"Главная трагедия казахов"- в пяздиже таких видео блоггеров. Почему? Потаму что : "Он и такие как он, считают себя умнее Ақ сүйека , великого Аблайхана, КАЗАХА". Знает ли этот блоггер о том что, наш великий Аблай не был ақсүйек его так и звали Аблай родом Казах. Абая признали не только джунгары и другие великие воины степеней и гор. Аблая признали весь мир: Азия, Европа, Америка. Да забыл о главном. Из документов Китая, и они подтвердили подлинность документа . Аблай сказал: В нашем веке (их век), нас спасет единство. Объединение с Китаем погубит нашу территориальность, надо обьединятся с Россией. Время показывает что Аблай был прав. Сейчас такие блоггеров как он, только из Китая говорят что, земли Монголии и Казахстана являются китайскими. Такие хуйблогеры забыли великая Китайская стена, сделана китайцами, для защиты от Великих казахов. Будет цвести мой Казахстан, если удалять или блокировать лже блоггеров. С уважением, казах Сейтжан.
Qarap otsan' adam qorqandy gana syilady eken ! Shyngys han birden bir dalel ! Ablaidyn' bostygy , Mustafanyn' qolynyn' qysqalygy ! Aitpese basqasha bolaredi bari , Ablaidy ulap oltirdi kim ekenin aitpayaq qoiyaiyn, Ken'esarynyn' tagdyry barine malim , Mustafanyda ulagan eken.
Сания здравствуйте! Если Вы имеете в виду СССР, то скажу в чем-то Вы правы. Например: (-)жили плохо не было яхт-клубов, сотовой и компьютерной технологии и еще мног чего. (+) не было проституции на каждом переулке, не было СПИДа по ЮКО, в больнице. Одним словом народ жил зная что завтра будет завтра. А сейчас зарплаты маленькие вечера хлеб был 80 тенге, а сейчас 105 Это цена хлеба в Степногорске за один день. И нет до этого никому дела. Ладно это жите. А за СССР ну не совсем во всем виноваты Русские и Россия. Пример: За время СССР первыми секретарьями страны советов были все кроме русских и казахов. По этому русский народ так же как и казахский являются жертвами. А плюс ко всему еще и советов дачи ли фашисты и другая капиталистическая не честь. Если бы у руля советов был бы Казах, то было бы нам классно
Туууууу орысты жертва дегенде кулким келеди Сосын екен гой букил алемге куш корсеткилери келетини , оздеринен баска халыктардын барин мал деп санайтындары
КАкой наивный ,такой родился что ли в розовых очках ?. И СПИД был и проституция была ,кстати проституция это одна из древнейших профессий в мире просто ты об этом не знал ибо интернета не было и люди не знали что творится на соседней улице Тогда вместо интернета было сарафанное радио .Зарплаты были еще меньше .и на них ничего нельзя было купить полки то пустые были. .Вспомни был ли при СОЮЗЕ мебельный магазин , магазин ковра , автомагазин .когда можно было зайти и запросто купить машину .А хлеб видно не стоял полдня за хлебом, когда те же труженики села простояв в очереди на собственные деньги им давали черный хлеб 2-3 булки и 1 булку белого . А насчет русских .. видно в совке не жил если не помнишь всюномеклатуру и даже элементарно вшивый завхоз и то был русский ..А об остальном молчу , ЧЕЛОВЕК никогда НЕ ностальгирует по плохому времени ,Это суть человека . А русские если .ЖЕртвы зачем они ностальгируют по совку. Вот ты вспоминаешь и хочешь вернуть свои моменты ж...ЕщёКАкой наивный ,такой родился что ли в розовых очках ?. И СПИД был и проституция была ,кстати проституция это одна из древнейших профессий в мире просто ты об этом не знал ибо интернета не было и люди не знали что творится на соседней улице Тогда вместо интернета было сарафанное радио .Зарплаты были еще меньше .и на них ничего нельзя было купить полки то пустые были. .Вспомни был ли при СОЮЗЕ мебельный магазин , магазин ковра , автомагазин .когда можно было зайти и запросто купить машину .А хлеб видно не стоял полдня за хлебом, когда те же труженики села простояв в очереди на собственные деньги им давали черный хлеб 2-3 булки и 1 булку белого . А насчет русских .. видно в совке не жил если не помнишь всюномеклатуру и даже элементарно вшивый завхоз и то был русский ..А об остальном молчу , ЧЕЛОВЕК никогда НЕ ностальгирует по плохому времени ,Это суть человека . А русские если .ЖЕртвы зачем они ностальгируют по совку. Вот ты вспоминаешь и хочешь вернуть свои моменты жизни когда тебе было плохо .?
