Франко Маннино был успешен в различных музыкальных областях. С 16 лет концертировал по Италии и за рубежом как пианист. Параллельно развивалась его композиторская карьера. К концу жизни в наследии музыканта окажутся около 700 опусов в разных жанрах: оперы (их десять) и оратории, инструментальные концерты и симфонии (их двенадцать). Плодотворно он работает и в кино, создав музыку к множеству фильмов, среди которых есть и шедевры знаменитого режиссера Лукино Висконти (Маннино был женат на его сестре) – «Смерть в Венеции», «Семейный портрет в интерьере», «Невинный»: за саундтрек к этому последнему фильму Висконти композитор получил национальную кинопремию «Давид ди Донателло».
На родине авторитет музыканта был признан различными институциями, в 1969–1971 он руководил Театром Сан-Карло в Неаполе, в 1970–1991 был профессором Академии Санта-Чечилия в Риме и президентом Филармонической академии Болоньи. С конца 1950-х появлялся за пультами итальянских оркестров, дирижировал и оперными спектаклями. Маннино-дирижера стали всё чаще приглашать за рубеж. Он выступал в Европе, оказался первым итальянцем, дирижировавшим в Китае, в 1980-е руководил Оркестром Национального центра искусств в Оттаве, где также проводил именной фестиваль. Часто Франко Маннино бывал на гастролях и в Советском Союзе: в Москве сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром СССР, в Ленинграде – с филармоническим Заслуженным коллективом, с которым у дирижера сложились особые отношения.
Их первый совместный концерт в Большом зале филармонии состоялся 8 февраля 1973 года. С декабря 1980-го по апрель 1987-го Маннино приезжал сюда еще на четыре программы. Все они прошли с повтором, отдельные были записаны и вскоре изданы фирмой «Мелодия».
Под управлением итальянского маэстро оркестр исполнял симфонии Франка и Бетховена (№ 5 и № 7), оперные увертюры Глинки и Россини, симфонические фрагменты из опер Вагнера, Верди, Пуччини, «Иберию» Дебюсси, пьесы Скарлатти в оркестровой версии для духовых Дмитрия Шостаковича. Маннино был с ним знаком и знакомством этим гордился. Сочинил он в 1981-м и свою «Ленинградскую» симфонию, точнее – Симфонию № 4 «Ленинград», которую посвятил Заслуженному коллективу и исполнил с ним в сентябре 1982 года в серии концертов к 100-летию первого русского оркестра.
Собственные сочинения Франко Маннино включал в каждую программу, все они звучали впервые – либо в СССР, либо в Ленинграде. В 1973-м – Каприччио на темы Паганини,в 1980-м – поэма «Нирвана», в 1984 году – Реквием памяти Леонида Когана “Missa pro defunctis”, в 1987-м – Симфония № 5 «Озеро Рид».
Дважды Маннино одновременно выступал и как солист – играл Концерт № 3 Бетховена (1980) и Симфонические вариации Франка (1982).
В последний раз Франко Маннино вышел на сцену Большого зала филармонии в мае 1988 года. На сей раз – за дирижерским пультом не филармонического коллектива, а Госоркестра СССР. Большей частью концерта– сочинениями композиторов из Китая, ГДР и Эфиопии, исполненными в рамках Международного фестиваля «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами», дирижировал Владимир Вербицкий, но Шестая симфония итальянца Маннино прозвучала под управлением автора.
Сегодня мы вспоминаем этого многогранного человека и отдаем дань уважения его таланту и трудолюбию.
Нет комментариев