От того, как написано небо, во многом зависит общее впечатление от пейзажа, поэтому очень важно овладеть секретами этого мастерства.
Попытки запечатлеть постоянно меняющиеся цвета неба могут поставить начинающего художника в затруднительное положение. Возникаег вопрос: с чего же начать? Ведь небо никогда не бывает одинаковым.
🔷 ЭТЮДЫ НЕБА
Великий художник-пейзажист Джон Констебл постоянно писал небо с натуры и называл свои этюды просто «небесами».
Следуя его примеру, постарайтесь изучать небо при каждом удобном случае. Делайте на этюдах пометки, фиксируя место, где был сделан этюд, время дня, время года и погодные условия. Это поможет вам глубже понять природу неба и применить полученные знания в дальнейшей работе.
Этот атмосферный набросок маслом — «Этюд неба, облака» — Констебл написал во время поездки по Англии. Художник придавал очень большое значение небу и потому без устали изучал и писал его.
«Этюд неба, облака» Джон Констебл
🔷 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НЕБОМ И ОСТАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕЙЗАЖА
Небо — это фон, на котором разворачивается пейзаж, поэтому его нельзя воспринимать в отрыве от остальных элементов композиции. Например, если небо светлое и ясное, солнечным и прозрачным будет весь пейзаж.
Подумайте о расположении солнца на небосводе и в зависимости от этого решайте проблему отбрасываемых теней. Они будут почти незаметными, если солнце стоит в зените, и очень длинными, если оно клонится к горизонту. Когда небо затянуто облаками или тучами, более приглушенным должен стать весь колорит пейзажа, а тени при этом станут менее интенсивными или исчезнут вообще.
🔷 КАК "ПРИВЯЗАТЬ" НЕБО К ПЕЙЗАЖУ
Связать небо с остальными элементами пейзажа помогает предварительно наложенный подмалевок, который влияет на общий цвет неба.
Если вы добавите в пейзаж немного «небесных» тонов в виде легких бликов или отражений, это поможет вам показать взаимосвязь между небом и его отображением в пейзаже.
Серые и коричневые тона неба на этом пейзаже перекликаются с тонами других элементов композиции и помогают Констеблу создать полную гармонию цвета. Краска нанесена свободными мазками, сквозь которые местами просвечивает подмалевок.
«Облака» Джон Констебл
🔷 ЦВЕТ НЕБА
Цвет неба зависит от положения солнца, концентрации в воздухе пыли, водяных паров и наличия облаков.
Так, например, ярко-синим небо бывает только в промежутках между ливнями. В ясный солнечный день оно выглядит все же более бледным из-за того, что в воздух поднимаются мельчайшие частицы пыли.
Чтобы точно оценить цвет и тон неба, имейте под рукой для сравнения какой-нибудь ярко-синий и белый предмет. Вы обнаружите, что чем ближе небо к солнцу, тем более ярким и светлым оно становится, а затем постепенно темнеет приближаясь к горизонту.
То, как будет изображено небо на вашей картине, во многом зависит от того, каким набором красок вы пользуетесь, и от того, в какой манере пишете свою картину. Облачное небо всегда предполагает большое количество оттенков в градиентных тонах. Этого можно достигнуть с помощью размывок акварельных красок или использования приема «влажным по влажному», чтобы тона мягко смешивались между собой.
Сделать небо более глубоким и прозрачным помогают также тонкие слои глазури или лессировки. Изображая небо, вы можете использовать и технику импасто.
🔷 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Закат, восход или радуга создают специальные эффекты неба, каждый из которых по-своему влияет на атмосферу всей картины. Во время восхода и заката небо окрашивается в красноватые, оранжевые и желтые тона, плавно переходящие один в другой.
Для того чтобы передать эти тонкие переходы, художники часто используют прием «влажным no влажному». Более выразительными на восходе и закате становятся также очертания облаков, которые, если речь идет об акварели, чаще всего пишутся в технике «влажным по влажному» или «влажным но сухому».
Рассмотрите внимательно репродукцию с картины Эжена Бодена, на котором изображен солнечный пейзаж курорта Дювиль на севере Франции. Летящие по небу облака создают ощущение легкого морского бриза.
Нeбo доминирует в композиции Бодена, занимая почти две трети пространства картины. Оно написано тонкими, просвечивающими слоями краски, отчего создается иллюзия глубины, а само небо кажется сотканным из легкой паутины. Краски нанесены легкими, очень свободными мазками кисти, а самые интенсивные тона художник использовал там, где ему нужно было написать участки ясного синего неба.
🔷 НЕБО И АТМОСФЕРА КАРТИНЫ
Несмотря на кажущуюся простоту композиции, картина Бодена прекрасно передает свет, пространство и атмосферу. Если бы этот пейзаж был написан с грозовым или закатным небом, кардинально изменилась бы вся атмосфера пейзажа и перед нами была бы совершенно иная картина.
Одна из многочисленных морских сцен Бодена «Дювиль» (1893). Глядя на этот пейзаж, мы погружаемся в атмосферу летнего дня и буквально ощущаем дыхание легкого морского бриза.
«Дювиль» Эжен Боден (1893)
🔷 КРАСКИ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ЦВЕТ НЕБА
Лазурная Это теплый синий цвет с зеленоватым отливом.Чаще всего лазурью пишут небо у горизонта.
Прусская синька Холодный синий цвет, которым можно написать дождливое небо. Эта краска имеет зеленоватый оттенок.
Французский ультрамарин Глубокий синий цвет с фиолетовым отливом. Ультрамарином удобнее всего писать ясное небо, каким оно бывает в солнечный летний день.
Синий кобальт Этот цвет можно назвать промежуточным между холодным и теплым.
Серо-голубая краска Таким цветом лучше всего писать дождевое и хмурое небо.
Смеси и размывки
Цвета, которые вы выбираете, зависят от того, каким должно быть небо на вашей картине. Так, например, если вы хотите написать ясное ярко-синее небо, начните с ультрамарина, а по мере приближения к горизонту перейдете к чистому кобальту. У самого горизонта немного приглушите кобальт пунцовой краской.
Смеси… Облачное небо чаще всего пишут градуированными оттенками серого тона.
Серо-голубая краска + желтая охра = теплый серый тон
Серо-голубая краска + желтая охра = теплый серый тон
Немного пунцовой краски, добавленной к синему кобальту, позволяет придать небу приглушенный лиловый оттенок.
Пунцовая краска + синий кобальт = приглушенньй лиловый тон
Пунцовая краска + синий кобальт = приглушенньй лиловый тон
Очень часто небо пишут синим кобальтом. В акварели эту краску можно постепенно разводить водой, создавая при этом тонкие оттенки тона. Работая в другой технике, вы можете добиться того же эффекта постепенно добавляя в краску белила.
Источник: «Искусство рисования и живописи» № 14, 2006
#советы_artsarasvati
#рисование #школарисования #художник #artwork #myart #artschool #artstudio #вдохновение #творчество
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев