Если вы будете знакомиться с аннотациями к книгам Данелии, то обратите внимание, что всё в них привязано к тому, какой период творчества описан в той или иной книге, какие фильмы были сняты в эти годы. Всё так. И о фильмах идёт речь и об актёрах, которые в этих фильмах снимались. НО, поверьте, далеко не только это. Данелия описывает эпоху, в которую жил. Всё, что происходило с ним, неразрывно с этим связано.
Читая мемуары Данелии, я постоянно вспоминала мемуары Эльдара Рязанова. И пришла к выводу, что мемуары режиссёров очень сильно отличаются от чьих-либо иных мемуаров. Знаете, почему? Потому что читая о фильмах, актёрах, режиссёрах, мы все так или иначе понимаем, о чём идёт речь, открываем тайны и загадки давно знакомого. И в некоторой степени все эти мемуары о нас самих, о том, что мы давно любим, но знаем лишь частично.
Три книги мемуаров — это условно три этапа творчества режиссёра. Да, возможно, что-то в книгах перекликается. Но зато каждая из них самостоятельна для чтения.
В первой книге, «Безбилетный пассажир», автор рассказывает о своих ранних, но уже успешных профессиональных годах и фильмах, начиная с начала 1960-х и заканчивая 1970-ми: «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Джентльмены удачи» и проч.
В следующих книгах тональность рассказа меняется. С воздушно-лёгкой (комедийной) на более серьёзную, зрелую (трагикомедийную).
«Тостуемый пьёт до дна»
Годы шли, копились опыт и мастерство, но копились и разочарования. Данелия мечтал снимать серьёзное, драматическое кино. Но ему не давали. По разным причинам. В книге «Тостуемый пьёт до дна» режиссёр рассказывает как не снял «Хаджи-Мурата», «Преступление и наказание», «Мёртвые души», «Мастера и Маргариту», «Гекльберри Финна».
В случае с тем же «Хаджи-Муратом» для начала съёмок было готово всё, абсолютно всё (сценарий, актёры, места съёмок и т.д.), но в самый последний момент картину закрыли. Причину узнать так никогда и не удалось, даже очень влиятельным друзьям Данелии. Жаль, что у каждого режиссёра (да и актёров) была своя ниша. И то, что давали снять Калатозову, не давали снять Данелии.
Нет комментариев