В поисках правдивой истории. Как и почему казахи героически сражались за Россию во Второй мировой войне?
1. Казахи в 1941-1945 гг.: между чужой Германией и мачехой-Россией. Когда в июне 1941 г. СССР вступил в состояние войны с Германией, казахи по закону подлежали военной мобилизации. Страшная война стала вторым тяжелейшим ударом для казахского народа после Голодомора 30-х гг. Когда-то, а именно в 1916 г. наши предки открыто выступили против царской мобилизации на Первую мировую войну (хотя им предстояла всего лишь тяжелая работа по рытью окопов). Чем это закончилось – массовыми расстрелами, бегством части населения в Китай и Афганистан, принудительной «реквизицией» остальных – народ хорошо помнил. Тем более после гибели половины этноса от Голода и Политических репрессий 1937/38 гг. любые формы сопротивления и даже намеки на недовольство со стороны угнетенных «инородцев» были бесполезны и исключены. Даже открытого обсуждения темы «нужна ли нам эта война
...ЕщёВ поисках правдивой истории. Как и почему казахи героически сражались за Россию во Второй мировой войне?
1. Казахи в 1941-1945 гг.: между чужой Германией и мачехой-Россией. Когда в июне 1941 г. СССР вступил в состояние войны с Германией, казахи по закону подлежали военной мобилизации. Страшная война стала вторым тяжелейшим ударом для казахского народа после Голодомора 30-х гг. Когда-то, а именно в 1916 г. наши предки открыто выступили против царской мобилизации на Первую мировую войну (хотя им предстояла всего лишь тяжелая работа по рытью окопов). Чем это закончилось – массовыми расстрелами, бегством части населения в Китай и Афганистан, принудительной «реквизицией» остальных – народ хорошо помнил. Тем более после гибели половины этноса от Голода и Политических репрессий 1937/38 гг. любые формы сопротивления и даже намеки на недовольство со стороны угнетенных «инородцев» были бесполезны и исключены. Даже открытого обсуждения темы «нужна ли нам эта война?» не могло быть. Опыт выживания в 37/38 гг. научил народ держать язык за зубами касательно вопросов государственной политики и указов компартии. На реальном микроуровне казахского аула ситуация выглядела примерно так: старшие молчали, а младшим оставалось верить идеологии и пропаганде партии, которая становилась все более разнузданной. Таким образом, часть мобилизованных казахских джигитов в той или иной степени идентифицировали себя советскими гражданами, и война была воспринята как Отечественная. В итоге убитые горем казахские матери провожали на войну часто единственного сына, которого они смогли спасти во время ужаса Ашаршылык (Голода) и еле вырастить… Да, горькая правда такова, что небольшой азиатский народ был вынужден вовлечься в эту непонятную для их ума схватку между Коммунизмом и Фашизмом, по сути – в проблемы далеких от них христианских (или экс-христианских) стран и народов.
