Добрый день, дорогие друзья!
У Вас возник вопрос, как работать в технике папье-маше? Хочу поделиться с Вами своим опытом работы в этой технике и рассказать то, что знаю о ней и то как она сегодня применяется.
Та технология, которая получила сегодня большое распространение и используется в кукольном искусстве, является упрощёнными методом технологии классического папье-маше, которое имело более сложный технологический процесс. Он состоял из лепки модели, отливки гипсовой формы (которая в точности повторяла модель и являлась как бы её негативом) и машированием по гипсовой форме. Форма смазывалась вазелином и первый слой бумаги выкладывался по форме без клея, только смоченной в воде бумагой. Последующие 8-10 слоёв с использованием клея. Это был клейстер, который варили на паровой бане, добавляя столярный клей. Все слои бумаги в этом случае шли в глубину изготавливаемой модели, не нарушая её формы и не требуя доработки в готовом изделии. Это было большим достоинством классической техники, но был и недостаток, дополнительная работа с гипсом, сложности отливки и каждая новая модель требовала полного цикла работ. Более распространённая, упрощённая техника пропускала стадию работы с гипсом, папье-маше выкладывалось по поверхности модели, но тонкие, подробные детали в процессе терялись, особенно если модель была небольшого размера, оставалась только обобщенная форма.
В нашем случае, такая технология подходит, так-как мы делаем примитивную куколку с обобщенными формами и прибегаем к дополнительной помощи только когда нам нужно сделать нос. Для более сложной пластики лица требуется гораздо большая доработка. Замечательную технологию придумала и использует в своих работах Наталья Лопусова-Томская. Я всем рекомендую прочесть её книгу "Кукла из папье-маше", серия "Секреты кукольного мастера"
В это технике работают многие современные художники-кукольники, используя её очень разнообразно, выполняя работу из папье-маше полностью и частично. Хочу назвать хотя бы несколько фамилий художников, работы которых вы можете увидеть в интернете и которые могут служить для Вас примером: Роман Шустров, Наталья Бельтюкова ( у неё тоже вышла книжка "Папье-маше книга с картинками о технике"), Гуля Алексеева. Все они используют папье-маше в своих работах совершенно по разному. На самом деле интересных, талантливых художников, работающих в этой технике гораздо больше, но простите, всех упомянуть в своём рассказе не могу, он вобщем-то про другое). Хотя одного художника не могу ни вспомнить! Рано ушедшую от нас Юлечку Литвинову, она очень любила работать в этой технике!
Теперь, непосредственно о моем способе.
Для работы требуется два вида бумаги. Это чаще всего газета и крафт (бумага светло коричневого цвета, прочная и удобная для работы, бывает разной толщины). Если у Вас нет крафта, можно использовать два разных вида газет. Почему? Будет понятно из объяснения дальше. Про клейстер повторяться не буду, можно посмотреть в мастер-классе. Начало работы- первый слой папье-маше смочен клейстером, или водой в зависимости от задачи, если вам нужна пустотелая форма, Вы её срезаете с оригинала, то первый слой бумаги смачиваете водой, чтобы бумага не прилипла к форме, которую оклеиваете. Но мы оклеиваем заготовленную основу и она останется внутри, поэтому и первый слой делаем с клейстером. А теперь обратите внимание на важный момент! Как сильно нужно смочить газету или бумагу клейстером? Так, чтобы она стала влажная, эластичная, но чтобы на ней не было слишком много клея. Бумага должна плотно ложиться на форму, не скользить, под ней не должно быть объема клея, который при высыхании даст усадку и образует впадину. Чтобы не перемачивать бумагу, газету, я не окунаю её в клейстер. Я отрываю кусок газеты, примерно 10 на 15 см, окунаю пальцы в клейстер и как-бы вытираю их об газету, смачивая ее. Потом отрываю небольшой кусочек (примерно один кв.см) и прижимаю к форме, следующий прикладываю рядом внахлест. Таким образом покрываю всю форму, каждый следующий кусочек бумаги перекрывает край предыдущего, создавая прочный каркас. Для следующего слоя требуется другого цвета бумага, чтобы Вам было легче работать и отличать новый слой от прежнего. Таких слоёв нужно сделать от 8 до 10.
После этого нужно хорошо просушить папье-маше и обработать его шкуркой, выравнивая поверхность. Вот пожалуй и все! Каждый, кто использует эту технику имеет свои интересные наработки, ищите, читайте, находите, что более приемлемо для Вас! Папье-маше - волшебная техника, дающая огромные возможности! Чудесного путешествия , радостных открытий!
Татьяна Гурина
Источник: facebook/artdollsbyTatianaGurina
#секретымастеров@artdollclub
https://vk.com/@artdollclub-poetapnoe-snyatie-gipsovyh-formhttps://vk.com/@artdollclub-poetapnoe-snyatie-gipsovyh-form #секретымастеров@artdollclub
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2