НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ. БОРЬБА ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА.
"Нет ничего выше Родины и служения ей."
(А. В. Колчак)
Вернувшись в Петербург из японского плена, Колчак был освидетельствован врачебной комиссией, которая признала его инвалидом. Ему предоставили четырёхмесячный отпуск для лечения, после чего он поступил в распоряжение Академии наук: требовалось привести в порядок материалы, собранные в обеих арктических экспедициях. Причём они оказались настолько богатыми, что для их обработки была создана особая комиссия при Академии наук, проработавшая до 1919 года.
В январе 1906 года Колчак выступил с докладом об Арктике в Императорском Русском географическом обществе. Виднейшие учёные под председательством академика П. П. Семёнова-Тянь-Шанского единодушно присудили ему свою высшую награду - Большую Константиновскую золотую медаль "за участие в экспедиции барона Э. В. Толля и за путешествие на остров Беннета, составляющее важный географический подвиг, свершение которого было сопряжено с большими трудностями и опасностью для жизни". Колчак стал четвёртым полярником, удостоенным этой высокой награды.
Исследования двух экспедиций легли в основу его научного труда "Лёд Карского и Сибирского морей", изданного Академией наук в 1909 году. В этом фундаментальном труде Колчак заложил основы учения о морских льдах. В 1928 году его монография была включена американцами в сборник "Проблемы полярных исследований" наряду с работами Ф. Нансена, У. Нобиле, Д. Моусона и других исследователей-полярников.
Далее деятельность Колчака развивалась по двум направлениям: он получил назначение в созданный в апреле 1906 года при его же участии Морской генеральный штаб на должность начальника Статистического отдела, а также участвовал в работе Главного гидрографического управления.
Морской генеральный штаб, или "Генмор", как его называли, создавался как специальный орган по разработке оперативно-тактических и организационных планов подготовки флота к войне. Одной из главных его задач являлась разработка программы возрождения Российского флота. И в этом деле Колчак оказался одной из ключевых фигур. Как генератор идей и талантливый организатор он оказывал влияние на офицерскую молодёжь, собирая вокруг себя единомышленников.
В Морском генштабе Колчак возглавил комиссию по изучению причин цусимского разгрома. В числе таковых были названы технические и материальные недостатки флота, устарелость артиллерийского вооружения, неудовлетворительное качество снарядов и т. п. Сам Колчак пришёл к выводу, что серьёзной ошибкой русского командования было неприятие мер к нарушению радиосвязи у японцев, сыгравшей огромную роль в ходе боя.
Наиболее сложной проблемой было восстановление и модернизация флота. Но прежде нужно было решить: какой именно флот нужен России? И на этот счёт единого мнения не было. Кто-то ратовал за приоритетное развитие линейных сил флота, кто-то настаивал на первоочерёдности минно-торпедных сил, а кто-то отдавал предпочтение строительству подводных лодок. Кое-кто вообще считал, что России достаточно и малого флота, для обороны побережий.
В конце 1907 года Колчак выступил в Санкт-Петербургском военно-морском кружке с программным основополагающим докладом "Какой нужен России флот". Доклад произвёл сильное впечатление на слушателей глубиной охвата проблемы и государственным подходом. С этим докладом автор выступил и в Государственной думе, где состоял военно-морским экспертом. Колчак был убеждён в необходимости строительства мощного линейного флота для выполнения самых широких стратегических задач. При этом он понимал значение и миноносного флота: русско-японская война показала, как успешно он может применяться и в оборонительных, и в наступательных целях.
Из воспоминаний депутата Государственной думы Н. Савича о роли Морского генерального штаба и лично Колчака в те годы:
"Тут кипела жизнь, работала мысль, закладывался фундамент возрождения флота, вырабатывалось понимание значения морской силы, законов её развития и бытия... И среди этой образованной, убеждённой, знающей своё ремесло молодёжи особенно ярко выделялся молодой, невысокого роста офицер. Его сухое, с резкими чертами лицо дышало энергией, его громкий мужественный голос, манера говорить, держаться, вся внешность - выявляли... волю, настойчивость в достижении цели, умение распоряжаться, приказывать, вести за собой других, брать на себя ответственность. Товарищи по штабу окружали его исключительным уважением, я бы сказал даже, преклонением; его начальство относилось к нему с особым доверием... Колчак... вкладывал в создание морской силы всю свою душу, всего себя целиком, был в этом вопросе фанатиком".
Для осуществления кораблестроительной программы требовалось более 300 тысяч рублей - сумма огромная. Авторы программы во главе с Колчаком активно продвигали её в Государственной думе, добиваясь финансирования. Путь к достижению цели был нелёгким. Дело тормозили старые "доцусимские" адмиралы, которых раздражали молодые прогрессивные, талантливые "выскочки".
В 1909 году на пост морского министра был назначен С. А. Воеводский, который быстро расстроил наладившееся было сотрудничество с Государственной думой, что отрицательно сказывалось на финансировании министерства. Работа Морского генштаба теряла былое воодушевление. Колчак, решив, что при таких условиях всё равно ничего не удастся сделать, оставил на время работу над судостроительной программой и занялся преподавательской деятельностью. Он начал читать лекции в Морской академии, при этом сам Колчак академического образования не имел, но обладал большим научным авторитетом как путешественник-исследователь.
