В дореволюционное время по грязным и немощеным улицам Бийска с громкими криками катили извозчики. В 1887 году в Бийске насчитывалось 27 извозчиков, но с ростом города росло и их число.
Так, к 1910 году уже насчитывалось 58 легковых и 75 ломовых (грузовых) извозчиков со 191 лошадью.
С установлением советской власти одним из первых были организованы союзы - сначала ломовых, а затем и легковых извозчиков. Экипажам выдавались номера, была установлена плата за проезд.
В 1926 году группа умельцев собрала из утиля первый в Бийске автобус. В фондах Бийского краеведческого музея хранится фотография, на которой изображен этот автобус, а за рулем Иван Иванович Габал. Есть разные версии, кем он является: кто-то считает его создателем автобуса, кто-то – просто водителем, а создание автобуса причисляют Федору Рожкову и группе умельцев, которые, возможно, изображены на фото рядом с машиной.
22 августа 1926 года отдел местного хозяйства устроил катание для детей на этом автобусе по только что замощенному участку улицы Советской (бывшей Успенской).
В октябре того же года в городе открылась первая автобусная линия – от Успенского собора до вокзала. В автобусе было восемь посадочных мест и первые месяцы он ходил по маршруту без остановок, а во время сильных снегопадов и буранов стоял.
Так, вплоть до 1929 года автобусное движение в городе было нерегулярным.
В конце 1929 года Бийскому коммунхозу были переданы два автобуса марки «Форд-Т», реквизированные у частника Дубравы. Это дало возможность на некоторое время улучшить пассажирское сообщение в городе, но к началу 1931 года и эти машины вышли из строя, а ремонтировать было нечем, не было запчастей.
Автобусов тогда промышленность СССР не выпускала, поэтому было принято решение о переоборудовании 16 списанных в «СовМонголТувторге» (позже «Совавто-Бийск») автомобилей отечественного производства «АМО Ф-15» под автобусы.
Весной 1932 года на улицы вышло пять небольших автобусов с самодельными кузовами.
В том же году для автобусного парка были построены гараж и ряд других хозяйственных сооружений. Поэтому было бы правильным считать началом регулярного автобусного сообщения в городе именно 1932 год.
©️ Алтайское краеведение, Бийский рабочий
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2