В те времена, когда имам Шамиль стал устанавливать свою власть в Аргунском ущелье (по реке Чанты-Аргун), шариат был принят везде по ущелью, от Шатоя до Итум-Кале. Лишь выше живущие селы не признали власти Шамиля и не желали присоединяться к имаму. В окружении примкнувших к Имамату сёл лишь одно селение Гут1а, где проживало общество гухой, отказывалось подчиняться Шамилю.
Аул Гута находился выше сёл Тумсой и Борзой, соседями их были представители общества мулкъой и коттой, а через реку – ч1иннхой. Выше же по Чанты-Аргуну жили дишний и ч1аьнтий (с. Итум-Кале). Гухойцы являются подразделением общества ч1уохой. Тогда знаменитым среди гухойцев человеком был Г1убаш. Он был бесстрашным воином, и гухойцы уважали и слушались его. Родного брата его звали Гела. Имам Шамиль прислал своих мюридов к гухойцам (три или четыре человека) с тем, чтобы те призвали горцев принять шариат (гухойцы уже до этого считали себя мусульманами), присоединиться к газавату, давая воинов в войско имама, платить в казну определенную часть скота и т. д. Губаш с презрением ответил, что никогда не будет ходить под властью грязного тавлина («Со боьхачу суьйличун к1елахь лелар вац»).
Получилась стычка с мюридами, и посланцы Шамиля были перебиты. Одного из оставшихся в живых раненого мюрида Губаш отправил к Шамилю, чтобы тот передал своему повелителю его ответ. Шамиль пришел в большую ярость, когда услышал такой ответ. С войском он двинулся в аул Гута. Брат Губаша – Гела был в это время в отъезде. Войско Шамиля окружило селение Гута. Гухойцы сразились с мюридами, но силы были слишком неравны, и они были разбиты. Губаш с родичами, женщинами и детьми засел в башне (эта башня жилая, трехэтажная, до сих пор находится в Гуте). Взять башню мюриды не смогли и осадили ее. Но в башне оказался предатель (чувитан стаг), этот человек был подкуплен Шамилем. Он занимался тем, что покупал хлеб на равнине и продавал своим родичам – гухойцам. Он спустил со второго этажа ночью, когда защитники спали, лестницу, и мюриды, ворвавшись в башню, перебили защитников. Губаш и его сын были захвачены в плен.
Решение суда было непреклонным – Губаша должны были ослепить. Ослепленного Губаша бросили в яму (темницу), которая была на первом этаже башни. На третьем этаже башни (г1ала) поселился имам. Губаш ночью задушил охранника и, взяв кинжал убитого, размахивая им перед собой, так как он не видел врагов, стал подниматься по лестнице к Шамилю (лестницы в башнях представляли собой бревно с вырубленными в нем ступенями. – Д. X.). Размахивая кинжалом, он убил телохранителей Шамиля, которые были на втором этаже башни. Кинжал попал в каменную стену, и у него отломился копчик.
Шамиль увидел, что слепой Губаш идет по лестнице на него с кинжалом в руке, и не дожидаясь, пока слепец взойдет на третий этаж, прыгнул на него, сев прямо на плечи Губаша. Имам яростно начал бить горца кинжалом по голове. Слепец же, пытаясь сбросить Шамиля, тыкал кинжалом в ягодицы имама, нанося раны. С каждым ударом имам стонал. Шамиль спросил Губаша, нанося ему очередной страшный удар кинжалом по голове: «Ну как теперь ты себя чувствуешь, Губаш?» («Х1инца мухха ду хьан дег1, Г1убаш?»). Губаш ответил: «Дер ду, Шемал, ткъе итт шерахь йисин йолу жерочуьнца доьххьара буьйса яккхинча санна!» («Как будто со вдовой, тридцать лет бывшей без мужа, провел первую брачную ночь!»). Губаш был очень сильным и мужественным человеком, и Шамиль понял, что ему так не свалить его. Имам перерезал кинжалом Губашу шейный позвонок, повредив костный мозг. Только тогда Губаш пал мертвым. Шамиль же, у которого на ягодицах было девять ран, около двух месяцев пролежал, смазывая раны коровьим маслом. Маленького сына Губаша родичи выкрали из темницы. От сына Губаша пошла фамилия Губашевых».
(Рассказал это семейное предание потомок Губаша – Салавди Губашев.)
О своих предках Салавди сообщил также: «Предок гухойцев Шаракъ пришел сюда из Малхисты». Салавди назвал своих предков: 1. Борз. 2. КIези. 3. К1ужал. 4. ГIубаш Гухоевский. 5. Ема. 6. 1ац. 7. Чупал-хьажи. 8. Пубаш. 9. Саламбек (1928 г. р.). 10. Салавди (информатор). Салавди не помнил, кто из Емы и 1ацы были отцом и сыном.
Дядя Салавди рассказывал ему эту историю более точно, называл имена, в том числе и предателя, хорошо помнил диалоги Губаша и Шамиля. Кинжал с отломанным кончиком долгое время хранился у потомков Губаша, но потом затерялся. Чупал трижды был в Мекке, поэтому к его имени прибавлено почетное «хаджи». Он прославился своими подвигами и приключениями в Аравии, когда ходил паломником. В третий раз, совершая паломничество, он погиб.
- Далхан Хожаев, отрывок из книги «Чеченцы в русско-кавказской войне».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 45
Это Народ, который невозможно победить.
ВОТ ЭТО ХАРАКТЕР!!!
Я БЫЛА ПОТРЯСЕНА, когда читала..., причём странно, в большинстве
историй я настолько проникаюсь чувством того момента, что как буд-то воочию всё вижу.