Родившийся в семье воронежского паровозного машиниста, дерзкий подросток Саша Пожаров был отчислен за грубость с надзирателем технического училища, где отучился два года. Чтобы заработать на жизнь стал менять разные рабочие специальности, но душа тянулась к искусству. Он много читал, мечтал когда-нибудь выступить на сцене. И тут подвернулся случай: в Воронеже стала работать труппа знаменитого антрепренёра А.М. Медведева. Обаятельного 24-лётнего юношу с красивым голосом взяли на исполнение ролей в эпизодах. И снова удача! Его заметил известный актёр Малого театра А.И. Южин-Сумбатов и предложил пройти 2-х годичное обучение на драматических курсах при Московском театральном училище (ныне училище имени М.С. Щепкина). Александр с радостью согласился. Его наставником стал прославленный актёр и педагог А.П. Ленский. После окончания курсов Александра Пожарова зачислили в Малый театр. Почему он взял псевдоним Остужев? Существуют две версии. Первая: во время одного успешного выступления публика стала кричать: «Пожаров! Пожаров!». Некоторые зрители подумали, что начался пожар и побежали из зала, возникла паника, толчея. В театре артисту предложили заменить настоящую фамилию на фамилию персонажа, которого он исполнял. Версия вторая: зная взрывной характер своего ученика, преподаватель Александр Ленский, чтобы «остудить» его, предложил сценическую фамилию Остужев. Однако молодой человек не всегда мог сдержать горячий нрав, подрался с коллегой и был уволен. Сезон 1901-1902 он провёл в театре Корша. После «исправления» его вернули в Малый театр, где он прослужил всю свою жизнь.
Первые роли у него были романтического характера, затем он перешёл к драматическим. Зрителям особо полюбились персонажи в пьесах А.Н. Островского - Незнамов («Без вины виноватые»), Лжедмитрий («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»). С 1908 года актёр стал терять слух, не прошло и двух лет, как он полностью оглох. Для артиста это настоящая трагедия. Но Остужев не сдался. Он выработал свой метод: выучивал весь текст пьесы и по губам партнёров понимал, что они произносят. Коллеги помогали ему - всегда строили мизансцены так, чтобы он видел их лица. Так он сыграл героев в трёх шекспировских спектаклях: Фредерика («Буря»), Орланда («Двенадцатая ночь»), Бассанио («Венецианский купец»). И хотя «звёздная слава» ещё жила при нём, роли он получал всё реже. Постепенно актёр и сам стал отказываться от них, потому что не мог слышать замечаний постановщиков спектаклей. Прорыв в работе наметился в 1935 году, когда ему встретился режиссёр С. Радлов, начавший писать Александру Алексеевичу письма с разработкой ролей. Остужев точно выполнял его указания. Оглушительный успех выпал на его долю после роли Отелло в одноимённой пьесе Шекспира. Публика стояла сутками за билетами. Сотый спектакль был сыгран в декабре 1937 года с таким же триумфом. После этого он исполнил Скупого рыцаря в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина (1937), заглавную роль в спектакле « Уриэль Акоста» К.Гуцкова (1940). Когда началась Великая Отечественная война, 67-летний артист записался во фронтовую агитбригаду, внёс свои сбережения в фонд обороны. На радио он впервые прочёл стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война» и вскоре на эти слова А.В. Александровым была написана легендарная песня. После войны Остужев продолжал играть свои роли, читать на радио. В свободное время занимался обработкой металла, превратив квартиру в мастерскую. Последней работой в театре стала роль Рассказчика в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого. За все годы в Малом театре А.А. Остужев создал более 100 ролей. Он был удостоен звания народного артиста СССР (1937), ему вручили дважды орден Ленина (1937, 1949), Сталинскую премию I степени (1943), медаль «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г.». Его именем были названы улицы в Воронеже и Москве (ныне Б. Козихинский переулок). Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.
Нет комментариев