1991 год.
В свое время, в начале 90-х годов, в газетах, а позднее и в Интернете, я неоднократно читал о случае с пассажирским самолетом ВАС 1-11 английской авиакомпании British Airways, выполнявшего рейс Бирмингем-Малага. Это произошло летом 1990 года. Тогда во время полета, на высоте 5300 метров, вырвало левое лобовое стекло кабины пилотов, произошла разгерметизация самолета, и в образовавшийся проем «высосало» левого летчика - командира корабля Т. Ланкастера. Однако, ноги летчика застряли между приборной панелью и штурвалом, и находящийся в тот момент в кабине стюард, ухватил командира за ноги и продолжал его удерживать до окончания полета.
Второй пилот произвел снижение, и совершил благополучную посадку в аэропорту Саутгемптона.
Все это время, от начала разгерметизации и до посадки, командир корабля находился снаружи, прижатый потоком воздуха к борту самолета…
К счастью, тогда никто не пострадал, командир остался жив, получив только несколько переломов рук и обморожение. Так же обморожение и вывих плеча получил стюард, удерживавший командира за ноги.
Позднее был создан фильм-реконструкция этого случая, думаю, что его видели по ТВ или в интернете многие из тех, кто сейчас читает эти строки. Во всяком случае, я этот фильм-реконструкцию видел не один раз…
Почему же я решил вспомнить это случай, произошедший в небе Великобритании более 30 лет назад? А причина вот в чем:
Уже который год в наших, российских СМИ, с восторгом вспоминают тот случай, и мужественные действия «наших английских друзей и партнеров». Безусловно, они заслуживает уважения, только, на мой взгляд, в нашей стране это уже стало какой то
нездоровой традицией – всегда ставить в пример и восторгаться именно зарубежными «достижениями».
А ведь практически никто не знает о схожем случае с самолетом Ту-134А Воронежского авиаотряда, который произошел в конце июня 1991 года, как раз через год, после случая с ВАС 1-11.
Вот я и решил сейчас устранить этот «пробел» и рассказать о том, что произошло на воронежском самолете.
Тем более, что именно в этом, 2021 году, этому событию исполняется ровно тридцать лет, - своего рода «юбилей».
Что и как все происходило в том полете, я помню прекрасно, и не понаслышке или из газетных статей и телевидения (да и кто бы тогда об этом стал говорить?), а потому что сам являлся непосредственным участником этого события.
Я летал бортмехаником самолета Ту-134А в ВОАО (Воронежском Объединенном авиаотряде), и на тот момент работал в этом коллективе пятнадцать лет, из них на Ту-134А летал уже девять лет.
Так получилось тогда, в июне 1991 года, что на несколько рейсов командованием эскадрильи я был временно переведен в другой экипаж, бортмеханик которого на несколько дней оформил отпуск по семейным обстоятельствам. Вот тогда нашему экипажу, в который я попал, судьба и преподнесла этот маленький сюрприз…
Вечером 24 июня 1991 года, наш экипаж в составе командир корабля Пономарев Николай, второй пилот Петров Александр, штурман Ишков Станислав и я бортмеханик, вылетели рейсом 2623 по маршруту Воронеж-Актюбинск-Ташкент.
С нами было три стюардессы – Римма Массагутова, Людмила Сарваева и Вера Каньшина.
По плану, в Ташкенте у нас была предусмотрена смена экипажа и отдых двое суток. Обратно, из Ташкента, вылетать мы должны были рано утром 27 июня. Такой отдых со сменой самолета и экипажа в Аэрофлоте называли «эстафета»…
Перед рассветом, во второй половине ночи 27 июня, наш экипаж прибыл в аэропорт из профилактория, где мы отдыхали двое суток. Самолет с бортовым номером СССР-65880, на котором нам предстояло выполнять обратный рейс 2624, прилетел в Ташкент без задержки, по расписанию.
Мы сменили прилетевший экипаж, я принял самолет и судовую документацию, проконтролировал необходимую заправку топливом. Вскоре подвезли багаж и пассажиров. Все шло в обычном, будничном режиме…
В Ташкенте уже рассвело, стояло тихое летнее утро.
После посадки пассажиров я закрыл двери и люки, проконтролировал отъезд трапа, и занял свое рабочее место в кабине. Началась обыденная подготовка к полету – контроль по «карте», запуск двигателей, проверки систем и прочие процедуры. Через несколько минут наш «Ту» уже стоял на взлетной полосе, готовый к взлету…
После взлета самолет развернулся и взял курс на Актюбинск.
Справа внизу, окутанный утренней дымкой и освещенный взошедшим солнцем, остался Ташкент.
Мы набирали заданную диспетчером высоту. Самолет «висел» в ясном небе не колыхнувшись. Загрузка была полная, под нами была пустыня, а воздух над ней перегретый, - не стоит забывать, что это был самый разгар лета, поэтому самолет набирал высоту не особо резво.
Через 20 минут после взлета наш «Ту» набрал высоту 8100 метров…
Неожиданно раздался негромкий хлопок – как будто рядом что то надломилось или упало. В первое мгновенье мы, экипаж, даже не смогли понять – что это и где.
А в это время из под приборной доски – из своей кабины, высунулся наш штурман Стас, и кричит мне:
- Миша, у меня в кабине лопнуло боковое стекло!
Я сразу нагнулся, заглядывая в кабину штурмана, а Стас мне показывает левой рукой на боковое правое нижнее стекло штурманской кабины, - на всю длину стекла ярко и четко выделяется продольная трещина, и от нее исходит нарастающий и резкий свист воздуха.
Тут же я говорю командиру:
- Коля, нужно срочно снижаться, сейчас может произойти разгерметизация!!!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1