Действительно, осознанному и ответственному родителю важно понять: нормально ли то, что происходит с его ребенком, или это какое-то отклонение? Как не пропустить тот момент, когда малышу нужна помощь? Давайте разбираться...
Ко мне, как к педагогу-психологу, часто обращаются родители с такими жалобами —
«У всех дети как дети, а у меня…» (вариант на выбор):
неуправляемый,
тормоз,
слов не понимает,
не хочет учиться,
дерется,
ворует,
кусается,
грызет ногти,
мальчик, а ведет себя как девочка,
девочка, а ведет себя как мальчик.
Действительно, осознанному и ответственному родителю важно понять: нормально ли то, что происходит с его ребенком, или это какое-то отклонение? Как не пропустить тот момент, когда малышу нужна помощь?
Давайте разбираться.
Первое. Нужно четко понимать: все дети сильно разные. Каждый ребенок индивидуален. Поэтому «подстроить» его поведение под «норму» в понимании взрослого человека сложно. Когда речь идет о поведении, важно понимать ПРИЧИНУ действий ребенка, а не то, какие внешние проявления мы видим.
Второе. Если ребенок родился здоровым, не имеет с младенчества серьезных неврологических диагнозов, то все отклонения в его поведении корректируются. При этом возможны два варианта:
Поведение ребенка изменяется. Чем он младше, тем легче на это повлиять. Но до 13–14 лет все еще возможно.
Родитель, разобравшись в причинах такого поведения у ребенка, понимает, что оно совершенно нормально.
Поговорим о самых часто встречающихся запросах.
«Неуправляемый»
Ребенок-ураган, гиперактивный, ни секунды не сидит, сладу с ним нет. В садике, в школе жалобы на поведение. Невнимательный, в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Это особенности психики таких детей. И это норма. От природы они ловкие, гибкие, чаще всего у них проявлено стремление к лидерству — первым что-то сделать, получить самое лучшее.
А еще они большие любители обнимашек, массажей, водных процедур, ласки — всего, что связано с нежным прикосновением к коже. Она у них тонкая, бархатная, очень чувствительная.
Что же делать родителям, чтобы приручить свой маленький ураган?
Опираемся на сильные стороны: отдаем в активный спорт, особенно направленный на командное взаимодействие, и любой, связанный со скоростью — беговелы, самокаты, велосипеды.
Постепенно вводим правила и ограничения сообразно возрасту. Не поверите, но такие дети очень любят соблюдать правила и следят, чтобы все вокруг это делали. Например: «У нас каждый убирает кружку за собой, и ты, Петя (имя ребенка), будешь главный — следить, чтобы все соблюдали правило».
Соблюдение режима дня просто необходимо таким деткам, особенно режима сна. Найдите момент, когда ребенок устал, но еще не слишком перевозбудился — это будет временем, когда он должен ложиться в постель. Каждый день в одно и то же время. Очень желательно, чтобы мама ложилась рядом и читала хорошую, добрую сказку на ночь. Поглаживала по спинке, по ручкам или делала массажик на ночь.
Дети более старшего возраста, ближе к 10–11 годам, при таком подходе уже сами с удовольствием бегут в постель в 21–22 часа с книжкой и вскоре засыпают.
Категорически нельзя:
Требовать от таких детей усидчивости и послушания насильно. Они неусидчивые. Такие люди. Когда им будет интересно, они смогут выполнить задание. Если при этом ребенок не сидит ровно на стуле, а подскакивает, постукивает ногой, делает параллельно что-то другой рукой — относитесь к этому спокойно. Это норма для него. В будущем терпения будет больше, но только при правильном воспитании.
Бить физически и унижать морально, оскорблять такого ребенка. Всего несколько ударов могут сделать из такого малыша воришку. Склонность присваивать (добывать) — это его. Если вы уже столкнулись с таким поведением — ни в коем случае не наказывайте ребенка. Здесь нужен особый подход, иначе этот замкнутый круг будет не разорвать.
Оскорбления — «Что из тебя выйдет? Дворником будешь!» — также наносят ущерб психике, склонной к достижениям! Это больно вдвойне для такого ребенка.
«Копуша»
Чрезвычайно медлительный ребенок. «Копуша» все делает как в замедленной съемке. Долго не может одеться, собраться, медленно кушает и т. п.
Такой малыш не может делать несколько дел одновременно — ему важно закончить одно дело и только потом взяться за другое. Последовательно и основательно — это его девиз.
И это норма. Такая психика у человека.
Если взрослый дает несколько ценных указаний одновременно, пытаясь ускорить свое чадо, ничего хорошего из этого не выходит.
Многих родителей раздражает медлительность ребенка. Они начинают торопить его, подгонять. Тогда он делает все еще медленнее или вообще впадает в ступор.
Как быть родителям?
Обратите внимание на то, что ваш малыш нацелен сделать каждое дело основательно! Довести до идеала. Поддержите это! Не случайно природа наделила его такими свойствами — кто-то же должен в этом мире основательно строить, обучать, лечить и т. п. В этих вопросах «бегом» не получится! Учиться на профессию врача, например, нужно не менее восьми лет.
Похвалите ребенка за качественно сделанную работу. Дайте столько времени, сколько нужно для ее выполнения. Оцените результат, выразите восхищение.
Если, например, вас раздражает то, что утром ребенок очень долго собирается, разбудите его заранее. На столько заранее, чтобы ему хватило времени не спеша сделать все, что необходимо. Подбадривайте после каждого сделанного шага. «Уже умылся? Молодчина, теперь идем завтракать. Покушал? Отлично, одеваемся».
Такие детки склонны что-то мастерить своими руками. Они усидчивы и дотошны. Рисование, лепка, выжигание, поделки из бисера и другого материала, гравюры и т.п. принесут удовольствие.
Они отличные ученики. Это их ценность — учиться, получать знания. У них хорошая память. Это хорошие друзья, послушные сыновья/дочери, аккуратные люди, любители чистоты. Им очень важна положительная оценка значимых взрослых — мамы, учителя. Следите, чтобы воспитатель или учитель в школе не торопил вашего ребенка. Договоритесь о возможности завершить работу во время перемены, если не хватило времени на уроке.
Категорически нельзя:
Дергать, торопить, особенно сдергивать малыша с горшка. Очищение организма — очень важное дело для такого ребенка, не нужно ограничивать его во времени.
Поручать несколько дел одновременно.
Выражать недовольство медлительностью малыша.
Его таким задумала природа. Нам, взрослым, нужно это понимать. Это сложно, потому как мы по природе можем быть совсем другими. Например, такими, как описано в первом случае: «неуправляемый». Может быть, это про вас в детстве? https://www.yburlan.ru/biblioteka/otkloneniya-v-povedenii-u-rebenka
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Ему важна тишина. Тихая речь. Позитивные смыслы."
Со знаниями психоанализа повторять эти ошибки непростительно.