2. Связь между этническим выживанием, героизмом на войне и мусульманской верой. Среди мобилизованных на войну казахских парней были нередки сироты, потерявшие родителей в голодоморе и расстрелах 37/38 гг. Большинство молодого поколения казахов были уже подвергнуты коммунистическому воспитанию и обучены в советских школах. И тем не менее, значительная часть участников войны, как показывает знакомство с их биографиями, не утратили этническую идентичность, а также мусульманскую веру. Это поразительно, феноменально – как глубоко, на генном уровне у народа был записан исламский код. Ведь за время юности и молодости этих советизированных казахов уже не было ни одного следа ислама, в стране сожгли все книги Корана, разрушили и закрыли мечети, искоренили арабский алфавит, вовсю пропагандировали атеизм. Например, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, генерал-майор Талгат Бигельдинов в 90-е годы поведал журналисту республиканск...Ещё2. Связь между этническим выживанием, героизмом на войне и мусульманской верой. Среди мобилизованных на войну казахских парней были нередки сироты, потерявшие родителей в голодоморе и расстрелах 37/38 гг. Большинство молодого поколения казахов были уже подвергнуты коммунистическому воспитанию и обучены в советских школах. И тем не менее, значительная часть участников войны, как показывает знакомство с их биографиями, не утратили этническую идентичность, а также мусульманскую веру. Это поразительно, феноменально – как глубоко, на генном уровне у народа был записан исламский код. Ведь за время юности и молодости этих советизированных казахов уже не было ни одного следа ислама, в стране сожгли все книги Корана, разрушили и закрыли мечети, искоренили арабский алфавит, вовсю пропагандировали атеизм. Например, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, генерал-майор Талгат Бигельдинов в 90-е годы поведал журналисту республиканской газеты свою тайну: каждый раз за штурвалом военного самолета он тайно читал про себя мусульманскую молитву-дуа, которой его в детстве научила бабушка. Аксакал также рассказал, что его боевые товарищи, русские летчики, тоже крестились и молились. Верующим мусульманином оставался легендарный Касым Кайсенов, да и многие великие казахские воины тех лет. Безусловно, в глубине души каждого мобилизованного солдата или офицера хранилось заветное казахское «я», любовь к своей земле, к маленькому аулу и Казахской Родине. Так, ветеран войны и писатель Азильхан Нуршаихов рассказывал, как, собираясь на фронт, положил в солдатскую котомку среди самых нужных вещей томик стихов Абая и пронес его через все сражения и фронты...Хорошо известны дерзкие националистические взгляды комбата, полковника Бауржана Момыш-улы (он даже фамилию взял без окончания «ов»/»ев», что было редкостью для советской эпохи). Не зря ходила молва о том, что Кремль не дал ему «Героя Советского Союза» именно из-за плохо скрываемого Бауржаном Момыш-улы казахского национализма. И здесь надо сказать о силе коллективного бессознательного народа (вернее сказать, его верхнего, лучезарного сверхсознательного пласта – то, что казахи называют «аруах»). Эта духовная сила казахов проявилась не только в доблести, отваге, но и в наследственном благородстве казахских воинов, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – если учитывать, что они сражались не за Казахстан непосредственно, а помогали русским, украинцам, белорусам.
3. Феномен казахской ментальности: умение прощать и брататься. По всей видимости, мы имеем дело (в случае с казахами в 1941-1945 гг.) с высшим напряжением и серьезной трансформацией этнического сознания, когда в роковой час духовная мобилизация раскрыла лучшие свойства национальной души. Речь идет о таких качествах, как смелость, мужество и умение принять страдание, держать данное мужчиной слово, презрение к трусости и предательству, умение сострадать, прощать и любить. Наверное, сами русско-еврейские и кавказские коммунисты, сидевшие в Кремле и когда-то руководившие геноцидом этого народа, были глубоко удивлены бесстрашием и самоотверженностью, которые проявляли в боях за русские деревни и города, за украинскую и белорусскую землю представители этого глубоко презираемого ими ранее мусульманского народа. Потому что сводки с линий фронтов доносили постоянную информацию об особой отваге среди различных категорий «инородцев» именно ...Ещё3. Феномен казахской ментальности: умение прощать и брататься. По всей видимости, мы имеем дело (в случае с казахами в 1941-1945 гг.) с высшим напряжением и серьезной трансформацией этнического сознания, когда в роковой час духовная мобилизация раскрыла лучшие свойства национальной души. Речь идет о таких качествах, как смелость, мужество и умение принять страдание, держать данное мужчиной слово, презрение к трусости и предательству, умение сострадать, прощать и любить. Наверное, сами русско-еврейские и кавказские коммунисты, сидевшие в Кремле и когда-то руководившие геноцидом этого народа, были глубоко удивлены бесстрашием и самоотверженностью, которые проявляли в боях за русские деревни и города, за украинскую и белорусскую землю представители этого глубоко презираемого ими ранее мусульманского народа. Потому что сводки с линий фронтов доносили постоянную информацию об особой отваге среди различных категорий «инородцев» именно казахов (после или наравне с лицами славянской национальности). Но если самоотверженность русских, украинцев и белорусов понятна и совершенно естественна, т.к. они насмерть стояли за свою этническую территорию, за землю предков и домашний очаг, то как объяснить странный феномен, когда казах честно сражался и погибал смертью храбрых за чужую землю и дома, за десятки тысяч километров от его исторической родины?! Ведь казах защищал не Алтай и Тарбагатай, умирал не за Алатау и Атырау, а истекая кровью, бился за Брест, Псков, Луганск, Минск, Сталинград, Москву, Невель, Питер (Ленинград) ?! Конечно, первым делом на ум может прийти идея о том, что здесь наверняка сказалась идейная зомбированность народа, интенсивная его «манкуртизация» с конца 20-х и до начала 40-х гг. Дескать, психически ослабленному народу, вернее, его остаткам легко привили преданность Советской державе. Планомерно промывая мозги, взвинчивая и без того перегруженное и дискретное сознание казахов, Хозяин внушил, что надо теперь умирать за СССР (в качестве «пушечного мяса»)...Конечно, мы не можем списывать и такой психопатологический фактор. Однако мы знаем из биографий, мемуаров, трудов самых великих казахов – героев Второй мировой войны, что это были люди психически вполне адекватные, более того, отличавшиеся высочайшими нравственными качествами, сохранившими в сердце веру в Аллаха (вряд ли зомби останется верующим). Это были добрые, общительные, гуманные, даже жалостливые мужчины, и что важно сказать, с прекрасной памятью и хорошим физическим здоровьем («волчий» генофонд степняков помог выдержать потомкам даже катастрофу 30-х гг.), нередко даже с творческими дарованиями, писавшие стихи и воспоминания. Некоторые из них благополучно дожили до государственной независимости РК.
