АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок СО ЗВУКОВЫМ ВЕКТОРОМ, который характеризуется рядом свойств, желаний и соответствующих проявлений. Среди них – внешняя холодность, амимия, нередко отрешенность, отсутствующий взгляд. Данные проявления встречаются и у здоровых детей и взрослых со звуковым вектором. Звуковик – это интроверт, менее других заинтересованный в общении. Одной из основных его потребностей является потребность в тишине, которая дает ему возможность правильного сосредоточения – не внутри себя, а на внешнем мире.
Метод эмоционально-уровневой терапии не учитывает этих особенностей, определяющих поведение звуковика (а значит, и аутиста), и, следовательно, предполагает воздействие на него в том, что ему не свойственно, что оставит его равнодушным и, более того, может способствовать еще большему уходу в себя. Нельзя сказать, что звуковик лишен эмоций, ему лишь не свойственно их выражение наружу (это является его комфортным состоянием). Попытка развить то, что не свойственно ему изначально, ведет к отсутствию значительных результатов в работе с ребенком-аутистом.
Однако необходимо отметить, что наряду со звуковым вектором аутичный ребенок всегда имеет один или более векторов, которые также определяют его свойства, поведение и характер отклонений в случае аутизма. В частности, наличие зрительного вектора может делать его обладателя эмоционально лабильным, нередко истеричным, пугливым (данные проявления относятся к неразвитому и нереализованному зрительному вектору). В этом случае подход О.С. Никольской может иметь позитивный результат: создание эмоциональной связи со взрослым позволит наполнить эмоциональную сферу ребенка со зрительным вектором и стать основой для работы над проблемами больного звукового вектора.
Как было показано выше, у аутичного ребенка нередко сопутствующим вектором является анальный вектор, определяющий особую зависимость от матери, даже в случае сложных и напряженных отношений между ними, проявляющихся агрессией ребенка по отношению к ней. В данном случае работа с матерью и ребенком, улучшение эмоционального фона семьи, восстановление потерянного чувства защищенности также дает позитивный результат. В системно-векторной психологии дается точное понимание психических особенностей ребенка с анальным вектором, учитывая которые можно более значительно продвинуться в работе с аутичным ребенком.
В любом случае, работа только лишь с эмоциональной составляющей оказывается недостаточной в арсенале средств абилитации аутистов, так как без параллельной осознанной работы со звуковым вектором ребенка, создания условий для его развития, выдающихся результатов добиться невозможно.
Это определяется доминантностью звукового вектора: пока не наполнены желания, обусловленные звуковым вектором, все остальные желания подавляются, а не нашедшая конструктивного выхода психическая энергия сопутствующих векторов реализуется в различных патологических проявлениях.
Одним из современных методов коррекции аутизма является также групповая терапия, представляющая собой интегрированное обучение аутичных детей вместе со здоровыми детьми. Целью данной методики является достижение соответствия групповой норме, выработка имитации существующей групповой модели поведения. В задачи школы входит стабилизация эмоциональной сферы аутичного ребенка через поддержку определенным «ритмом жизни» группы, которая принимает аутиста как себе подобного. Данный метод отличается от традиционного подхода, в котором для детей с аутизмом предоставляются индивидуальные условия и специально разрабатывается программа для адекватного развития. Здесь основные усилия направлены на формирование базовых навыков самообслуживания и контроль стереотипных и деструктивных действий. Однако данная практика не дает результатов в развитии коммуникации и социального взаимодействия.
Адаптация ребенка в группе – важнейшая составляющая его развития. Однако известно, что аутист отличается избирательным контактом, и нередко он абсолютно неадекватно реагирует на необходимость нежелательного для него контакта, ему крайне сложно включаться в обучающий процесс. Очень важно понимать психические особенности звукового ребенка, чтобы этот метод имел возможность оказаться более успешным.
