О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
1909 г.
Крестьянин Нефёд - вымышленный герой рассказа Ивана Бунина "Лапти". Небольшой рассказ может поместиться всего на двух страницах хрестоматии, но раскрывает тему сострадания людям так, как не всякий многотомный роман или повесть.
По сюжету, тяжело болен барский ребёнок, мать бессильна помочь мальчику, а зимний буран не позволяет послать за доктором. Нефёд решает выполнить последнюю волю умирающего мальчика - принести ему лапти - потому что для Нефёда нет никакой земной ценности, важнее сострадания ближнему - ребёнку, который рос на его глазах, его детской, чистой душе. Но в пути за лаптями Нефёд замерзает насмерть в сугробе.
В этом рассказе Бунин пишет не об отдельной судьбе, а о состоянии
Книга о том, как ковалась Великая Победа. И эта книга восхищала Нобелевского лауреата Ивана Бунина
В годы своей эмиграции во Франции Иван Бунин пристально наблюдал за всеми книгами, издававшимися в СССР. Будучи последним русским классиком, блестящим прозаиком, следившим за чистотой языка, и, наверное, самым строгим цензором всего XX века, Бунин яростно критиковал все книги, которые выходили в печать.
Горячо переживавший за советскую армию в военное лихолетье, писатель, конечно, не мог не высказаться об одном из основополагающих произведений на тему Великой Отечественной войны - поэме Александра Твардовского "Василий Тёркин".
Нобелевский лауреат Бунин дал, пожалуй, исчерпывающую характерис
Из дневников Ивана Бунина.
80 лет назад, ночь с 8 на 9 мая 1944 года, Франция
"Час ночи. Встал из-за стола - осталось дописать несколько строк "Чистого понедельника".
Погасил свет, открыл окно проветрить комнату - ни малейшего движения воздуха; полнолуние, ночь неяркая, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте неясный розоватый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щёлкание первых соловьёв...
Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и в работе!"
ПОД ОКНОМ БРОДИЛА И СКУЧАЛА...
Под окном бродила и скучала,
Подходила, горестно молчала…
А ведь я и сам был рад
Положить перо покорно,
Выскочить в окно проворно,
Увести тебя в весенний сад...
Там однажды я тебе признался, -
Плача и смеясь, пообещался:
"Если встретимся в саду в раю,
На какой-нибудь дорожке,
Поклонюсь тебе я в ножки
За любовь мою".
1938 г.
Как-то Иван Бунин разошёлся во мнениях со своим другом, художником Петром Нилусом (который, всё же надо признать, весьма неплохо разбирался в музыке). Тот достаточно противоречиво высказался о композиторе Петре Ильиче Чайковском.
"Местами он гениален, а местами ничтожен", - отрезал Нилус.
Бунин, в свою очередь, оспорил его. Творца надобно судить по лучшим местам, и "человек, который одной музыкальной фразой дал почувствовать целую эпоху, целый век - должен быть очень большим", сказал Иван Алексеевич.
Нижегородский писатель Елена Крюкова выпустила фильм об Иване Бунине. В фильме говорится об осмыслении им революции 1917 года. Его, как и многих, зацепило "коромысло русской трагедии", на одном конце которого - вся тяжесть прошлых веков и вся высокая гордость за прошедшие века, а на другом конце - изменения, революции, потрясения, жажда новой жизни. Время перемен ознаменовались появлением знаменитого текста Бунина "Окаянные дни", который невозможно читать без слёз.
То, что я стал писателем, вышло, как мне кажется, как-то само собой, без всяких моих решений на этот счёт, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-нибудь на роду написано. Хорошо сказано, что человек делается тем, о чём он думает. Но всё-таки это не решает вопроса, почему один думает об одном, а другой о другом. От некоторых писателей я не раз слышал, что они стали писателями случайно. Не думаю, что это совсем так, но всё-таки могу представить их и не писателями, а вот самого себя не представляю.
Были во мне с детства большие склонности к музыке, к живописи, к ваянию. Мой домашний воспитатель играл на скрипке, рисовал акварелью - и я до сих пор помню какое-т
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ОПЯТЬ С ЗАРЁЮ...
Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.
Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;
Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
1896 г.
Иван Бунин и Александр Блок когда-то были очень дружны и уважали друг друга. По случаю Вербного воскресенья вспомним чудесные стихи Блока:
ВЕРБОЧКИ
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня...
1906 г.
Показать ещё