То есть, надо полагать, причина в другом. И это феномен казахской духовности. В действительности массовый героизм казахов на этой войне – это не что иное, как свидетельство благородства и детской чистоты души кочевника, сознательно и бессознательно проявившиеся в судьбоносный час изначально присущие предкам гуманизм и сострадание, философия прощения. Да, именно не злорадство, присущее мелкой душе (типа, «вот, Россия, и к тебе пришел враг, так тебе и надо!»), а сострадание и прощение в адрес тех, кто когда-то убивал твоих предков, родных, отбирал землю, последний хлеб и скот... Это – не что иное, как актуализировавшийся завет предков-кочевников «Таспен атканды аспен ат» («Он в тебя бросает камни, а ты «забрасывай» его угощениями»). Также в лоне этнической памяти ожили бессознательный мотив преданности воина патрону, верность данному обещанию и клятве (воинской присяге), инстинкты боевого братства, рыцарских союзов, культа воинской доблести и чести, к...ЕщёТо есть, надо полагать, причина в другом. И это феномен казахской духовности. В действительности массовый героизм казахов на этой войне – это не что иное, как свидетельство благородства и детской чистоты души кочевника, сознательно и бессознательно проявившиеся в судьбоносный час изначально присущие предкам гуманизм и сострадание, философия прощения. Да, именно не злорадство, присущее мелкой душе (типа, «вот, Россия, и к тебе пришел враг, так тебе и надо!»), а сострадание и прощение в адрес тех, кто когда-то убивал твоих предков, родных, отбирал землю, последний хлеб и скот... Это – не что иное, как актуализировавшийся завет предков-кочевников «Таспен атканды аспен ат» («Он в тебя бросает камни, а ты «забрасывай» его угощениями»). Также в лоне этнической памяти ожили бессознательный мотив преданности воина патрону, верность данному обещанию и клятве (воинской присяге), инстинкты боевого братства, рыцарских союзов, культа воинской доблести и чести, когда простые воины разных национальностей братаются, связанные одной трудной судьбой и оружием. Далее, проявились лучше стороны исламо-суфийских моделей и идеалов жертвенности, мусульманского шахидизма, а еще свойственное прямодушному казаху глубокое чувство правды и справедливости. Здесь логика будет такова: например, узнав элементарно, что Гитлер напал первым и что фашизм представляет угрозу всему человечеству, казах мог безоговорочно выступить на стороне Справедливости.