Не переставал Колчак интересоваться и проблемами Севера. Он входил в состав комиссии по изучению Северного Ледовитого океана. Не смущаясь высоких рангов именитых членов комиссии, Колчак часто выступал на заседаниях, где обсуждались различные аспекты, в т. ч. и военно-стратегические, освоения Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан. К мнению Колчака прислушивались, так как говорил он всегда толково, чётко, со знанием дела раскрывая суть обсуждаемой проблемы.
По предложению начальника Главного гидрографического управления В. И. Вилькицкого Колчак принял участие в подготовке экспедиции по исследованию северо-восточного морского пути из Атлантического океана в Северный Ледовитый океан вдоль берегов Сибири. Вместе с Матисеном, участником экспедиции барона Толля, Колчак разработал проект этого предприятия. В нём предлагалось использовать стальные суда ледокольного типа, но не такие, как "Ермак" (как показал опыт, ломать океанический лёд не под силу даже такому мощному кораблю), а подобные "Фраму" Нансена, только, в отличие от него, стальные. Причём, по мнению Колчака, для такого сложного маршрута были необходимы два ледокола: один прокладывает путь, а другой несёт на себе всё необходимое оборудование для гидрографических и гидрологических исследований.
На Невском судостроительном заводе в Петербурге были построены два стальных ледокольных корабля - "Таймыр" и "Вайгач".
В 1909 году оба судна были спущены на воду. Ледоколы были оснащены самым современным морским оборудованием и научной аппаратурой для проведения океанографических и глубоководных гидрологических исследований. Оба ледокола представляли собой "удачный компромисс между военным и научно-исследовательским кораблём", имея артиллерийское вооружение, пушки и пулемёты и вместе с тем прекрасные лаборатории с новейшим научно-техническим оборудованием.
Осенью 1909 года ледоколы направились из Петербурга через Суэцкий канал на Дальний Восток: "Вайгач" под командованием Колчака, "Таймыр" - Матисена. Начальником всей экспедиции был назначен полковник-гидрограф И. С. Сергеев из Главного гидрографического управления.
Летом 1910 года ледоколы должны были пройти в Берингов пролив и обследовать его, имея основным пунктом для съёмок и астрономических наблюдений мыс Дежнёва, а на зимовку вернуться во Владивосток. Следующим летом предполагалось вновь двинуться на север и продолжить работы.
По возвращении во Владивосток осенью 1910 года Колчак узнаёт о благоприятных переменах в Морском министерстве. Разработанная при его участии программа модернизации флота обрела поддержку главы правительства П. А. Столыпина. В связи с этим, Колчака просили вернуться в Петербург и продолжить работу в Морском генеральном штабе по проведению судостроительной программы в жизнь. После некоторых колебаний он ответил согласием. Дальнейшие работы экспедиции продолжились уже без него.
На этом деятельность А. В. Колчака как полярного исследователя и путешественника закончилась. Но Север продолжал занимать его мысли. В 1912 году он участвовал в обсуждении плана известной экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу и подверг его критике за авантюризм, выступая против "престижной гонки к полюсу, но за практическое освоение доступных для плавания северных морей". Уже будучи Верховным правителем и находясь в Сибири, Колчак держал карту полярных исследований в своём рабочем кабинете и способствовал организации Карской экспедиции Б. А. Вилькицкого и экспедиции полковника Котельникова на север Оби. При его правительстве был образован Комитет по исследованию и использованию Северного морского пути.
Возвратившись в Морской генеральный штаб, Колчак возглавил отдел по разработке оперативно- стратегических планов на Балтике, параллельно занимаясь доработкой судостроительной программы. По этой программе строились мощные, быстроходные, манёвренные, с сильным вооружением корабли. Кстати, все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, в 1941 году вступившего в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе.
В ходе работы над программой Колчак тесно сотрудничал с адмиралом Н. О. Эссеном, с 1908 года командовавшим Балтийским флотом. В 1912 году Эссен предложил ему вернуться в действующий флот и Колчак, считая свои задачи по судостроительной программе и подготовке флота к войне выполненными, на это предложение ответил согласием.
Колчак был переведён на Балтийский флот, где вступил в командование эсминцем "Уссуриец".
В мае 1913 года по распоряжению Эссена, он был назначен командиром "Пограничника", который служил посыльным судном адмирала и был им особенно любим: командующий флотом часто поднимал на нём свой флаг.
В декабре 1913 года Колчак был произведён в капитаны 1-го ранга. Составляя его аттестацию, непосредственный начальник Колчака, командующий 1-й минной дивизией контр-адмирал И. А. Шторре, написал:
"Выдающийся офицер во всех отношениях.
Характера твёрдого, установившегося, немного нервен в управлении кораблём, здоровья крепкого.
Весьма дисциплинирован, воспитания отличного.
Большая начитанность по морским вопросам, специальная подготовка к службе Генерального штаба. Языки знает.
Обширные познания по морскому делу, удивительная работоспособность, выносливость и отношение к порученному делу ставят капитана 2-го ранга Колчака на выдающееся место среди молодых штаб-офицеров флота".
(Документ датирован 21 августа 1913 года).
Через три дня после производства в чин Колчака назначили исправляющим должность начальника Оперативного отдела штаба командующего морскими силами Балтийского флота. Несколько месяцев он совмещал это назначение с командованием "Пограничником".
В июле 1914 года Колчак начал исполнять обязанности флаг-капитана по оперативной части в штабе Эссена.
Мир стоял на пороге катастрофы - Первой Мировой войны...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1