Любой коллектив детей, как правило, оказывается как минимум шумным. Громкие звуки, шум являются травмирующим фактором для аутичного ребенка. В таких условиях он не способен сосредоточиться на каких-либо заданиях, это не способствует фокусировке на предлагаемой деятельности. Прежде всего, необходимо создать комфортную для звуковика обстановку (тишина или негромкая классическая музыка на фоне), а затем предлагать ему те задания, которые могут пробудить его звуковой интерес (решение каких-то математических головоломок и все, что задействует его абстрактный интеллект). Таким образом создаются минимальные необходимые условия для так называемого выхода наружу аутичного ребенка из своей раковины и адаптации его в коллективе.
Метод удерживающей (холдинг) терапии [11] основан на предположении, что центральным нарушением при аутизме является отсутствие физической связи ребенка с матерью. Базовым действием данной методики является практически насильственное образование этой связи. Главная цель метода – преодолеть неприятие ребенком матери и развить в нем чувство комфорта. Эта привычка вырабатывается через систематическое создание длительного состояния дискомфорта, после чего наступает эмоциональное истощение и подчинение, за которым, согласно методике, следует период, когда ребенок способен позитивно воспринимать окружающее. Рассматриваемый метод коррекции используется только в исключительных случаях и то эпизодически, поскольку довольно спорным является его этический аспект.
С точки зрения системно-векторной психологии самое важное условие для развития ребенка – это чувство защищенности, которое он получает от родителей (или опекунов). Применяя к нему насилие, мы в любом случае лишаем его этого чувства. Насилие над звуковым ребенком может иметь только негативные последствия. Состояние истощения, возникающее после длительной потери чувства защищенности, только усугубляет уход звукового ребенка еще глубже в себя, дальше от неприятного ему мира.
Интересным в работе с детьми-аутистами является метод выбора (разработан семьей Кауфман [12]). Работа с ребенком направлена на то, чтобы изменить отношение родителей к нему таким образом, что начинает меняться и его собственное поведение. Считается возможным восстановление функций мозга аутиста до здорового состояния при создании соответствующих условий.
Суть метода заключается в том, что родителям необходимо принять своего ребенка, полюбить таким, какой он есть, и сделать выбор в пользу состояния счастья вместо разочарования. Когда у родителей не останется негативных эмоций, связанных с нарушениями у ребенка, у него появляется возможность развития в новых условиях. Ребенок с аутизмом рассматривается в данной методике в качестве обычного ребенка, который пытается познать окружающий мир. При этом необходимым условием для него является чувство защищенности, доверия близким, отсутствие каких-либо требований с их стороны. Ребенку нужно показать, что этот мир не представляет для него опасности и не нужно закрываться от него. Необходимо играть с ним в игры, которые он выбирает сам, а также предлагать свои, но при этом родители должны воспринимать отказ спокойно. Каждое действие ребенка необходимо поддерживать, но без лишней эмоциональности. Общение ребенка с теми, кто не ознакомлен с сутью методики, должно быть ограничено. Данный вид коррекции используется, как правило, в том случае, когда родители отрицательно относятся к ребенку, при этом не допускается изоляция ребенка с аутизмом.
Данный подход обращает внимание на то, что аутичный ребенок – особенный, и ему необходимы специальные условия для развития. Однако минус этого метода заключается в том, что сами особенности такого ребенка остаются здесь нераскрытыми. Авторы говорят о том, что необходимо принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему почувствовать себя комфортно, но нет четких указаний, что является комфортом для аутиста. Кроме того, негативное отношение родителей к ребенку сложно поменять без ясного понимания, почему он такой, что с ним происходит, как возможно на это повлиять и как сегодняшнее отношение родителей определяет состояние ребенка.
Системно-векторная психология Ю.Бурлана позволяет получить четкое и исчерпывающее понимание этих вопросов, что значительно облегчает работу с ребенком-аутистом. Понимая системно особенности звукового вектора своего ребенка, родители способны в полной мере осознать ...
полный текст статьи - https://www.yburlan.ru/biblioteka/analiz-prichin-autizma-i-metodov-abilitacii-detej-autistov-s-tochki-zrenija-sistemno-vektornoj
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3