Повторяем, такого мужества и героизма не показал ни один другой нерусский народ СССР. Даже те же грузины, родня Сталина, или любой другой мусульманский или буддийский народ Советского Союза. Сохранились воспоминания одного немецкого офицера, который рассказывая о подробностях сражений, описал свое впечатление от казахов: что однажды их атаковали некие «черные русские», и это были совершенно отчаянные воины («Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ»). После трех славянских народов именно казахи отличились талантами военачальников, организаторов партизанского движения. Среди мусульманского сообщества СССР только казахский народ выдвинул двух славных дочерей – Героев Советского Союза: снайпера Алию Молдагулову и пулеметчицу Мансию (Маншук) Маметову. Также была первая в годы войны казашка-летчик Хиуаз Доспанова – из же...ЕщёПовторяем, такого мужества и героизма не показал ни один другой нерусский народ СССР. Даже те же грузины, родня Сталина, или любой другой мусульманский или буддийский народ Советского Союза. Сохранились воспоминания одного немецкого офицера, который рассказывая о подробностях сражений, описал свое впечатление от казахов: что однажды их атаковали некие «черные русские», и это были совершенно отчаянные воины («Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ»). После трех славянских народов именно казахи отличились талантами военачальников, организаторов партизанского движения. Среди мусульманского сообщества СССР только казахский народ выдвинул двух славных дочерей – Героев Советского Союза: снайпера Алию Молдагулову и пулеметчицу Мансию (Маншук) Маметову. Также была первая в годы войны казашка-летчик Хиуаз Доспанова – из женского авиационного полка, который немцы прозвали «ночными ведьмами». Таких феноменальных женщин не родил ни один восточный народ Средней Азии или Кавказа (не в обиду им будет сказано). Действительно, кажется поразительным, как вконец истощенный и измотанный казахский народ вдруг проявил тогда высшую мобилизацию Духа?! Конечно, это предмет нашей национальной гордости, но в то же время – и боли, грусти, сострадания, а также размышлений и вопросов. В медицине и психопатологии есть мнение, что гении – это порождение наследственной дегенерации и мутации. Быть может, рождение военных гениев и героев в народе было вымучено предыдущим страшным прессингом и осуществлено за счет общей деградации массы?! Подвиг Александра Матросова повторил наш Султан Баймагамбетов, закрыв телом амбразуру вражеского пулемета (есть точка зрения, что он был, наоборот, первым). А чего стоит казахский летчик-штурмовик, Дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов, совершивший 305 боевых вылетов! Более ста казахов удостоились звания Героя Советского Союза. Хотя, безусловно, существовала негласная расовая дискриминация, и награды давались «инородцам» неохотно, а распределялись по принципу этнического старшинства.
Комментарии 37
Почему?
Потаму что : "Он и такие как он, считают себя умнее Ақ сүйека , великого Аблайхана, КАЗАХА".
Знает ли этот блоггер о том что, наш великий Аблай не был ақсүйек его так и звали Аблай родом Казах.
Абая признали не только джунгары и другие великие воины степеней и гор. Аблая признали весь мир: Азия, Европа, Америка.
Да забыл о главном.
Из документов Китая, и они подтвердили подлинность документа .
Аблай сказал:
В нашем веке (их век), нас спасет единство. Объединение с Китаем погубит нашу территориальность, надо обьединятся с Россией.
Время показывает что Аблай был прав. Сейчас такие блоггеров как он, только из Китая говорят что, земли Монголии и Казахстана являются китайскими.
Такие хуйблогеры забыли великая Китайская стена, сделана китайцами, для защиты от Великих казахов.
Будет цвести мой Казахстан, если удалять или блокировать лже блоггеров.
С уважением,
казах Сейтжан.
Если Вы имеете в виду СССР, то скажу в чем-то Вы правы.
Например:
(-)жили плохо не было яхт-клубов, сотовой и компьютерной технологии и еще мног чего.
(+) не было проституции на каждом переулке, не было СПИДа по ЮКО, в больнице.
Одним словом народ жил зная что завтра будет завтра.
А сейчас зарплаты маленькие вечера хлеб был 80 тенге, а сейчас 105
Это цена хлеба в Степногорске за один день. И нет до этого никому дела. Ладно это жите.
А за СССР ну не совсем во всем виноваты Русские и Россия.
Пример:
За время СССР первыми секретарьями страны советов были все кроме русских и казахов. По этому русский народ так же как и казахский являются жертвами. А плюс ко всему еще и советов дачи ли фашисты и другая капиталистическая не честь.
Если бы у руля советов был бы Казах, то было бы нам классно
1. Казахи в 1941-1945 гг.: между чужой Германией и мачехой-Россией.
...ЕщёВ поисках правдивой истории. Как и почему казахи героически сражались за Россию во Второй мировой войне?Когда в июне 1941 г. СССР вступил в состояние войны с Германией, казахи по закону подлежали военной мобилизации. Страшная война стала вторым тяжелейшим ударом для казахского народа после Голодомора 30-х гг. Когда-то, а именно в 1916 г. наши предки открыто выступили против царской мобилизации на Первую мировую войну (хотя им предстояла всего лишь тяжелая работа по рытью окопов). Чем это закончилось – массовыми расстрелами, бегством части населения в Китай и Афганистан, принудительной «реквизицией» остальных – народ хорошо помнил.
