Однажды одному священнику задали вопрос об Иуде, и он ответил, что Господь еще раньше знал, что именно так тот и поступит, что будет такой человек. Об этом говорил даже пророк Давид много веков назад. Получается, что появление Иуды было предопределено? У нас много святых, которые от чрева матери были святыми. Так в чем же наша свободная воля, если все предопределено?
Для того чтобы задать этот вопрос, можно было не вспоминать об Иуде. Об этом сказано в отношении всех людей…Бог предузнал человека; Он знает, какой человек, какова его свободная воля, и Своим Промыслом укрепляет человека в том намерении, которое находится в его сердце. Если человек стремится к Богу по своей собственной воле, Бог знает, когда, где и как нужно поддержать человека, чтобы немощная человеческая воля смогла прийти туда, куда действительно нужно прийти человеку: к благу, добру, к Богу. Без Его помощи и поддержки никакая наша воля не смогла бы достичь ничего и никогда. Также Бог знает и человека, который избирает зло (или лукавство, или еще что-то плохое), и всячески старается остановить его на этом пути (как это было и с Иудой), зная, что он на этом пути не остановится. Но и этому злу, каким бы оно ни было, Бог попускает быть, ибо Он создал человека свободным, но употребляет это зло на благо всего человечества или каждого конкретного человека. В данном случае зло Иуды было его собственным злом, но Бог сумел употребить это зло, которое все равно было бы злом, и сделать из него достаточно большое благо.
Каждый раз человек поступает по своей воле: он ненавидит, злится, крадет, ворует, ревнует, завидует, убивает, много другого зла делает, и делает это все по своей воле. И Бог попускает этому злу, которое находится в сердце человека, случиться, но если Он попустил этому задуманному человеком злу случиться, значит, Бог знает, как из этого сделать благо. Мы этого не знаем и не видим. И только святые открывают нам эту тайну. На самом деле, если этому попущено случиться, значит, Бог знает, как из этого сделать благо сейчас, или через сто лет, или через тысячу. Он просто это знает. Но исходное положение – это то, что на сердце человека… То же самое можно сказать о святых, от чрева матери освященных. Во-первых, таких людей отнюдь не так много. Если вы внимательно почитаете жития, то грешников там гораздо больше, чем святых людей, про которых потому и говорится, что еще с детства они показали свои особые склонности. Во-вторых, если вы обратите внимание, это всегда святые люди, появившиеся от почти таких же святых родителей, то есть это святые или праведные люди на протяжении нескольких поколений. Сама Дева Мария, Сергий Радонежский, Александр Свирский – это люди очень благочестивых родителей, причем благочестивых не в одном поколении. Кто же может родиться от таких людей, как не святые? Но даже в этом случае Бог знает, что в этом человеке, и знает, что этому человеку лучше с детства сразу получить, осознать, почувствовать эту благодать; и тогда он сможет принести огромный плод. Вы думаете, это легко? Вы думаете, если человек освящен от чрева матери своей, то ему теперь легко все дается? На самом деле быть освященным от чрева матери и получить благодать Божию в осознанном детском возрасте крайне тяжело, и дается это только очень крепким, очень сильным, необыкновенным по всем человеческим возможностям людям. И Сергий Радонежский, и Александр Свирский – это люди, перенесшие чрезвычайный подвиг. Они перенесли подвиг не потому, что им дана благодать; они перенесли этот подвиг с величайшим терпением на грани человеческих сил, чтобы только устоять в этой благодати, устоять в этом призвании, которое они услышали чрезвычайно рано. Если нам после многих лет, проведенных в различных грехах, слабостях и страстях, где-то в среднем возрасте, а кому-то и ближе к пенсионному возрасту приходится (именно приходится!) откликаться на призыв Бога, мы говорим: «Не могу – трудно, тяжело». Хотя благодать нам дана, она есть – пожалуйста, давайте будем на нее откликаться. Нет, мы не можем, нам себя жалко, просто жалко себя. Мы не можем, мы обвиняем Бога, что Он нам не дал благодать такую, как дал святым. Нет, Он дал нам благодать точно такую же, как дал святым. Мы ничем не отличаемся по благодати, скажем, от Сергия Радонежского или от Серафима Саровского – в крещении на нас сходит Тот же самый Дух. Мы просто не готовы принять эту благодать. Бог не судит нас за это, Бог милостив. Но дело не в Нем, дающем нам столько или столько, призывающем нас тогда или тогда. Он все равно награду всем нам даст одинаковую, как говорится в евангельской притче. Все дело в том, что мы – праздны, как те работники одиннадцатого часа. А если бы нас призвали с детства, готовы ли были мы всю жизнь отдать Богу? Отказаться от всех мирских радостей, которые здесь есть, и всю жизнь целенаправленно поститься, молиться, уединяться, бороться со страстями непреложно, каждый день, каждый час, каждую секунду, глядя за своей душой, чтобы в нее не проникло никакое зло? И это без отдыха, без отпуска, без каких-либо шалостей, утешений и прочих вещей. Только предузнавая человека, к чему он способен, видя, что он способен откликнуться на такое доверие Богу, Бог дает благодать. Когда Он видит, что человек не готов, Он этого не дает, потому что человек получит благодать, а потом пустится во все тяжкие, устав от напряжения духовной жизни. Бог никогда не ошибается. Но при этом во всех этих случаях сохраняется полная свобода воли и произволение самого человека.
Священник Константин Корепанов, клирик Свято-Троицкого собора г. Екатеринбург
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев