбрать наиболее важное так трудно, что не знаешь с чего начать. Хочется написанным стянуть два берега, но слишком огромная пропасть, чтобы это сделать. Как сказал мне Дмитрий (командир, которого за четвёртую поездку, я увидел впервые. Он потерял обе ноги полностью и долго был в госпитале, но вернулся на войну): это два параллельных мира. А Атаман добавил: есть Россия воюющая, а есть Россия кайфующая. И ответа на вопрос: «что с этим делать», у меня нет. Чем больше находишься в зоне СВО, чем глубже проезжаешь к линии боевого соприкосновения, чем больше общаешься с воинами выполняющими боевые задачи, тем меньше оптимизма, а точнее самонадеянности. Конечно все поставленные задачи выполняются, но цена выполнения разная. В эту поездку, первый раз пришлось ехать в госпиталь. Встретил своих раненых Братцев, чудом выживших при попадании снаряда в броневик. Удар был такой силы, что в броневике раздуло все двери и выбило сверху люк. Благодаря тому, что окна были приоткрыты и часть энергии вышла через них, выжили и отделались ожогами, осколочными ранениями и контузией. Но к сожалению погиб Алексей. Парень накануне побывал на литургии, исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Это было его первое боевое задание. Упокой Господи душу воина Алексея. Сердце щемило от увиденных ран на теле братьев, но они настоящие воины, блаженные. Рассуждают: за, что нас Господь грешных снова в живых оставил!? Рядом с ними, чувствуешь себя настолько ничтожным, осознавая, что великий Господь милостив к нам, дав нам так Защитников.
Только подумал: закончить писать, как резануло в памяти, что сегодня узнал о гибели Михаила. Вчера два наших бойца получили ранения, а при эвакуации снайпер одного из них убил. Упокой Господи воина Михаила. Господи прости нам все прегрешения. Помоги Христолюбивому Воинству нашему. Молитесь за наше Воинство, Братья и Сёстры. Тяжело там ребятам. Очень нужна ваша молитва. Теперь всё… на сегодня.