Тем более после гибели половины этноса от Голода и Политических репрессий 1937/38 гг. любые формы сопротивления и даже намеки на недовольство со стороны угнетенных «инородцев» были бесполезны и исключены. Даже открытого обсуждения темы «нужна ли нам эта война
1. Казахи в 1941-1945 гг.: между чужой Германией и мачехой-Россией.
Когда в июне 1941 г. СССР вступил в состояние войны с Германией, казахи по закону подлежали военной мобилизации. Страшная война стала вторым тяжелейшим ударом для казахского народа после Голодомора 30-х гг. Когда-то, а именно в 1916 г. наши предки открыто выступили против царской мобилизации на Первую мировую войну (хотя им предстояла всего лишь тяжелая работа по рытью окопов). Чем это закончилось – массовыми расстрелами, бегством части населения в Китай и Афганистан, принудительной «реквизицией» остальных – народ хорошо помнил.
Тем более после гибели половины этноса от Голода и Политических репрессий 1937/38 гг. любые формы сопротивления и даже намеки на недовольство со стороны угнетенных «инородцев» были бесполезны и исключены. Даже открытого обсуждения темы «нужна ли нам эта война?» не могло быть. Опыт выживания в 37/38 гг. научил народ держать язык за зубами касательно вопросов государственной политики и указов компартии.
На реальном микроуровне казахского аула ситуация выглядела примерно так: старшие молчали, а младшим оставалось верить идеологии и пропаганде партии, которая становилась все более разнузданной. Таким образом, часть мобилизованных казахских джигитов в той или иной степени идентифицировали себя советскими гражданами, и война была воспринята как Отечественная.
В итоге убитые горем казахские матери провожали на войну часто единственного сына, которого они смогли спасти во время ужаса Ашаршылык (Голода) и еле вырастить… Да, горькая правда такова, что небольшой азиатский народ был вынужден вовлечься в эту непонятную для их ума схватку между Коммунизмом и Фашизмом, по сути – в проблемы далеких от них христианских (или экс-христианских) стран и народов.
Среди мобилизованных на войну казахских парней были нередки сироты, потерявшие родителей в голодоморе и расстрелах 37/38 гг. Большинство молодого поколения казахов были уже подвергнуты коммунистическому воспитанию и обучены в советских школах. И тем не менее, значительная часть участников войны, как показывает знакомство с их биографиями, не утратили этническую идентичность, а также мусульманскую веру. Это поразительно, феноменально – как глубоко, на генном уровне у народа был записан исламский код. Ведь за время юности и молодости этих советизированных казахов уже не было ни одного следа ислама, в стране сожгли все книги Корана, разрушили и закрыли мечети, искоренили арабский алфавит, вовсю пропагандировали атеизм.
Например, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, генерал-майор Талгат Бигельдинов в 90-е годы поведал журналисту республиканск...Ещё2. Связь между этническим выживанием, героизмом на войне и мусульманской верой.
Среди мобилизованных на войну казахских парней были нередки сироты, потерявшие родителей в голодоморе и расстрелах 37/38 гг. Большинство молодого поколения казахов были уже подвергнуты коммунистическому воспитанию и обучены в советских школах. И тем не менее, значительная часть участников войны, как показывает знакомство с их биографиями, не утратили этническую идентичность, а также мусульманскую веру. Это поразительно, феноменально – как глубоко, на генном уровне у народа был записан исламский код. Ведь за время юности и молодости этих советизированных казахов уже не было ни одного следа ислама, в стране сожгли все книги Корана, разрушили и закрыли мечети, искоренили арабский алфавит, вовсю пропагандировали атеизм.
Например, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, генерал-майор Талгат Бигельдинов в 90-е годы поведал журналисту республиканской газеты свою тайну: каждый раз за штурвалом военного самолета он тайно читал про себя мусульманскую молитву-дуа, которой его в детстве научила бабушка. Аксакал также рассказал, что его боевые товарищи, русские летчики, тоже крестились и молились. Верующим мусульманином оставался легендарный Касым Кайсенов, да и многие великие казахские воины тех лет.
Безусловно, в глубине души каждого мобилизованного солдата или офицера хранилось заветное казахское «я», любовь к своей земле, к маленькому аулу и Казахской Родине. Так, ветеран войны и писатель Азильхан Нуршаихов рассказывал, как, собираясь на фронт, положил в солдатскую котомку среди самых нужных вещей томик стихов Абая и пронес его через все сражения и фронты...Хорошо известны дерзкие националистические взгляды комбата, полковника Бауржана Момыш-улы (он даже фамилию взял без окончания «ов»/»ев», что было редкостью для советской эпохи). Не зря ходила молва о том, что Кремль не дал ему «Героя Советского Союза» именно из-за плохо скрываемого Бауржаном Момыш-улы казахского национализма.
И здесь надо сказать о силе коллективного бессознательного народа (вернее сказать, его верхнего, лучезарного сверхсознательного пласта – то, что казахи называют «аруах»). Эта духовная сила казахов проявилась не только в доблести, отваге, но и в наследственном благородстве казахских воинов, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – если учитывать, что они сражались не за Казахстан непосредственно, а помогали русским, украинцам, белорусам.
По всей видимости, мы имеем дело (в случае с казахами в 1941-1945 гг.) с высшим напряжением и серьезной трансформацией этнического сознания, когда в роковой час духовная мобилизация раскрыла лучшие свойства национальной души. Речь идет о таких качествах, как смелость, мужество и умение принять страдание, держать данное мужчиной слово, презрение к трусости и предательству, умение сострадать, прощать и любить.
Наверное, сами русско-еврейские и кавказские коммунисты, сидевшие в Кремле и когда-то руководившие геноцидом этого народа, были глубоко удивлены бесстрашием и самоотверженностью, которые проявляли в боях за русские деревни и города, за украинскую и белорусскую землю представители этого глубоко презираемого ими ранее мусульманского народа. Потому что сводки с линий фронтов доносили постоянную информацию об особой отваге среди различных категорий «инородцев» именно ...Ещё3. Феномен казахской ментальности: умение прощать и брататься.
По всей видимости, мы имеем дело (в случае с казахами в 1941-1945 гг.) с высшим напряжением и серьезной трансформацией этнического сознания, когда в роковой час духовная мобилизация раскрыла лучшие свойства национальной души. Речь идет о таких качествах, как смелость, мужество и умение принять страдание, держать данное мужчиной слово, презрение к трусости и предательству, умение сострадать, прощать и любить.
Наверное, сами русско-еврейские и кавказские коммунисты, сидевшие в Кремле и когда-то руководившие геноцидом этого народа, были глубоко удивлены бесстрашием и самоотверженностью, которые проявляли в боях за русские деревни и города, за украинскую и белорусскую землю представители этого глубоко презираемого ими ранее мусульманского народа. Потому что сводки с линий фронтов доносили постоянную информацию об особой отваге среди различных категорий «инородцев» именно казахов (после или наравне с лицами славянской национальности).
Но если самоотверженность русских, украинцев и белорусов понятна и совершенно естественна, т.к. они насмерть стояли за свою этническую территорию, за землю предков и домашний очаг, то как объяснить странный феномен, когда казах честно сражался и погибал смертью храбрых за чужую землю и дома, за десятки тысяч километров от его исторической родины?! Ведь казах защищал не Алтай и Тарбагатай, умирал не за Алатау и Атырау, а истекая кровью, бился за Брест, Псков, Луганск, Минск, Сталинград, Москву, Невель, Питер (Ленинград) ?!
Конечно, первым делом на ум может прийти идея о том, что здесь наверняка сказалась идейная зомбированность народа, интенсивная его «манкуртизация» с конца 20-х и до начала 40-х гг. Дескать, психически ослабленному народу, вернее, его остаткам легко привили преданность Советской державе. Планомерно промывая мозги, взвинчивая и без того перегруженное и дискретное сознание казахов, Хозяин внушил, что надо теперь умирать за СССР (в качестве «пушечного мяса»)...Конечно, мы не можем списывать и такой психопатологический фактор.
Однако мы знаем из биографий, мемуаров, трудов самых великих казахов – героев Второй мировой войны, что это были люди психически вполне адекватные, более того, отличавшиеся высочайшими нравственными качествами, сохранившими в сердце веру в Аллаха (вряд ли зомби останется верующим). Это были добрые, общительные, гуманные, даже жалостливые мужчины, и что важно сказать, с прекрасной памятью и хорошим физическим здоровьем («волчий» генофонд степняков помог выдержать потомкам даже катастрофу 30-х гг.), нередко даже с творческими дарованиями, писавшие стихи и воспоминания. Некоторые из них благополучно дожили до государственной независимости РК.
