Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Ветхом Завете. Его главное имя, отличающее Его от других Личностей, – Сын. О рождении Сына говорится еще в Ветхом Завете, например, в греческом варианте 109-м псалма. В русском переводе не совсем точно передан смысл: Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109, 3). Греческий подлинник звучит так: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». Прежде Денницы, то есть прежде сотворения «Утренней звезды» ― Люцифера. Из чрева значит из сущности Отца. Во 2-ом псалме очень много говорится о Сыне Божием: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 7‒12). В Ветхом Завете, у пророка Исаии, прямо говорится о Сыне: Ибо младенец родился нам ― Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6). Здесь слово «мир» употреблено в смысле примирения, потому что князем мира сего в смысле владычества называют дьявола. В Книге Притчей также говорится о Сыне Божием: Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? (Прит. 30, 4). В Книге Исуса сына Сирахова тоже есть упоминание о Сыне Божием: Воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби (Сир. 51, 14). Бог Отец Бога. О Слове Божием (Сыне) в Ветхом Завете упоминается около 2500 раз. Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Новом Завете. Нет смысла приводить все места Нового Завета, где упоминается о Сыне Божием, потому что такие упоминания имеются в любой главе. Имя Сына Божия упоминается в Священном Писании Нового Завета 83 раза. Рождение. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Сын вечно стремится к Отцу, а Отец вечно отдает Себя Сыну. Здесь говорится о вечной любви между Отцом, Сыном и Духом Святым. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 2‒4). В Сыне был Дух Святой. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 8‒9). Свет истинный просвещающий – это Сын Божий. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Единородный ― единственный у Родителя, отличный от усыновленного. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Личности пребывают одна в другой ― Отец в Сыне, Сын в Отце. Сын обладает полным знанием Отца. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27). Сын ― полнота Бога. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин. 1, 16). Какой полноты? Об этом говорит Послание к Колоссянам: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Бог Сын обладает такой же властью, как и Отец. Исус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 17‒24). Сын говорит, что не может Сам от Себя творить, потому что Отец ― причина. Сын есть Слово Отца, разум Отца полностью проявляется в Сыне. Сын знает все. Господи! Ты все знаешь (Ин. 21, 17). Божество Сына. Сын точно являет нам Отца. Об этом говорит вся первая глава послания апостола Павла к Евреям (см.: Евр. 1, 1‒14). На нее можно опираться, когда речь идет о Божестве Сына. Писание специально подчеркивает, что Сын ― не Ангел по своей природе, что все Ангелы поклонились Сыну (см.: Евр. 1, 4‒5). Бог говорит, что высшее Откровение ― через Сына (см.: Евр. 1, 1–2). Отец не может быть без Сына, и Сын ― сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3). Сын ― Образ Личности (ипостаси) Бога, поэтому Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня… Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне? (Ин. 14, 6‒10). Христос ― Путь, потому что подражающий Ему идет к Отцу, Он – Истина, потому что Он – мерило всего, что есть в этом мире, Он ― Жизнь, потому что дает все виды жизни. Видевшей Его видел и Отца. Далее о Сыне говорится, что Он держит все словом силы Своей (Евр. 1, 3). Господь весь мир держит словом силы Своей, а в греческом подлиннике написано «вращает все одним пальцем, Словом Своей Силы». Вселенная держится одним пальцем Бога Сына. Сын ― Вседержитель, Правитель, Искупитель, Ему поклоняются все ангелы, Он вечно сосуществует со Отцом, Он – точный образ Отца. Божество во Христе ― это то же Божество, которое свойственно и Отцу, и Святому Духу. Небо и землю сотворил Исус Христос: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса ― дело рук Твоих (Евр. 1, 10). Господь говорит в Откровении: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр. 1, 17‒18). Я первый и Я последний (Ис. 44, 6), говорит Иегова ― Тот же, Кто говорит, что первый и последний есть Иисус. Очень важное место есть в первом послании к Коринфянам: Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24). Исус Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Слово «премудрость» в Ветхом Завете означает Христа (например, в притчах царя Соломона, см.: Прит. 8, 22‒36). Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Прит. 9, 1‒6). Дом ― православная Церковь, семь столпов ― семь Таинств, жертва ― человеческая природа Христа, трапеза ― Святое Причастие, слуги ― миссионеры. Описание сущности Христа Бога (что Он такое) есть в Притчах царя Соломона (Прит. 7, 21‒27; 8, 1). Самый главный аргумент в пользу Божественности Христа очень простой. Когда спрашивают, кто такой Христос, можно ответить словами Евангелия: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Двух истинных богов не бывает. Аргумент против Свидетелей Иеговы: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). У Ветхого и Нового Завета один и тот же Автор. Действия Сына в истории человечества до пришествия в мир. Сын участвовал в творении, Сын создал человека по образу Своему, т. е. по образу Сына и по подобию Духа; образ Отца ― Сын, который уподобляется Отцу. Когда Адам согрешил, именно Сын искал Адама в раю: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8). И нашел его после своего вочеловечения и Воскресения на дне ада. Ветхий и Новый Завет ― одна линия Откровения, ведущая к одной цели. Адама из рая изгнал Бог: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). Отец повелел изгнать Адама, Сын изгнал, Святой Дух поставил охрану у ворот рая. К Каину Бог обращался голосом (Словом), другими словами, Сыном. В Ветхом Завете находятся несколько тысяч свидетельств о действиях Христа. Божие триединство. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 7). Сойдем и смешаем ― множественное число. Отец повелел, Сын смешал языки, Дух рассеял народы по всей земле. Также Агарь встретилась в пустыне с Сыном (см.: Быт. 16, 7‒14). И Сын посылает мусульман на христиан за наши грехи. В главах 18 и 19 Книги Бытия тайна триединства описана очень ясно: Три мужа стоят против него… И сказали ему… сказал Господь… Он сказал… И встали (см.: Быт. 18, 2‒16). Далее: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба (Быт. 19, 24). Господь… от Господа ― речь здесь идет о Сыне, именно Он сжег Содом и Гоморру. В Книге Исход в 3-й главе сказано, что именно Сын вывел евреев из Египта, первенцев египетских тоже истреблял Сын (см.: Прем. 18, 12‒17). Величайшее Откровение имени Яхве ― Иегова было дано именно Сыном Божьим: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх. 3, 13‒14). Именно Иисус сказал, что Он есть Яхве. Триединство Отца, Сына и Святого Духа хорошо видно и в Книге пророка Исаии в 63-й главе (см.: Ис. 63, 7‒14). Вся Священная история ― это история действия Отца, Сына и Святого Духа.
Кандидат богословия о. Даниил Сысоев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 79