Баржа "Комсомолка Судоплатова"
Немного истории…
В начале 30-х годов 20-ого столетия началось внедрение электросварки в промышленности, и судоверфь одной из первых применила ее в судостроении. Новые технологии было доверено осваивать молодым рабочим и техникам. К тому времени на заводе трудились семь дипломированных инженеров и семнадцать техников, обучение сварщиков вели опытные специалисты, в том числе из Москвы.
Первый выпуск составили 15 человек, среди них Владимир Кузнецов, Николай Есин, Иван Сидоров, Алексей Клусов, Анна Макурина, Татьяна Судоплатова.
За два года работы сварочная лаборатория подготовила более пятидесяти сварщиков. В 1932 г. на предприятии была заложена база сварного судостроения. В середине следующего года «Речсоюзверфью» было принято решение о строительстве первой цельносварной баржи на Мордовщиковской судоверфи.
В октябре 1933-го Сергею Ильину, директору верфи, исполнилось шестьдесят пять лет. На вечере, посвященном 25-летию его трудовой деятельности, он сказал: «Мы имеем заказ на первую сварную баржу грузоподъемностью 6000 тонн, таких свет еще не видывал, но таких будем строить много. Мы общими усилиями освоим новое дело. Всех присутствующих товарищей и сослуживцев вызываю на соревнование в основной, главной работе, от которой зависит все наше будущее».
И 16 июня 1935 года со стапелей судоверфи была спущена на воду баржа «Комсомолка Судоплатова»
Из книги В.А. Ильина «Бегущие по волнам»
О сварной барже "Комсомолка Судоплатова" известно немногим. Между тем в тридцатые годы это судно имело принципиальное значение. Сам факт, что на маленькой верфи, затерянной в середине России, далеко от научных и промышленных центров решились чуть ли не впервые в практике отечественного судостроения на столь смелый эксперимент, уже говорит о многом.
Можно вспомнить, что в эти годы в мировом судостроении делались всего лишь робкие шаги по внедрению электрической сварки. Английский и германский Ллойд, "Бюро Веритас", другие иностранные учреждения по контролю и страховке судов оговаривали до мельчайших подробностей строительство и приемку судовых конструкций и корпусов, выполняемых электросваркой. К производству сварочных работ допускались проверенные, высшей квалификации сварщики. За их работой следили специальные инспектора. В течение нескольких лет такое судно носило особый знак, обозначавший, что проводится эксперимент. Переход от клепки на сварку диктовался техническим прогрессом и жесткой нехваткой металла. Против клепаного сварное судно давало экономию металла порядка до одной трети. Сварка ускоряла постройку и снижала стоимость.
У нас в стране были изданы в 1933 году "Правила Регистра СССР применения электродуговой сварки в судостроении". В них, в частности, говорилось о том, что к производству сварочных работ в судостроении допускаются только опытные и надежные сварщики, имеющие удостоверения о квалификации согласно государственному постановлению. Специально оговаривалось правилами, что сварщик должен быть снабжен клеймом с буквой, числом или знаком для клеймения швов через каждый метр. Представители завода должны были вести запись всех работ сварщика, отмечать дату и результаты всех проб и контрольных испытаний.
Обо всем этом знала молодая выпускница ФЗУ комсомолка Татьяна Судоплатова. Знала и другое, как тяжел труд клепальщиков, среди которых работал ее отец. Поэтому, когда ей с восемью подругами по училищу предложили пойти работать на сварку нового судна, она согласилась весьма охотно.
Работать приходилось на улице, в мороз и непогодь, варить швы в любом положении. Особенно тяжело доставалось, когда нужно было варить потолочные швы. Она плакала от усталости. Кто-то сочинил про это частушку, которую старожилы помнят до сих пор: "Комсомолка Судоплатова баржу строила, сама плакала".
Но, кроме слез, у Татьяны было умение. Качество швов неизменно оказывалось отличным. Инспекция судового Регистра СССР приняла судно и присвоила ему класс с отметкой "ЭКСП" (экспериментальный). Ни разу за все годы эксплуатации баржи не было нареканий от волгарей.
Комментарии 4