Кто и зачем вырыл канал на дне Азовского моря и почему он так важен для развития России?
Если прямо сейчас взять и осушить Азовское море, то на его дне 100% обнаружится канал (как большая траншея). И это точно будет не иллюзия.
Вообще, форма дна Азовского моря очень и очень проста – примерно как у лужи.
Никаких тебе подводных хребтов, впадин, желобов и т.д. Простая "водяная линза". У берегов мелко, в центре глубоко. Хотя, как глубоко... Никакие горы в Азовское море и не влезли бы, потому что его максимальная глубина – 13 метров. А средняя – 7.
Кто отдыхал на Азовском знают, что там порой, чтобы тебе стало "по грудь" нужно чуть ли не километр пройти.
Такая "мелкота" и простота дна Азовского моря объясняется в том числе и тем, что в нем очень много ила. Представьте, что на дне стакана с водой лежит песок. Естественно, он выровняется в практически плоскую площадку без каких-то особых возвышений.
Вот то же самое происходит и в Азовском...
Естественно, судам сложно ходить в столь мелких водах. В районе того же Крымского моста нормальные глубины составляют до 3 метров. Мы это уже разбирали.
Поэтому чтобы иметь нормальное судоходство, в Азовском море прорыли несколько каналов. Главный из них соединяет Азовское море с Черным и называется Керчь-Еникальский морской судоходный канал.
Его длина целых 24 километра, ширина – 120 метров, глубина – до 9,5 метров. Но это на текущий момент...
Впервые канал построили еще в 19 веке при Александре Втором (в этом году как раз исполняется 150 лет началу строительства в 1874 году). На тот момент его глубина была всего 5,7 метра. Или ровно 8 аршин.
Казалось бы, 570 сантиметров – какой пустяк для моря, но даже такая глубина существенно отличилась от нормальной глубины в Керченском и Таманском проливах (которая обычно составляет не более 3 метров).
Создание канала позволило более крупным судам входить в Азовское море, т.к. Керченский и Таманский пролив являются самых мелким местом на пути.
Исходя из карты, сразу после проливов начинаются более-менее глубокие места
В 20 веке канал несколько раз расширяли и углубляли. Сначала до 6,4 метров, потом до 7,3.
Последний раз крупной реконструкции он подвергался в 1969—1970 годах. Именно тогда он был расширен до нынешних 120 метров и углублен до 9,5 метров. Также увеличили радиусы поворотов (сильнее "скруглили" углы).
После этого функционирование канала поддерживали только периодической расчисткой его дна. Впрочем, с 2004 года и до начала строительства Крымского моста дно канала больше никто не чистил.
Кстати, Крымский мост построен именно так, чтобы его судоходная арка проходила как раз над каналом:
То есть в другом месте под Крымским мостом чисто физически нельзя пройти. Ну, разве что только на маленьком суденышке вроде катера или лодки.
Канал рассчитан на прохождение до 150 судов в сутки. Однако до 2014 года по нему ежесуточно проходило от силы 30-40 судов. Потом число возросло до 60, а на сегодняшний день канал иногда работает практически на всю свою мощность.
Несомненно, данный канал – "тонкая нить", связывающая Азовское море с Мировым океаном. Он очень важен для портов Ростова-на-Дону, Азова, Мариуполя, Бердянска и т.д. Без него все эти порты окажутся "запертыми" внутри мелкого водоема.
Впрочем, с развитием экономики может получиться так, что Керчь-Еникальский канал уже не будет справляться с трафиком. Что делать в этом случае, ведь Крымский мост уже построен и прорыть второй канал не получится?
На этот случай припасено весьма интересное решение. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Чем грозит сгон воды в Азовском море. Эколог Шевченко объяснил, чем грозит сгон воды в Таганрогском заливе. Почему происходит сгон воды в Азовском море
До лета остались считанные дни. Об этом напоминает и температура морской воды. Несмотря на капризы погоды, Азовское море у берегов Кубани прогрелось до 21 градуса.
При отражении атаки ВСУ по объектам транспортной инфраструктуры Крыма повреждения получили два парома. На них упали обломки сбитых украинских ракет. Об этом сообщил ...
Комментарии 3