Это – не что иное, как актуализировавшийся завет предков-кочевников «Таспен атканды аспен ат» («Он в тебя бросает камни, а ты «забрасывай» его угощениями»). Также в лоне этнической памяти ожили бессознательный мотив преданности воина патрону, верность данному обещанию и клятве (воинской присяге), инстинкты боевого братства, рыцарских союзов, культа воинской доблести и чести, к...ЕщёТо есть, надо полагать, причина в другом. И это феномен казахской духовности. В действительности массовый героизм казахов на этой войне – это не что иное, как свидетельство благородства и детской чистоты души кочевника, сознательно и бессознательно проявившиеся в судьбоносный час изначально присущие предкам гуманизм и сострадание, философия прощения. Да, именно не злорадство, присущее мелкой душе (типа, «вот, Россия, и к тебе пришел враг, так тебе и надо!»), а сострадание и прощение в адрес тех, кто когда-то убивал твоих предков, родных, отбирал землю, последний хлеб и скот...
Это – не что иное, как актуализировавшийся завет предков-кочевников «Таспен атканды аспен ат» («Он в тебя бросает камни, а ты «забрасывай» его угощениями»). Также в лоне этнической памяти ожили бессознательный мотив преданности воина патрону, верность данному обещанию и клятве (воинской присяге), инстинкты боевого братства, рыцарских союзов, культа воинской доблести и чести, когда простые воины разных национальностей братаются, связанные одной трудной судьбой и оружием. Далее, проявились лучше стороны исламо-суфийских моделей и идеалов жертвенности, мусульманского шахидизма, а еще свойственное прямодушному казаху глубокое чувство правды и справедливости. Здесь логика будет такова: например, узнав элементарно, что Гитлер напал первым и что фашизм представляет угрозу всему человечеству, казах мог безоговорочно выступить на стороне Справедливости.
После трех славянских народов именно казахи отличились талантами военачальников, организаторов партизанского движения. Среди мусульманского сообщества СССР только казахский народ выдвинул двух славных дочерей – Героев Советского Союза: снайпера Алию Молдагулову и пулеметчицу Мансию (Маншук) Маметову. Также была первая в годы войны казашка-летчик Хиуаз Доспанова – из же...ЕщёПовторяем, такого мужества и героизма не показал ни один другой нерусский народ СССР. Даже те же грузины, родня Сталина, или любой другой мусульманский или буддийский народ Советского Союза. Сохранились воспоминания одного немецкого офицера, который рассказывая о подробностях сражений, описал свое впечатление от казахов: что однажды их атаковали некие «черные русские», и это были совершенно отчаянные воины («Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ»).
После трех славянских народов именно казахи отличились талантами военачальников, организаторов партизанского движения. Среди мусульманского сообщества СССР только казахский народ выдвинул двух славных дочерей – Героев Советского Союза: снайпера Алию Молдагулову и пулеметчицу Мансию (Маншук) Маметову. Также была первая в годы войны казашка-летчик Хиуаз Доспанова – из женского авиационного полка, который немцы прозвали «ночными ведьмами». Таких феноменальных женщин не родил ни один восточный народ Средней Азии или Кавказа (не в обиду им будет сказано).
Действительно, кажется поразительным, как вконец истощенный и измотанный казахский народ вдруг проявил тогда высшую мобилизацию Духа?! Конечно, это предмет нашей национальной гордости, но в то же время – и боли, грусти, сострадания, а также размышлений и вопросов. В медицине и психопатологии есть мнение, что гении – это порождение наследственной дегенерации и мутации. Быть может, рождение военных гениев и героев в народе было вымучено предыдущим страшным прессингом и осуществлено за счет общей деградации массы?!
Подвиг Александра Матросова повторил наш Султан Баймагамбетов, закрыв телом амбразуру вражеского пулемета (есть точка зрения, что он был, наоборот, первым). А чего стоит казахский летчик-штурмовик, Дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов, совершивший 305 боевых вылетов! Более ста казахов удостоились звания Героя Советского Союза. Хотя, безусловно, существовала негласная расовая дискриминация, и награды давались «инородцам» неохотно, а распределялись по принципу этнического старшинства.